Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:03, реферат

Краткое описание

Спрос является одним из фундаментальных критериев рыночной экономики. Он характеризует потребности людей. Но далеко не каждая потребность учитывается рынком. Для этого она должна стать платёжеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя качественно характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации[4], то есть спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.
Одной из характеристик спроса является его эластичность.

Содержание

1. Введение 2
2. Эластичность спроса по цене 4
3. Эластичность спроса по доходу 10
4. Перекрёстная эластичность спроса 14
5. Заключение 17
6. Cписок используемых источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

Эластичность спроса.docx

— 261.53 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Содержание 1

1. Введение 2

2. Эластичность спроса по цене 4

3. Эластичность спроса по доходу 10

4. Перекрёстная эластичность спроса 14

5. Заключение 17

6. Cписок используемых источников 18

 

 

  1. Введение

 

Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей  при функционировании предприятия.

Спрос - это экономическая категория, характеризующая  объем товара, который потребители  желают и могут купить по определенной цене за определенное время.

Спрос является одним из фундаментальных  критериев рыночной экономики. Он характеризует  потребности людей. Но далеко не каждая потребность учитывается рынком. Для этого она должна стать  платёжеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя качественно характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации[4], то есть спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Одной из характеристик  спроса является его эластичность.

Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые  она была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной переменной в  ответ на выраженное в процентах  изменение другой переменной. Понятие  эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка  к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая  цену на свою продукцию, имеет возможность  увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда  повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

 

Поэтому понятие  эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую  величину изменится объем спроса и предложения при изменении  цены.

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также  перекрестную эластичность по цене двух товаров.[6]

 

  1. Эластичность  спроса по цене

 

Эластичность спроса  на товар  - это процентное соотношение между  изменением в  цене или  доходе и  изменением спроса. Другими словами, это  степень изменения в количестве спрашиваемых товаров и услуг  в ответ на изменение в их рыночной цене. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной, -  если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус»  опускается).

Она показывает, в какой мере потребитель  реагирует на изменение цен.

 

      где Q – спрос(количество); P - цена.

Для измерения процентного изменения  величины спроса используется формула  средней точки Аллена.

,  где   Q2  и Q1- - конечный  и начальный спрос;

, где   P2 и P1 - конечная  и  начальная цена. [7]

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Товары первой необходимости и предметы роскоши. Спрос на товары первой необходимости характеризуется низкой эластичностью спроса по цене, в то время как спрос на предметы роскоши - высокой эластичностью. Вряд ли больные значительно сократят количество посещений доктора, даже если цена медицинских услуг постоянно растет. Напротив, рост цены на яхты ведет к значительному уменьшению объема спроса. Причина заключается в том, что большинство индивидов рассматривают посещение врача как необходимость, а владение яхтой - как роскошь. Конечно, отнесение нами продукта к товарам первой необходимости или предметам роскоши определяется не его внутренними качествами, а покупательскими предпочтениями. Для заядлого любителя морских походов, обладающего богатырским здоровьем, парусная лодка - предмет первой необходимости с неэластичным спросом, а посещение врача - роскошь, характеризующаяся высокой эластичностью по цене.
  • Доступность близких товаров-заменителей. Товары, у которых есть близкие заменители, отличаются более эластичным спросом, потому что потребители имеют возможность без особых затруднений использовать один продукт вместо другого. Например, легко взаимозаменяемы масло и маргарин. Небольшой рост цены на масло, при неизменности стоимости маргарина, приведет к значительному уменьшению объема продаж масла. Напротив, так как куриные яйца - продукт, у которого нет близкого заменителя, спрос на яйца, вероятно, менее эластичен, чем спрос на масло.
  • Определение рынка. Эластичность спроса зависит от нашего определения границ любого рынка. Более узко определенный рынок характеризуется и более эластичным спросом в сравнении с широко определенным рынком, на котором гораздо проще найти товары-субституты. Например, продукты питания, как широкая товарная категория, обладают практически неэластичным спросом, поскольку не имеют заменителей. Мороженое - более узкая товарная категория - обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими десертами. Ванильное мороженое, очень узкая категория, характеризуется весьма эластичным спросом, так как другие виды мороженого - практически совершенные его субституты.
  • Временной горизонт. На длительных отрезках времени значение эластичности спроса по цене товаров повышается. Когда растет цена на бензин, объем спроса на него первые несколько месяцев уменьшается незначительно, но со временем человек приобретает более экономичный автомобиль, чаще пользуется общественным транспортом или переезжает ближе к месту работы. Рассматривая динамику спроса на бензин в течение нескольких лет, мы придем к выводу, что его потребление значительно уменьшится. [1]

Эластичность - безразмерная величина; ее использование снимает сложности, связанные с единицами и масштабами рассматриваемых величин. Крутизна наклона кривой в общем случае не характеризует величину эластичности, ее геометрические свойства несколько  менее наглядны.

В нормальных случаях с увеличением  цены объем спроса уменьшается. Поэтому  можно считать, что всегда Εd < 0, и при анализе спроса знак эластичности не представляет интереса.

Рис. 1. Кривые спроса с низкой (0.2), единичной (1) и высокой (5) эластичностью.

В зависимости от этих показателей  различают: [9]

Эластичный спрос. Спрос на товар считается эластичным, если данное процентное изменение цены вызывает большее процентное изменение величины спроса. В этом случае Εd будет больше единицы. Например, если снижение цены на 2% приводит к росту спроса на 4%, то спрос является эластичным и тогда:

 

Неэластичный спрос. Если данное процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса, то спрос считается неэластичным. В этом случае Εd будет меньше единицы. Например, если снижение цены на 3% привело к увеличению спроса лишь на 1%,  то спрос неэластичен и в этом случае:


 

Единичная эластичность. Между эластичным и неэластичным спросом находится пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и сопровождающее его процентное изменение спроса равны между собой (рис. 4). Например, снижение цены на 1% приводит к росту величины спроса на 1%. Этот специальный случай носит название единичной эластичности, поскольку Εd в точности равен единице. В нашем примере:

 

 

Крайние случаи. Говоря о неэластичном спросе, следует отметить, что существует крайний случай, который обозначается термином совершенно неэластичный спрос, когда изменение цены вообще не приводит ни к какому изменению спроса. И, наоборот, в дополнении к эластичному спросу, рассматривают случай, когда малейшее снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей. Такой крайний случай называется совершенно эластичным спросом. [2]


Таб. 1. Реакция покупателей на изменения  цены. [9]

Εd

Характер спроса

Поведение покупателей

при снижении цены

при возрастании цены

 

Совершенно эластичный

Повышают объем закупок на неограниченную величину

Снижают объем закупок на неограниченную величину (полностью отказываются от товара)

 

Эластичный

Значительно повышают объем закупок (спрос растет более высоким темпом, чем снижается цена)

Значительно снижают объем закупок (спрос снижается более высоким  темпом, чем растет цена)

 

Единичная эластичность

Спрос растет в том же темпе, что  и падает цена

Спрос снижается в том же темпе, что и растет цена

 

Неэластичный

Темп роста спроса меньше темпа  снижения цены

Темп снижения спроса меньше темпа  роста цены

 

Совершенно неэластичный

Совершенно не изменяется объем  закупок

Совершенно не изменяется объем  закупок


 

 

  1. Эластичность  спроса по доходу

 

Эластичность спроса относительно дохода (EPI) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения дохода на 1%:

 

Смысл и сущность эластичности спроса по доходу: на сколько процентов  изменится спрос, если доход изменится  на 1%. Чем более жизненно необходим  продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу зависит  от следующих факторов:

  • Значимость того или иного товара для бюджета семьи (чем больше товар нужен семье, тем меньше он эластичен);
  • Является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (для первого она выше, чем для последнего);
  • Консерватизм спроса (при повышении дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров).

Значение эластичности по доходам  тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего  качества. Для нормальных товаров  повышение дохода вызывает повышение  спроса, в этом случае доход и  спрос меняются в одном направлении. Наоборот, для товаров низшего  качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса, доход и спрос  меняются в противоположных направлениях. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при  увеличении дохода, эластичность является нулевой.

Виды эластичности по доходу:

  1. EPI = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2. EPI < 0.Товары низкого качества;
  3. 0 <EPI <1. Товары неэластичные по доходу. Продукты питания, топливо, сырье;
  4. EPI = 1. Единичная эластичность. Товары второй необходимости. Унитарный спрос. Снижение цены не приводит к коммерческому эффекту;
  5. EPI > 0. Товары высокого качества (нормальные, стандартные товары);
  6. EPI > 1.Товары эластичны по доходу. Качественные товары. Престижные товары;
  7. EPI > ∞.Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с EPI > 1, ждет расширение, а отрасли с EPI < 0, могут столкнуться с серьезными трудностями. [5]

Таким образом, эластичность спроса по доходу выступает в следующих  основных формах:

  • Положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;
  • Отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
  • Нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

Необходимо отметить, что для  потребителей, имеющих разный уровень  дохода, одни и те же товары могут  относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь  место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

На схеме изображены графики  зависимости QD от I при различных значениях эластичности спроса по доходу.

  1. Качественные неэластичные блага. Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем, начиная с некоторого уровня I1, спрос на эти блага начинает сокращаться;
  2. Качественные эластичные блага. Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода;
  3. Некачественные блага. Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения I3 - сокращается. [7]

 

 

  1. Перекрёстная  эластичность спроса

 

Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.[6] Она характеризует чувствительность спроса на  один товар при изменении цен на другой  и выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. [7]

 

где - относительное изменение спроса на товар А;

- относительное изменение  цены товара В.

Смысл и сущность перекрестной эластичности: на сколько процентов изменится  спрос на товар А, если цена товара В изменится на 1%. Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики: доказательством того, что какая-то фирма не является монополистом того или иного товара служит тот факт, что производимый этой фирмой товар имеет положительную перекрестную эластичность спроса с товаром другой фирмы.

Информация о работе Эластичность спроса