Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа
Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.
Почему при рыночной экономике так важны цены? И как они определяются?
Цены влияют на производителей, побуждая их увеличивать или уменьшать выпуск товаров. Рост цен привлекает новых производителей, и наоборот, падение цен выталкивает часть производителей с рынка. Экономисты называют такое влияние цен функцией мотивации производства.
Спрос – это желание
и возможность потребителя
При этом спрос и величина спроса – это не одно и тоже.
Величина спроса будет определяться уровнем цены на товар, для чего принято строить шкалу спроса, т. е. таблицу, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам.
Шкала спроса на музыкальные диски:
Согласно шкале спроса
вполне естественно, что число музыкальных
дисков, которые покупатели были готовы,
хотели и могли купить, было больше
при низких ценах, чем при высоких.
Большинство людей захотят
Определяя величину спроса, мы берем в расчет определенное время и место. Если бы измерение проводилось в другой стране или в другое время, то величина спроса изменилась бы.
Поэтому величина спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Зависимость между ценой (P) и величиной спроса (Q) можно изобразить графически, она будет иметь вид кривой спроса D (рис. 4).
Рис. 4. Кривая спроса
Закон спроса описывает ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товара, чем по высокой, т. е. по мере роста цены на товар величина спроса на него будет падать. Таким образом, можно сделать вывод: цена и спрос находятся в обратной зависимости. Для обоснования закона спроса можно предложить несколько аргументов:
1) ценовой барьер –
если цена товара повышается,
то для определенных категорий
людей этот товар становится
недоступным и они
2) эффект дохода – снижение
цены на товар экономит часть
дохода покупателя, которая может
быть потрачена на увеличение
потребления. Более высокая
3) эффект замещения –
изменение величины спроса на
товар в результате изменения
его цены; по более низкой цене
покупатели стремятся
4) принцип убывания предельной
полезности – проявляется в
том, что продажа каждой
Убывание предельной полезности
позволяет объяснить, почему низкие
цены нужны для увеличения спроса.
И уж если после первого куска
пиццы вам не очень хочется
купить второй, вы всё же купите его
только в том случае, если цена окажется
низкой. В большинстве случаев
вы решите использовать ваши ограниченные
денежные ресурсы на то, чтобы купить
что-то еще вместо пиццы с целью
максимально увеличить
Помимо цены, на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к сдвигу кривой спроса влево или вправо от первоначального положения. К основным таким факторам можно отнести следующие семь:
1) цены на заменители. Что
произойдет со спросом на
2) цены на дополняющие
товары. Что произойдет со спросом
на футболки, если цена на джинсы
упадет? Товары, которые часто покупают
вместе, как, например, футболки и
джинсы, являются дополняющими
3) климатические или сезонные
изменения. Спрос на летние
футболки может оказаться
4) изменение доходов. Если
экономическая ситуация
Существуют различные типы товаров:
а) товары низшей категории, т. е. менее ценные товары (но они имеют хорошее качество), приобретаемые людьми с низкими доходами; например хлеб, крупяные изделия и т. д.;
б) товары высшей категории (более ценные) – овощи, фрукты, мясо, новая одежда, обувь и т. д.
Если доходы потребителей возрастают, то растет спрос на товары высшей категории, а кривая спроса сдвигается вверх и вправо (а спрос на товары низшей категории сокращается);
5) количество покупателей.
На спрос на конкретный товар
также влияет и количество
людей, являющихся участниками
рынка данного товара. Спрос на
попкорн (воздушную кукурузу) внутри
кинотеатра значительно выше, чем
на улице, поскольку и попкорн,
6) изменения в стиле, вкусах, привычках. Очевидно, что мода меняется. Возможно, футболки исчезнут так же, как и туфли на платформе, чтобы появиться вновь, скажем, в 2015 г.;
7) перспективные ожидания. Как изменится цена в будущем – возрастет или снизится? Перспективные ожидания не слишком сильно влияют на спрос на футболки. Однако ожидания будущих цен на такие товары, как компьютеры, жилье и автомобили, влияют на спрос.
Если происходит любое из этих событий, кривая спроса изменяется таким образом, что величина спроса на товар при существующих ценах будет выше или ниже, чем предполагалось первоначально. Если спрос увеличится, то кривая спроса сдвинется вправо. Если же спрос уменьшится, то кривая спроса сдвинется влево, а не вниз.
График спроса – это
всегда кривая линия сверху вниз и
слева направо, однако вид кривой
и наклон для различных продуктов
может сильно отличаться. Например,
если цена пакета молока вырастет втрое,
то спрос на него уменьшится. И если
цена на кока-колу увеличится втрое, то
спрос на нее тоже уменьшится. Однако,
несмотря на то, что цены возросли в
одинаковое количество раз, продажа
молока уменьшится не так сильно, как
продажа кока-колы, и все потому,
что людям гораздо легче
Спрос на товары бывает неэластичным по одной из нижеследующих причин.
1. Это товары первой
необходимости. Несмотря на
2. Для них трудно найти
заменители. У Кока-Колы эластичная
кривая спроса, потому что ее
легко заменить на фруктовый
сок, минеральную воду или
3. Они относительно недороги.
Люди менее склонны менять
свои покупательские привычки, если
изменяется цена какого-либо
4. Безвыходное положение потребителей. Если у вас заканчивается бензин, вы вряд ли будете искать место, где можно заправиться подешевле.
Измерить эластичность можно с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%:
Эсп = (Рост объема спроса,%) / (Снижение цен,%.)
Однако покупатели – только одна часть рынка. Кроме того, производители (продавцы) играют активную роль на рынке, оказывая влияние на предложение.
То количество товаров, которое продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время, экономисты называют предложением. Предложение – это зависимость между количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.
И аналогично шкале спроса
на музыкальные диски можно
Шкала предложения музыкальных дисков:
Аналогично спросу, величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.
Графическая зависимость
между ценой и объемом
Рис. 5. Кривая предложения
Сущность закона предложения в том, что при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара, т. е. чем больше цена, тем больше величина предложения.
Так же как и кривая спроса, кривая предложения может сдвигаться или менять наклон. Если предложение изменится, кривая предложения сдвинется либо вправо (но не вниз), либо влево (но не вверх). Проще говоря, это означает, что продавцы предложат больше или меньше конкретного товара при всех возможных ценах на него. Каждый из нижеперечисленных факторов может оказать влияние на величину предложения.
1. Изменение себестоимости
производства. Если затраты при
производстве продукта
2. Другие источники получения
прибылей. Большинство
3. Изменения в технологии
производства, которые приводят
к повышению
4. Цены на другие товары
(часто рост цен на одни
5. Изменение количества
продавцов (покупателей). Возникновение
на рынке новых предприятий
увеличивает предложение.
6. Налоги и дотации.
Если увеличиваются налоги, то
предложение сокращается, а
7. Перспективные ожидания.
Если производитель
Форма и наклон кривой предложения
для различных товаров будут
меняться в зависимости от их эластичности
точно так же, как и для кривой
спроса. Эластичность предложения измеряется
пропорционально изменению