Корпоративная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:36, реферат

Краткое описание

Корпоративная этика представляет собой определенные правила делового этикета, которыераспространяются на работников определенной компании, организации или предприятия. Вдействительности, это шаблонное понятие имеет намного более глубокий смысл, нежели простопрописанные правила поведения в офисе.
Корпоративная этика позволит объединить сотрудников в семью, гдекаждый будет стараться помочь и поддержать другого, работая такимобразом на одно общее дело. Как только сотрудник перестанетчувствовать себя винтиком в системе, с помощью которого начальство ихозяева выкачивают для себя деньги, он начнет работать болеепродуктивно и воодушевленно.

Вложенные файлы: 1 файл

Корпоративная этика.docx

— 34.09 Кб (Скачать файл)

Согласно этой точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона.

Организации должны, поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам.

Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества.

Более того, в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ. Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п.

 

Понятие юридической и социальной ответственности

 

Социальные ожидания в отношении бизнеса с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление общества о роли бизнеса. Здесь важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью.

Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов, - к примеру, сколько токсичных веществ может содержаться в промышленных стоках; как исключить дискриминацию при найме на работу; каковы минимальные требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать другим странам. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако, она не обязательно будет также считаться и социально ответственной. Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Например, организация, которая, согласно регулированию, должна иметь в штате 15% представителей национальных меньшинств, но фактически не обеспечивает достижения этого 15%-го уровня, по закону отвечает за данное нарушение. Но ее вовсе не обязательно рассматривать как социально ответственную за положение дел в данном регионе с практикой найма национальных меньшинств. С другой стороны, следование закону не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности. Другую организацию, которая держит в штате более 15% представителей национальных меньшинств, следовало бы считать социально ответственной с точки зрения решения данной проблемы. Однако та же самая организация может нарушать закон, занимаясь лживой рекламой, и в этой сфере деятельности поведение организации нельзя считать даже юридически ответственным. Например, концерт, на котором в 1985 г. участвовали ведущие рок-группы со всего мира, жертвуя свое время, чтобы помочь собрать миллионы долларов для голодающих Эфиопии, можно считать примером социального ответственного поведения, поскольку никакой закон или регулирование не обязывали музыкантов поступать таким образом.

 

Аргументы за и против социальной ответственности

 

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для бизнеса  долгосрочные перспективы. Социальные  действия предприятий, улучшающие  жизнь местного сообщества или  устраняющие необходимость государственного  регулирования, могут быть в собственных  интересах предприятий в силу  выгод, обеспечиваемых участием  в жизни общества. В обществе  более благополучном с социальной  точки зрения благоприятнее условия  и для деятельности бизнеса. Кроме  того, даже если краткосрочные  издержки в связи с социальным  действием высоки, в долгосрочной  перспективе они могут стимулировать  прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества  формируется более привлекательный  образ предприятия.

2. Изменение потребностей  и ожиданий широкой публики. Связанные  с бизнесом социальные ожидания  радикально изменились с 60-х гг. Чтобы сузить разрыв между  новыми ожиданиями и реальным  откликом предприятий, их вовлеченность  в решение социальных проблем  становится и ожидаемой, и необходимой.

3. Наличие ресурсов для  оказания помощи в решении  социальных проблем. Поскольку бизнес  располагает значительными людскими  и финансовыми ресурсами, ему  следовало бы передавать их  часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство  вести себя социально ответственно. Предприятие является членом  общества, поэтому нормы морали  также должны управлять его  поведением. Предприятие, подобно индивидуальным  членам общества, должно действовать  социально ответственным образом  и способствовать укреплению  моральных основ общества. Более  того, поскольку законы не могут  охватить все случаи жизни, предприятия  должны исходить из ответственного  поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности  и законности.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение принципа  максимизации прибыли. Направление  части ресурсов на социальные  нужды снижает влияние принципа  максимизации прибыли. Предприятие  ведет себя в наибольшей мере  социально ответственно, сосредоточиваясь  только на экономических интересах  и оставляя социальные проблемы  государственным учреждениям и  службам, благотворительным институтам  и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную  вовлеченность. Средства, направляемые  на социальные нужды, являются  для предприятия издержками. В  конечном счете эти издержки  переносятся на потребителей  в виде повышения цен.

3. Недостаточный уровень  отчетности широкой публике. Поскольку  управляющих не выбирают, они  не являются непосредственно  подотчетными широкой публике. Рыночная  система хорошо контролирует  экономические показатели предприятий  и плохо - их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не  разработает порядок прямой отчетности  ему предприятий, последние не  будут участвовать в социальных  действиях, за которые они не  считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать  социальные проблемы. Персонал любого  предприятия лучше всего подготовлен  к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые  вклады в решение проблем социального  характера. Совершенствованию общества  должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих  государственных учреждениях и  благотворительных организациях.

 

Социальная ответственность на практике

 

Согласно исследованиям по вопросу отношения руководящих работников к корпоративной социальной ответственности, намечается явный сдвиг в сторону ее повышения. Опрошенные руководители считают, что давление в направлении повышения социальной ответственности бизнеса реально, имеет большое значение и будет продолжаться. Другие исследования показали, что представители высшего руководства фирм начали участвовать в работе местных сообществ как добровольцы.

Например, пожертвования компаний на местные благотворительные нужды - не новое дело. Сегодня, однако, компании все чаще предпочитают более прямые, личные формы участия в оказании помощи сообществам, вкладывая труд своих работников. Свыше 500 фирм, значительно больше, чем 10 лет назад, разработали программы, позволяющие их сотрудникам участвовать в проектах на благо сообщества. Подходы компаний к этому делу существенно различаются.

Некоторые фирмы разрабатывают программы, реализуемые в сообществе их же сотрудниками. Другие освобождают своих людей от основной работы, чтобы те обслуживали сообщество. Третьи вознаграждают добровольцев, работающих на сообщество, дополнительными днями к отпуску или публично отмечают заслуги этих людей, а иногда делают пожертвования от их имени. К добровольной относится такая работа, как консультирование по вопросам управления или оказание помощи в очистке территорий. Труд добровольцев приносит выгоду компаниям в той мере, в какой его оценивает принимающее такой вклад сообщество. Помимо очевидной выгоды в форме улучшения отношений с местным сообществом, у добровольцев, по сообщениям фирм, появляется более позитивное отношение к своей основной работе, а также к их работодателям.

Итак, протягивая руку помощи, фирма в той же мере помогает себе самой.

Самым большим препятствием в разработке программ в рамках социальной ответственности руководители называют требования рядовых работников и менеджеров увеличивать доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Стремление к скорейшему увеличению прибыли и доходов заставляет управляющих отказываться от передачи части свои ресурсов на программы, обусловленные социальной ответственностью.

Приведу примеры социальной ответственности в понимании фирмы "Ай Би Эм":

1. В рамках поддержки  стремления людей к повышению  своего образования фирма "Ай  Би Эм" соединяет в пропорции 2:1 целевые пожертвования своих  работников и находящихся на  пенсии сотрудников и их супругов, и направляет их в размере  до 5 тыс. долл. на учебное заведение  дарителя на один календарный  год известным в США учебным  заведениям в области высшего  и среднего специального образования. Таким же путем и субсидируются  образовательные ассоциации, единственная  функция которых состоит в  мобилизации средств для являющихся  их членами колледжей, которые, каждый  в отдельности, получают предназначенную  им долю субсидий.

2. Разработка программы  субсидий для больниц и учреждений  культуры. В рамках этой программы  фирма распределяет по принципу  два к одному пожертвования  своих работающих и находящихся  на пенсии работников и их  супругов в пользу известных  больниц и учреждений культуры  из расчета до 5 тыс. долл. на дарителя, организацию, календарный год.

3.Программа перевода на  работу в учреждения социального  обслуживания. Фирма "Ай Би Эм" помогает некоммерческим организациям  и поддерживает участие своих  сотрудников в жизни сообщества, предоставляя им увольнительные  для работы в учреждениях социального  обслуживания. Почти все такие  увольнительные фирма оплачивает  полностью сама. Запросы на получение  подобных увольнительных могут  поступать непосредственно от  работников фирмы, уже начавших  соответствующую деятельность или  проявивших к ней интерес. О  помощи кадрами может также  запрашивать какое-либо учреждение  социального обслуживания либо  сама фирма может выделять  людей им в помощь.

4. Программа обучения  для инвалидов. Фирма "Ай Би  Эм" сдает в аренду оборудование  и передает в дар необходимые  для обучения материалы более  чем 170 организациям, занимающимся обучением  людей, профессия которых не находит  спроса и которые не в состоянии  самостоятельно оплатить свою  переподготовку. В крупные центры  обучения и повышения квалификации, куда в качестве арендуемого  оборудования поставляются компьютерные  системы и системы обработки  словесной информации, фирма направляет  также своих сотрудников с  полной выплатой им заработной  платы для оказания помощи  в разработке программ обучения.

По моему убеждению, организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу местных сообществ, в которых функционируют предприятие и его подразделения, и общества в целом.

Важно подчеркнуть также, что не следует думать, будто на социально ответственное поведение способны влиять только крупные организации.

Организация по уборке мусора или предприятие, торгующее пиццей и ставшее спонсором бейсбольной команды, и мелкое обрабатывающее предприятие, которое разрешает школьникам экскурсии для ознакомления с его работой, - все они являются социально ответственными. Таковой является и больница, направляющая своего работника в высшее учебное заведение для обсуждения со студентами возможностей карьеры в здравоохранении.

Тем не менее не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания предприятий. Для любого предприятия на первом месте стоит выживание и только потом - проблемы общества. Если предприятие не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится по преимуществу академическим.

Организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Иначе говоря, социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическую деятельность.

 

Этика и современное управление

 

В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности как общие убеждения относительно добра и зла. Люди, полагающие, что "организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону", скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон следует расценивать как неэтичные.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

- конкурентную борьбу, которая  оттесняет на обочину этические  соображения;

Информация о работе Корпоративная этика