Этика и управленческая карьера в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:28, реферат

Краткое описание

Настоящий успех в бизнесе никогда не приходит случайно. Добиться долговременного успеха можно, лишь используя постоянное эффективное управление.
Существует целая наука об управлении. Оказывается, есть нечто общее в управлении страной и автомобилем, ракетной установкой и детсадовской группой - законы, принципы, правила. Именно их изучает наука об управлении.
Любое действие предполагает наличие цели. Для управления в бизнесе тоже необходимы цели, планирование, организация и контроль. Но это еще не все краеугольные камни управления. Управлять фирмой - значит иметь дело с людьми, у которых могут быть разные вкусы, привычки, интересы и свои собственные цели. Нужно заинтересовать их в успехе фирмы, сделать так, чтобы они приносили ей как можно больше пользы, - это называется мотивацией.

Вложенные файлы: 1 файл

сама работа.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

      1.Введение

 

Настоящий успех в  бизнесе никогда не приходит случайно. Добиться долговременного успеха можно, лишь используя постоянное эффективное  управление.

Существует целая наука  об управлении. Оказывается, есть нечто  общее в управлении страной и  автомобилем, ракетной установкой и детсадовской  группой - законы, принципы, правила. Именно их изучает наука об управлении.

Любое действие предполагает наличие цели. Для управления в  бизнесе  тоже необходимы цели, планирование, организация и контроль. Но это еще не все краеугольные камни управления.  Управлять фирмой -  значит иметь дело с людьми, у которых могут быть разные вкусы, привычки, интересы и свои собственные цели. Нужно заинтересовать их в успехе фирмы, сделать так, чтобы они приносили ей как можно больше пользы, - это называется мотивацией.

Если в фирме больше одного человека, успех ее во многом будет зависеть и от того, какие  отношения сложатся в коллективе. А если в фирме работают десятки  и сотни людей? В управлении бизнесом всегда есть проблема коммуникаций.

 

2.Этика управленческой деятельности

 

Человеку свойственно  заглядывать в будущее, планировать  свою деятельность с учетом перспектив. В управлении это называется прогнозированием.

Управление в бизнесе  носит название менеджмента. Что  же такое менеджмент? Это - умение достигать поставленных целей.  Определение может показаться слишком простым. Однако в нем скрыты все виды и содержание управленческой деятельности.

Во-первых, “умение”. Чтобы  добиться успеха, надо знать, как это  сделать, и уметь применить свои знания на практике. В менеджменте есть свои приемы и правила игры, и их нужно освоить каждому руководителю.

Во-вторых, “достигать”. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать. Пока вы не добились желаемого  результата, вы не можете считать, что научились управлять.

И наконец, в-третьих, “поставленных  целей”. Цели должны быть выбраны и  поставлены верно, в противном случае теряет смысл и первое, и второе. Кто же делает все это в фирме?

В маленькой фирме  все решения обычно принимает сам владелец. Он же контролирует работу своей фирмы. В более крупных фирмах эти функции выполняет менеджер. Он может быть один, например, в небольшом магазине. В больших компаниях людей, занимающихся менеджментом, много - один отвечает за производство продукции, другой организует сбыт, третий занимается рекламой товаров, четвертый  нанимает работников.

Менеджер - центральная  фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и  качество товара, и капитал, и квалификация работников, и хорошая реклама. Однако, если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни люди - она может лишиться и того, и другого.

Настоящий успех в  бизнесе приходит к тому, кто сумеет окружить себя единомышленниками, создаст  свою команду. Каждый здравомыслящий и дальновидный предприниматель или менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме.

Один из руководителей  крупной фирмы сказал: “Лишите  меня всех возможностей, оставьте только людей, с которыми я работаю, и  через пять лет мы снова достигнем того же уровня”.

Чтобы работать с людьми, нужно уметь это делать и кое-что  знать о психологии человека и  основы элементарной этики. Как убедить  людей действовать в ваших  интересах? Что влияет на их поведение? Почему в одной фирме работники  активны и энергичны, а в другой вялы, равнодушны и ждут конца рабочего дня?

Многие руководители не имеют делового опыта, зато у всех без исключения есть опыт общения  с людьми.  Человек составляет основу  предприятия, его сущность и его основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к предприятию, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении.

Все это говорит о  том, что управление человеком в  предприятии исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы предприятия дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

3.Этика и управленческие решения

 

Этические стандарты  бизнеса становятся предметом возрастающего интереса со стороны менеджеров и потребителей. Компании уделяют большое внимание этике поведения по всем аспектам деятельности во избежание негативного общественного мнения, утраты престижа фирмы как в государственных органах, так и в деловых кругах. Этика менеджмента представляет собой совокупность моральных принципов, требований и ценностей, которые управляют поведением людей в организации с точки зрения приемлемого или неприемлемого поведения. Чтобы быть этичной, организации необходимо свои представления о должном поведении основывать на общечеловеческих нормах поведения. Она не должна давать свои собственные определения добра и зла. 
 
Фундаментальной этической концепцией является обеспечение личного достоинства и благосостояния людей. В основном мы думаем и действуем по отношению к другим так, как мы хотим, чтобы они думали и действовали по отношению к нам. Представления о том, что приемлемо, а что нет, складываются из нескольких источников. Для многих главным источником этичного руководства являются религиозные убеждения. На представление о том, что правильно и что неправильно в повседневной жизни, оказывают влияние семья, школа и т. д. 
 
Для принятия решений, соответствующих этическим нормам, организации создают кодексы этических норм, которые устанавливают ценности и принципы поведения, необходимые для руководства процессом принятия решений. Хотя они существенно различаются по организациям в деталях, большинство из этих кодексов включают четыре основных философских подхода: утилитарный, индивидуальный, морально-правовой и справедливый. 
 
Утилитарный подход. Суть его в том, что этичное поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое удовлетворяет наибольшее число людей. 
 
Концепция утилитаризма часто рассматривается как анализ прибыли и издержек, поскольку она сопоставляет издержки и прибыль от принятия решения. Один из недостатков метода заключается в трудности точного подсчета взятых в отдельности прибыли и издержек. Многие факторы могут быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, продажи, фонд заработной платы, прибыль и т. д.). Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены таким способом. Людские и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления. Без таких измерений анализ издержек и прибыли остается неполным, а точный ответ на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может попирать права меньшинства. 
 
Несмотря на эти недостатки, концепция утилитаризма при определении этичности деятельности широко используется в организациях. 
 
Индивидуальный подход исходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества. 
Но в конке концов достигается общая польза, так как люди стараются согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки в краткосрочной перспективе. Индивидуализм формирует поведение, учитывающее интересы других людей. 
Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что человек или группа людей имеют право на что-либо или имеют право на должное обращение. Решение считается неэтичным, когда оно нарушает права человека. Этот принцип ставит во главу угла взаимное уважение, даже если мы с кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность. В процессе принятия решений могут быть учтены следующие моральные права: 
 
1) право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия; 
 
2) право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни; 
 
3) право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам; 
 
4) право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике; 
 
5) право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение; 
 
6) Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности. 
 
Главный недостаток этого подхода—дилемма, возникающая при согласовании противоположных интересов. Классическим примером такой противоположности является конфликт между правом наемного работника на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей фирмы путем проверки работника на честность. 
 

Справедливый подход состоит в  том, что этически верное решение  должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо распределяться среди разных групп людей. Для менеджеров имеет значение три типа справедливости. Распределительная справедливость требует, чтобы различия в вознаграждении людей не были основаны на произвольных характеристиках и на половых, возрастных, национальных и др. различиях. Процедурная справедливость требует, чтобы права людей были контролируемы, защищены. Для этого права должны быть четко обозначены и постоянно и последовательно претворяться в жизнь. Компенсационная справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме того, люди не должны нести ответственности за события, которые находятся вне сферы их контроля.

 

 

 

 

 

4.Личность руководителя

 

Самое основное для руководителя – способность к стратегическому  мышлению. Еще – проницательность, любовь к людям, умение исключительно  внимательно к ним относиться. Сила руководителя – в создании школы, воспитании учеников. А любить людей руководитель должен обязательно.

К руководству современным  производством сегодня необходимо подходить с позиций науки  управления, а не привычных методов, как бы хорошо они ни служили в  прошлом. Это становится особенно важным при столкновении различных мнений в трудовом коллективе. Руководитель должен уметь поставить задачу, определить права и обязанности работников, средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной зависит от умения руководителя управлять общественным мнением трудового коллектива. Формировать психологию работника - важнейшая задача руководителя современного производства.

В условиях экономики, ориентированной  на потребительский спрос, требования к руководителю резко меняются. Современный  руководитель должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и глубоко эрудированным, высоко культурным человеком, обладающим внутренней самостоятельностью, смелостью, способностью создать команду единомышленников, вдохновляющим и ведущим их за собой.

Управленческая практика со всей очевидностью свидетельствует, что без умения со стороны руководителя наладить деловое общение с подчиненными, партнерами, установить деловые связи  невозможны ни эффективное управление, ни эффективное производство. Жизнь показывает, что у значительной части наших руководителей и предпринимателей недостаточно высокий уровень общей культуры, а также культуры делового общения.

Важность общения в  управлении невозможно переоценить. Почти все, что делают руководители для достижения эффективности деятельности организации, осуществляется в процессе общения. Практика свидетельствует, что управленцы всех уровней расходуют на различные виды общения до 80 % своего рабочего времени. Руководителям следует знать, что общение представляет собой крайне сложный и многогранный процесс, который должен быть организован сознательно, на базе научных теоретических знаний. Только в этом случае управленческая деятельность может быть эффективной.

Общение “ на работе ” ( или деловое общение ) – это общение, имеющее цель вне себя  и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной коммерческой и т.д.

 

5.Техника критики и самокритики

 

Критика и самокритика, метод раскрытия противоречий общественного развития; необходимая сторона материальной и духовной деятельности; один из коренных принципов революционной преобразующей деятельности марксистско-ленинских партий, а в социалистическом обществе — и всего народа, одна из движущих сил развития социалистического общества; принцип нравственного воспитания, самовоспитания и духовного развития людей. Сущность К. и с. состоит в познании и раскрытии в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков, возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе общественной практики с целью их преодоления.

Объективной основой  критики и самокритики служит противоречивый процесс исторического  развития, различия в общественных интересах классов и групп, борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным, происходящая во всех сферах общественной жизни, в сознании людей.

В условиях капиталистического общества с присущими ему социальными  антагонизмами К. Маркс рассматривал «оружие критики» как одно из действительных средств классовой борьбы пролетариата. В. И. Ленин подчёркивал жизненное значение критики и самокритики для осуществления социалистической революции, для деятельности Коммунистической партии. В ходе рабочего и коммунистического движения, национально-освободительной борьбы народов оружие критики широко использовалось и используется для разоблачения эксплуататорской сущности капитализма и политики господствующих классов, в целях революционного свержения капиталистического строя и освобождения трудящихся от социального и национального гнёта.

В условиях социализма изменение  характера общественных отношений, ликвидация антагонистических противоречий и эксплуататорских классов коренным образом меняют назначение и характер критики. Из оружия разрушения и революционного ниспровержения старого строя она превращается в орудие созидания социализма и коммунизма.

Развитие критики и  самокритики определяется совокупностью  объективных и субъективных условий  — экономической и политической зрелостью социализма, внутренним и внешним положением страны, масштабом и характером стоящих перед ней задач, уровнем развития демократии, степенью идейной и политической сознательности граждан, активностью партийных организаций, общественности. Критика является ответственным политическим актом, затрагивающим широкие общественные интересы, и поэтому отношение к ней определяется в зависимости от того, с каких позиций и с какими целями она ведётся. Критерием общественно полезной критики служат принципы марксистско-ленинской идеологии и политики, советская Конституция и социалистическая законность.

Отличительная черта  принципиальной критики — её конструктивный характер. Она более действенна, когда ошибки и недостатки не только критикуются, но и выясняются их причины, вскрываются их корни, вносятся конкретные предложения о путях их исправления.

 

6.Этика полемики

 

Одним из основных принципов  современной жизни является поддержание  нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры - способ держать  себя, внешняя форма поведения, обращения  с другими людьми, употребляемые  в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными  манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим ,в пренебрежении к чужим интересам  и запросам ,в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении ,в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к  культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям ,безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия ,правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Информация о работе Этика и управленческая карьера в современной России