Эластичность спроса и конкуренция на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение концепции эластичности спроса и определение ее роль в принятии экономических решений.

Содержание

Введение
Глава 1. Эластичность спроса по цене
1.1 Понятие эластичности спроса
1.2 Факторы эластичности спроса
1.3 Общая выручка и эластичность спроса
Глава 2. Виды эластичности спроса.
2.1 Точечная и дуговая эластичность спроса по цене
2.2 Эластичность спроса по доходу
2.3 Перекрёстная эластичность
Глава 3. Практическое применение эластичности спроса
3.1 Эластичность спроса и конкуренция на рынке
3.2 Ценовая стратегия фирм
3.3 Учет эластичности в структуре налогообложения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

эласт.и конкуренция Курсовая.rtf

— 6.09 Мб (Скачать файл)

Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности. При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года -- краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

 

2.3 Перекрёстная эластичность

 

Перекрестная эластичность - это реакция спроса на один товар при изменении цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса одного товара при увеличении цены другого товара на один процент.

При этом рассчитываются коэффициенты перекрестной эластичности спроса по цене, которые являются мерой сопоставимости.

 

    (4)

 

Относительно спроса товары могут находиться в одном из следующих отношений:

  • Взаимодополняемые товары или услуги (комплименты)- товары, потребление одного из них требует одновременного использования другого.

Предположим, что на рынке автомобилей (Рис.1) произошел рост цены. Это вызовет сокращение объема спроса и обусловит движение вдоль кривой спроса из точки А в точку В.

На рынке дополняющего товара, к которому относится рынок бензина цены остались прежними (РБ=соnst), но снизилась готовность покупать бензин при каждой возможной цене (P1,P2 и других), что снизило в целом спрос на бензин и вызвало смещение исходной кривой спроса D1 влево на ∆Q в положение D2.

Таким образом, между ценой другого товара и объемом спроса на данный дополняющий товар существует обратная зависимость.

 

PA↑→QБ↓→

 


Рис.2.1 Зависимость между ценой другого товара и объемом спроса

 

  • Взаимозаменяемые товары или услуги (субституты) - товары, которые служат одновременным целям, и различие между ними для данного потребителя в данной ситуации не имеет существенного значения. Поэтому один товар может быть заменен другим в потреблении.

Рассмотрим два рынка взаимозаменяемых транспортных услуг: метро и маршрутного такси. Предположим, что проезд на метро подорожал, а цены на маршрутные такси остались без изменения. В этом случае количество поездок на метро снизится и повысится спрос на проезд маршрутным такси при любой возможной цене. Повышение спроса приведет к сдвигу вправо всей кривой спроса на услуги такси из D1 в D2 (Рис.2.2) Таким образом, между ценой другого заменяющего товара и объемом спроса на данный товар существует прямая зависимость

PМ↑→QТ↑→

 


Рис.2.2 Повышение спроса кривой спроса на услуги

 

Мы убедились, что между ценой другого товара и объемом спроса на данный товар может существовать как прямая, так и обратная зависимость. Следовательно, коэффициент перекрестной эластичности спроса может принимать любые значения:

 

.

 

Анализ перекрестной эластичности стал еще одним распространенным методом, с помощью которого предпринимались попытки измерить уровень конкуренции и монополии на рынках. Коэффициент перекрестной эластичности характеризует реакцию покупателей одного товара на изменение цены другого товара.

Предположим, что группа мелких производителей выпускает и продает карандаши. Если производитель X изменит цену карандашей, это может повлиять на количество карандашей, продаваемых производителем Y. Например, повышение цены X, при прочих равных условиях, может привести к повышению продаж Y; понижение цены X может привести к снижению продаж Y.

Если изменение цены на один товар подобным образом влияет на объем продаж другого товара (в этом случае говорят о высокой перекрестной эластичности), то можно заключить, что товары являются достаточно близкими аналогами друг друга, т.е. конкурируют на рынке.

С другой стороны, если изменение цены X имеет слабое или нулевое воздействие на объем продаж Y (в этом случае говорят о низкой перекрестной эластичности), то можно заключить, что товары не являются близкими аналогами и не конкурируют друг с другом на рынке. Вообще говоря, границы рассматриваемого рынка также можно определить с помощью коэффициентов перекрестной эластичности.

При попытке оценить уровень конкуренции на рынке таким способом или получить осмысленные выводы об эффективности распределения ресурсов возникают серьезные методологические трудности. Наиболее существенной проблемой является то, что любой анализ перекрестной эластичности со временем неизбежно столкнется со смешением колебаний в объеме продаж, вызванных изменением цен, и колебаний в объеме продаж, вызванных любыми другими факторами.

Поскольку в реальной жизни непостоянны все факторы, то нет никакой определенности относительно того, изменением какого именно из них вызван результат, полученный при анализе перекрестной эластичности. Экономические теоритические конструкции, подобные эластичности, не поддаются верификации на основе эмпирического опыта, который неизбежно представляет собой мозаику сложных и неповторяющихся событии.

Далее, все близкие аналоги на рынке различаются по своему внешнему виду, надежности, качеству, сроку службы, техническому обслуживанию, удобству доставки, гарантийному сроку и многим другим свойствам, которые покупатели считают важными.

 

Глава 3. Практическое применение эластичности спроса

 

3.1 Эластичность спроса и конкуренция на рынке

 

Эластичность спроса на ресурсы зависит от ряда факторов, среди которых - зависимость от степени конкурентности товарного рынка. В этом случае целесообразно рассмотреть ситуацию формирования спроса при совершенной и несовершенной конкуренции.

На товарном рынке спрос на товар для фирмы - совершенного конкурента характеризуется совершенной эластичностью. В этом случае фирма при приобретении производственных ресурсов не подвержена влиянию товарного рынка. Однако, в отличие от товарного рынка, предельный продукт ресурсов при увеличении их вовлекаемого в производство количества сокращается. Поэтому фирме экономически нецелесообразно приобретать разное количество ресурса по одной и той же цене. Степень увеличения спроса при снижении цены на факторном рынке тесно зависит от степени сокращения MRP (при условии, что фирма стремится к минимизации издержек). Учитывая масштабность современного производства, такое сокращение осуществляется небольшими темпами, поэтому кривая спроса на ресурсы в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров обычно более эластичная

Более сложным является формирование спроса на факторном рынке в условиях несовершенной конкуренции. Это связано с тем, что фирма уже не приспосабливается к ценам товаров, а устанавливает их. Реализация большого количества продукции требует от нее снижения цены. Таким образом, в отличие от рынка совершенной конкуренции MRР для фирмы - несовершенного конкурента постоянно уменьшается. Исходя из того, что фирма покупает ресурсы пока MRP>MRC, найм дополнительной единицы ресурса возможен лишь при увеличении его производительности или снижении его цены. Однако из-за закона убывающей отдачи обычно наблюдается снижение производительности ресурса. Фирме для покупки дополнительной единицы ресурса требуется более значительное снижение ее цены, чем в условиях совершенной конкуренции. В связи с этим спрос на производственные факторы в условиях несовершенной конкуренции на рынке товаров обычно менее эластичен (D2 на рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Спрос на факторы производства фирм - совершенных и несовершенных конкурентов на товарном рынке.

 

В то же время, независимо от типа рыночных структур в экономике, на эластичность спроса на рынке производственных ресурсов оказывают влияние следующие факторы.

1. Скорость изменения предельного продукта фактора в денежном выражении (MRP). В ситуации, когда производительность (отдача) какого-либо ресурса при зафиксированном количестве других ресурсов снижается медленными темпами, фирмы при покупке дополнительных единиц, будут согласны на небольшое снижение цены. Это фактически означает относительно эластичный наклон кривой спроса на данный ресурс. В обратной ситуации, когда отдача каждой дополнительной единицы значительно ниже предыдущей, фирма готова покупать каждую последующую единицу по ценам, снижающимся такими же быстрыми темпами. Поэтому во втором случае речь идет об относительно неэластичной кривой спроса.

2. Возможность и степень ресурсозамещения. Можно предположить, что существуют технологии, при которых ресурсозамещение невозможно. В этом случае, по аналогии с товарным рынком, спрос на ресурсы неэластичен. При возникновении новых возможностей замещения кривая спроса будет становиться все более эластичной. Возможность и степень ресурсозамещения зависят от вариантов технологий производства товара, на котором специализируется фирма (если речь идет о краткосрочном периоде времени) и от возможности фирмы изменять технологию производства под воздействием научно-технического прогресса (в долгосрочном периоде).

3. Эластичности спроса на продукт. В зависимости от эластичности спроса на товары фирмы более или менее ограничены в своих возможностях изменять величину спроса на ресурсы. Чем более эластичен спрос на товар фирмы, тем более эластичен спрос со стороны данной фирмы на ресурсы, необходимые для производства данного товара.

4. Доля производственного фактора в общей сумме издержек. Более высокая доля расходов на покупку ресурса в общих издержках делает спрос на него более эластичным. Если же ресурс занимает малую долю в общих затратах фирмы, то спрос на него будет менее эластичным, так как фирма в меньшей степени будет стараться экономить на данном ресурсе.

Как и на товарных, на факторных рынках спрос может изменяться как при изменении цены, так и под воздействием неценовых факторов. К числу неценовых относят следующие факторы.

1. Изменения в спросе на товар. Можно утверждать о прямой зависимости таких изменений. Например, повышение спроса на товар приведет к увеличению равновесной цены и величины продаж товара. В свою очередь, это потребует большего количества ресурсов, а значит, спрос на них увеличится.

2. Изменения в производительности. Изменение производительности ресурса означает изменение его привлекательности для фирмы. Так, неизменность цены производственного фактора (PR) при увеличении MRP увеличивает его взвешенный предельный продукт. И наоборот, неизменность производительности фактора, при увеличении производительности других факторов, делает его менее привлекательным и спрос на него со стороны фирмы сокращается.

3. Изменение цен на другие ресурсы. Аналогично товарному рынку, взаимосвязи рассматриваются в двух направлениях: для ресурсов-заменителей и ресурсов-дополнителей. В первом случае зависимость изменения цен на другие ресурсы и спроса на рассматриваемый ресурс прямая, во втором - обратная.

3.2 Ценовая стратегия фирм

 

Каждое предприятие имеет свою особую ценовую стратегию, которая во многом зависит от задач ценообразования и тех целей, которые фирма стремится достичь с помощью ценообразования, в своей ценовой стратегии фирмы могут выделять следующие цели:

-максимизация отдачи на вложенный капитал или максимизация текущей прибыли. Решение этой задачи зависит от срока достижения цели (краткосрочный или долгосрочный). Эта задача успешно решается только в краткосрочном периоде;

-закрепление уровня продаж и доли рынка. В этом случае можно пытаться снизить цены или использовать такие средства закрепления доли рынка, как более качественное обслуживание, расширение сферы услуг и др..,

-увеличение объема продаж или получения лидерства. Для реализации этой задачи нужно хорошо знать эластичность спроса, его способность реагировать на изменения цен (приведет снижение цены до расширения продаж)

-обеспечения выживания. В этом случае фирма, попавшая в сложное положение, должна использовать разнообразные программы ценовых скидок,

-быстрое покрытие потерь в условиях возникновения проблем ликвидности и нестабильности. Ценовая политика должна ориентироваться на эластичность спроса и конкурентоспособность фирмы;

-рост престижа в особой категории потребителей. Ценовая политика зависит от уровня дохода различных потребителей (с низкими или высокими доходами). Чтобы усилить восприятие цены или качества товара со стороны потребителей с высокими доходами, цены должны устанавливать достаточно высокие.

Определив свои корпоративные цели, фирма выбирает ценовую политику - активную или пассивную. В случае активной ценовой политики, цены выполнять ключевую роль. Они могут возрастать или снижаться.

Для того, чтобы установить высокую цену, нужно иметь такие условия, как достаточно большой сегмент рынка, спрос на котором должен быть неэластичным, или малую вероятность привлечения конкурентов. Это так называемая политика снятия сливок. Высокие цены могут способствовать политике сдерживания конкурентов.

Политика установления низких цен направлена на удержание "конкурентного давления", проникновения в глубину рынка, стимулирования роста его доли.

Особой формой активной ценовой политики является ценовая дискриминация. Она имеет место каждый раз, когда цены определяют так, что разница в их величинах пропорциональна прямым затратам на производство товаров. Иными словами, один и тот же товар продается по разным ценам, которые не оправданы разницей в затратах. Например, два вида одного товара, предназначенные для различных потребителей, оценены диспропорционально, отражающих различные психологические восприятие людей.

Для осуществления ценовой дискриминации необходимы такие условия, как наличие чистой монополии, менее продавец должен в определенной степени обладать монопольной властью; сегментирования рынка с разной степенью интенсивности спроса, отсутствие возможности перепродажи товара на других рынках по высокой цене.

Информация о работе Эластичность спроса и конкуренция на рынке