Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:59, реферат

Краткое описание

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста.

Вложенные файлы: 1 файл

1 эластичность спроса факторы, влияющие на эластичность спроса.docx

— 87.94 Кб (Скачать файл)

          1Эластичность  спроса .

 
      Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста.  
    Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса. 
     Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыло и т.п., то она будет значительно выше.

 
       Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

 
     Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           
 
 
 
 
 
 

                    1.2.   Ценовая эластичность спроса.

Эластичность  спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен: где DQ — изменение величины спроса, DP — изменение цены, %; "Р" в индексе означает, что эластичность рассмат­ривается по цене. Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается)

Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вы­звало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

Если  абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой  меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит такому же количественному изменению величины спроса:

На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменяемость.

Чем больше хороших заменителей данного  продукта  предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит  от того,  насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный  вес в доходе потребителя.

Чем больше места занимает товар в бюджете  потребителя, при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса  на него.

3. Предметы  роскоши и предметы необходимости.

Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши  обычно эластичен.

4. Фактор  времени.

Спрос на продукт более эластичен, чем  длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2Коэффициент ценовой эластичности спроса. 
 
 

Коэффициент эластичности

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Эластичность  спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

Детерминанты  — это факторы оказывающие  воздействие на спрос или предложение.

Различные товары различаются между собой  по степени изменения спроса под  воздействием того, или иного фактора. Степень реации спроса на эти товары поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.

Понятие эластичности спроса раскрывает процесс  адаптации рынка к изменению  основных факторов (ценой товара, ценой  товара аналога, дохода потребителя).Рис1 

 
 

Рис.1 Типы эластичности спроса

Еще раз  отметим свойство единичной эластичности |ED|=1: в ее зоне обеспечивается максимальная выручка (но не прибыль!) фирмы и объем  продаж изменяется обратно пропорционально  цене.

При неэластичном спросе |ED|<1 (слабая чувствительность покупателей к цене) фирма должна повышать цену, т.к. падение объема продаж оказывается меньшим, чем рост цены и доход растет.

При эластичном спросе |ED|>1 (высокая чувствительность покупателей к цене) фирма должна снижать цену, т.к. рост объема продаж оказывается большим, чем снижение цены и доход также растет. 
 
 
 

Приведенные выше рассуждения после их некоторого развития можно свести в табл. 1.

Табл. 1 Поведение потребителей при изменении цены

Характер  спроса Поведение покупателей  при снижении цены Поведение покупателей  при возрастании цены
Эластичный Эластично возрастает объем покупок (спрос растет быстрее, чем снижается цена). Выручка предприятия  растет Значительно снижается  объем покупок (спрос снижается  более быстрыми темпами, чем увеличивается  цена). Выручка падает.
Единичная эластичность Спрос растет теми же темпами, что падает цена. Выручка  предприятия остается без изменения. Спрос снижается  теми же темпами, что растет цена. Выручка  остается без изменения.
Неэластичный  спрос Темпы роста  спроса меньше темпов снижения цены. Выручка  падает. Темпы снижения спроса меньше темпов роста цены. Выручка Растет.
 
 
 
 
 
 
 

2.1Совершенно(абсолютно) эластичный  и совершенно(абсолютно)  не эластичный спрос. 

Эластичность  спроса относительно цены показывает относительное  изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент. 

где Ер- эластичность спроса по цене;

ΔQd - относительное изменение спроса (в процентах);

ΔP - относительное  изменение цены (в процентах).

где  Q, Q- величина спроса до и после изменения цены;

P, P- цена до и после изменения.

С увеличением  цены объем спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение Ерберут по модулю или вводят знак минус.

Спрос называют эластичным, когда Е > 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда Е < 1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает  медленнее, чем изменяются цены. Если Е = 1, то спрос единичной эластичности.

Если  изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е = 0, случай абсолютной неэластичности. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞, случай абсолютной эластичности (рис.2).

Рис.2. Абсолютно  эластичный и абсолютно неэластичный спрос

Если  спрос по цене эластичный, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению TR.

Если  спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.Дуговая эластичность.

Во избежание  возможных ошибок при измерении  эластичности спроса, сопряженных с  неадекватными показателями эластичности,  получаемыми для одних и тех  же точек,  в зависимости от направления изменения цены  т.е. ее повышения или понижение, используют расчет дуговой эластичности,  которая выражает эластичность спроса между двумя точками как процентное выражение изменения средней цены и среднего объема спроса.

Исходя  из выше изложенного можно записать следующую формулу:

где E - дуговая эластичность; Q - изменение  объема спроса, DР - изменение цены; Qср - средний объем производства; Рср - средняя цена.

На эластичность спроса влияет целый ряд факторов. Это прежде всего динамика доходов населения, наличие у данного товара заменителей, удельный вес цены товара в доходе потребителя, срок (отрезок времени), необходимый для принятия решения о покупке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2,4 Перекрестная эластичность

Заслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса, которая выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению  цены другого товара. Коэффициент  перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%: где DQX— относительное изменение спроса на товар X, DPY— относительное изменение цены на товар Y. Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими или нейтральными друг к другу .Кривая В (E < 0) характеризует отрицательную перекрестную  эластичность: с ростом цены товара У объем спроса на товар Х сокращается, и наоборот. В этом случае товары являются взаимо­дополняющими: например, автомобиль и бензин, фотоаппарат и пленки к нему, магнитофон и кассеты.   Кривая С (E > 0) отражает положительную перекрестную  эластичность: при росте цены товара У объем спроса на товар Х Увеличивается, т.е. происходит как бы переключение спроса с товара У на товар X. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), например, автобус и метро, конфеты и торты, кофе и чай.

Информация о работе Эластичность спроса