Советская культура и современная Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Советская культура и современная Россия.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  И НАУКЕ НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
 
БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ
 
 
 

РЕФЕРАТ

  по дисциплине:  обществознанию

  на тему: "Советская культура и современная Россия" 
 
 
 
 

Выполнила студентка:  Оганнисян Астра

Курс 1 Группа 102

Проверил: Митрофанов Константин Станиславович

Оценка____ 
 
 
 

г. Новосибирск 2011год 

Содержание

  1. Общая оценка советской культуры
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ  РОССИЯ

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой  культуры. Этот период является одним  из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?

Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа  культуры России в новейшее время  состоит еще и в том, что  всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей  от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам  труднее разглядеть тенденции, которые  станут очевидны позднее, окажутся более  понятными для наших потомков.

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

1. Общая оценка  советской культуры 

Культура советского периода: сложность и противоречивость. Советский период это сложное  и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции  сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории  культуры СССР - явления, еще не раскрывшего  в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность  и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.

XX век дал  Отечеству гениальных ученых  и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных  творческих сообществ, художественных  школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в  России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Культура советского периода - сложное и неоднозначное  явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода - это и "официально" признанная культура, и культура, находившаяся как бы "в тени", это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.

Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

Общее, особенное и единичное  в советской культуре.

Рассматривая  противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как  общее, особенное, единичное, можно  отметить следующее:

общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская  культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или  привнесены в нее предшествовавшими  историко-культурными периодами;

особенное в  культуре советского периода заключается  в том, что она не только выступает  в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой (создание новой общности "советский народ", насильственные переселения и др.);

единичное в  советской культуре нашло отражение  в развитии национальных культур  народов СССР, в образовании общемировой  системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская  культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

2. Советская  культура в первое послеоктябрьское  десятилетие 

Установки Советской  власти по отношению к культуре. Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе  общественных отношений, к новому типу культуры. Последствия этого перехода необычайно сложны. В его ходе была разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все  то, что составляло ее стержень - дворянская культура - гордость мировой культуры XIX и начала XX веков. В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие  принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в  основу культурной политики советского государства.

В работе "Партийная  организация и партийная литература" (1905 год) В. И. Ленин подверг критике  стремление некоторых творческих людей  быть "вне" и "над" классовой  борьбой, поскольку "... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является служение миллионам и десяткам миллионов  трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность

Таким образом, культура и, в частности такая  ее сфера, как искусство, должны стать "частью общепролетарского дела", выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке культурологических проблем в советской обществоведческой науке.

Социалистическое  общество, в идеале, было задумано как  общество, где должна была сформироваться и новая культура. Совершенные  экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования  основной части населения, что в  сумме способствовало бы решению  ключевой задачи - формированию всесторонне  развитой личности.

Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере  духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность  в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его  интересов и духовных запросов.

Особенности культуры в первые годы Советской власти. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического  строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы  творческой деятельности, можно отнести  следующие:

утверждение в  качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности;

активное использование  культуры в уничтожении социального  неравенства. Программное положение  большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) - "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.

В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые  музеи (изящных искусств при МГУ, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х годов XIX века, Морозовского фарфора, живописи культуры, различные антирелигиозные музеи). Активно участвовала в этом процессе и Советская власть.

Всего только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев;

превращение трудового  воспитания, школы в инструмент создания новой культуры. Коренные изменения  коснулись, в первую очередь, системы  школьного образования. Положение  о единой "трудовой школе" от ноября 1918 года ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания  на дом, ученическую форму. Управление школой передавалось в руки "школьного  коллектива", куда входили все  ученики и школьные работники - от учителя до сторожа. Слово "учитель" отменялось, он становился "шкрабом". В 1918 году на съезде работников народного просвещения было сказано: "Мы должны из детей, ...сделать настоящих коммунистов".

В 1919 году принимается  декрет, подписанный Лениным, "О  ликвидации безграмотности среди населения  РСФСР". В нем записано, что "все  население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано  обучаться грамоте; уклоняющиеся привлекаются к уголовной ответственности". Следует отметить, что для обучения широко использовались самые передовые  для того времени педагогические теории (Дж.Дьюи, И.Павлова). Однако овладение знаниями всегда рассматривалось как обучение грамоте коммунизма.

Радикально изменился  и характер приема в высшую школу: преимущество получали, в первую очередь, выходцы из среды пролетариата (без  диплома, сдачи экзаменов, без платы  за обучение

С целью увеличения пролетарской прослойки среди студентов  с 1919 года образуются "рабфаки":

усиление влияния  идеологии на искусство, художественное творчество. На VIII съезде партии было четко  сказано, что нет таких форм искусства, которые не связаны с идеями коммунизма. В 1918 году состоялась 1 Всероссийская  конференция организаций Пролеткульта, где были выработаны методы и пути создания советской культуры. Основные принципы программы: художник независим  от партии и государства, новую культуру можно создать лишь через разрушение старого ("сжечь Рафаэля, разрушить  музеи"). Однако с конца 1920 года Пролеткульт  и другие учреждения культуры (библиотеки, синематограф, театры и др.) национализируются  и подчиняются Наркомпросу.

Относительную самостоятельность сохраняют лишь представители ЛЕФа (Левый фронт искусства) (см. Терминологический словарь) - литературно-художественного объединения, теоретическими установками которого являлись: создание "действительно революционного искусства", примат "литературы факта" над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности

нарастание активной пропаганды новых социокультурных ценностей (агитпоезда Троцкого; массовые театрализованные представления - "Мистерии освобожденного труда", где участвовало 2 тысячи актеров и 35 тысяч зрителей; монументальное строительство - было открыто более 40 памятников).

Ряд художников (К.Юон, М.Греков, И.Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики".

Информация о работе Советская культура и современная Россия