Эластичность спроса и конкуренция на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение концепции эластичности спроса и определение ее роль в принятии экономических решений.

Содержание

Введение
Глава 1. Эластичность спроса по цене
1.1 Понятие эластичности спроса
1.2 Факторы эластичности спроса
1.3 Общая выручка и эластичность спроса
Глава 2. Виды эластичности спроса.
2.1 Точечная и дуговая эластичность спроса по цене
2.2 Эластичность спроса по доходу
2.3 Перекрёстная эластичность
Глава 3. Практическое применение эластичности спроса
3.1 Эластичность спроса и конкуренция на рынке
3.2 Ценовая стратегия фирм
3.3 Учет эластичности в структуре налогообложения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

эласт.и конкуренция Курсовая.rtf

— 6.09 Мб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

эластичность спрос ценовой стратегия

Введение

Глава 1. Эластичность спроса по цене

1.1 Понятие эластичности спроса

1.2 Факторы эластичности спроса

1.3 Общая выручка и эластичность спроса

Глава 2. Виды эластичности спроса.

2.1 Точечная и дуговая эластичность спроса по цене

2.2 Эластичность спроса по доходу

2.3 Перекрёстная эластичность

Глава 3. Практическое применение эластичности спроса

3.1 Эластичность спроса и конкуренция на рынке

3.2 Ценовая стратегия фирм

3.3 Учет эластичности в структуре налогооблажения

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Актуальность курсовой работы высока т.к спрос [demand] -- представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей. Различают совокупный спрос (агрегированный) и частный спрос: по отдельным товарам или группам товаров, спрос отдельных потребителей или их групп (напр., жителей города, района, представителей определенной профессии). спрос в экономике всегда диалектически связан с предложением товаров и услуг; равновесие между ними -- необходимое условие равновесия в народном хозяйстве.

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

Целью исследования является изучение концепции эластичности спроса и определение ее роль в принятии экономических решений.

Предметом исследования является изучение теоретико-методологических аспектов макроэкономики.

Объектом исследования выступает эластичность спроса в принятии экономических решений.

 

 

Глава 1. Эластичность спроса по цене

 

1.1 Понятие эластичности спроса

 

Эластичность спроса непосредственно зависит от изменения влияющих факторов. Определенные изменения вызывают изменения в потреблении товаров и услуг, и это указывает на эластичность спроса, а если влияющие на спрос факторы не вызывают существенных изменений непосредственно в рыночном спросе, то эластичность спроса не имеет места. Если при повышении цены на товар спрос не меняется, то он не эластичный. Если же изменения превышают изменения цены, то спрос эластичный. Эластичность спроса существенно влияет на доходы предприятия-производителя товара. Если она меньше единицы, то при повышении цены на товар доходы увеличиваются, но если она больше единицы, то повышение цены на товар негативно влияют на уровень доходов. Экономисты используют эластичность спроса для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Эластичность спроса - степень изменения количества товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, в ответ на изменение в их рыночной цене.

Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Единичная эластичность спроса. Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

Эластичный спрос. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Совершенно неэластичный спрос. Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

Совершенно эластичный спрос. Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

1. Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);

2. Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

3. Консерватизм покупателей во вкусах;

Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);

4. Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

В зависимости от этих показателей различают:

1. Неэластичный спрос< 1) - рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).

2. Эластичный спрос (Ep(D) > 1) - рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

3. Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) - это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

4. Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:

1. Значимость товара для бюджета семьи.

2. Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

3. Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходом потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).

Перекрестная эластичность спроса. Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Выделяют следующие виды эластичности:

эластичность спроса по цене;

эластичность спроса по доходу;

эластичность предложения по цене;

перекрестная эластичность спроса по цене;

точечная эластичность спроса;

дуговая эластичность спроса;

эластичность соотношения цен и заработной платы;

эластичность технического замещения;

эластичность прямой линии.

Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара.

Cпрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

Cпрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

Cпрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон.

Эластичность спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

Эластичность - чувствительность одной экономической переменной к изменению другой экономической переменной, ее способность реагировать на это изменение. Определяется как отношение их процентных изменений при постоянстве других факторов. Это унифицированая форма выражения, проценты остаются неизменными в любом случае, независимо от того, в каких единицах измерения выражаются начальные данные.

Эластичность показывает процентное изменение одной переменной в результате одинпроцентного изменения другой переменной.

Различают эластичность спроса и эластичность предложения. Эластичность спроса, в свою очередь, может быть по цене и по доходу.

Эластичность спроса по цене - это отношение изменениявеличины спроса на товар к процентному изменению его цены

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность характеризует относительное изменение спроса при бесконечно малом изменении цены. Дуговая эластичность употребляется для измерения эластичности между двумя точками и определяется как средняя эластичность.

Эластичность спроса по цене имеет отрицательное значение. Знак «минус» показывает обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Поэтому его опускают, а обращают внимание лишь на абсолютное значение эластичности.

Различают следующие виды эластичности спроса:

- эластичный спрос - имеет значение больше 1 (это значит, что спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены - процентное изменение цены приводит к большему процентному изменению объема - покупатель быстро и однозначно реагирует на смену цены);

- неэластичный спрос - принимает значение от 0 до 1 (это значит, что процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению объема - покупатель реагирует на смену цены слабо, вяло);

- спрос единично эластичный - принимает значение 1 (это значит, что процентное изменение цены приводит к такому же процентному изменению объема - спрос растет (или падает) в соответствии с изменением цены);

- совершенно неэластичный спрос - имеет место если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (принимает значение 0);

- совершенно эластичный спрос - имеет место если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное увеличение спроса (принимает значение бесконечности).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

- спрос эластичен;

- спрос неэластичен;

Информация о работе Эластичность спроса и конкуренция на рынке