Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonom_teoria.docx

— 208.61 Кб (Скачать файл)

7. Теория поведения потребителя

Потребитель – это тот, кто покупает товары или услуги для  своих собственных нужд. Время  от времени потребителем бывает каждый человек.

Расходы потребителей – это  самый крупный сектор экономики. Даже незначительные изменения в  уровне потребительских расходов могут  оказать глубочайшее влияние  на экономику в целом.

Являясь покупателем, человек  испытывает на себе всю сложность  проблемы ограниченных возможностей. Его желания намного превосходят  необходимые для их удовлетворения ресурсы.

Но прежде чем купить что-либо или отложить имеющиеся деньги, человек  должен их заработать. Существует два  пути получения дохода – заработать деньги профессиональным трудом и использовать уже имеющиеся богатства.

Доход от профессиональной деятельности. Большую часть денег, которую  будущий потребитель будет зарабатывать, вероятно, будет составлять заработная плата. В обмен на свой труд он будет  получать заработную плату или оклад. Сколько заработает человек, зависит  от места работы, его способностей, усердия и некоторых других факторов.

Доход от богатства. Богатством называется стоимость всех тех вещей, которыми владеет человек. Суммируя стоимость всего имущества, счета  в банке, денежные сбережения и другие средства, можно получить общую величину богатства.

Если богатство использовать определенным образом, то оно может  приносить доход своему владельцу. Например, если у вас есть мотоцикл, вы можете дать его на прокат своим  знакомым за условленную плату. В  таком случае экономисты сказали  бы, что вы используете свое богатство  для получения ренты. Если богатство  в денежной форме дается кому-нибудь в ссуду под проценты или помещается также под проценты в банк, оно  приносит своему владельцу доход  в виде процентов с капитала. Рента  и проценты с капитала являются двумя  формами дохода, которые можно  получать от богатства.

Главной задачей любого производства является удовлетворение потребностей человека и общества в целом. Потребность  – это состояние человека, которое  отражает противоречие между желаемым и имеющимся, но при этом побуждает  его к действию.

Производство и потребности  неразрывно связаны:

1) потребности человека  постоянно растут, а объемы производства  ограничены доступными ресурсами;

2) потребности стимулируют  производство, а производство, создавая  новые ценности, оказывает влияние  на потребности;

3) для постоянно растущих  потребностей необходимо увеличивать  объемы производства;

4) общий объем потребления  должен быть меньше количества  производимых благ.

Существуют различные  виды классификации потребностей.

1. По отношению к масштабам  и структуре производства:

1) абсолютные, перспективные;

2) действительные, необходимые;

3) подлежащие удовлетворению;

4) фактически удовлетворяемые.

2. С точки зрения уровня  развития:

1) элементарные (физические);

2) высшие (социальные).

3. По роли потребностей  в воспроизводстве рабочей силы:

1) физические;

2) интеллектуальные;

3) социальные.

4. В зависимости от социальной  структуры общества:

1) потребности общества  в целом;

2) потребности социальных  групп;

3) потребности отдельных  людей.

Но на пути удовлетворения потребностей лежит ограниченность экономических ресурсов, так как  все виды ресурсов, а именно земля, труд, капитал, предпринимательская  способность являются относительно редкими, т. е. их объема недостаточно для  удовлетворения безгранично растущих потребностей.

Проблема выбора является одной из центральных в современной  экономической науке.

На потребительский выбор  влияют:

1) личностные факторы:

а) возраст;

б) образование;

в) пол;

2) психологические факторы  (например, избирательное запоминание  и искажение, характер, темперамент);

3) культурные факторы (например, принадлежность к субкультуре);

4) социальные факторы (принадлежность  к определенной социальной группе  или политической партии);

5) экономические факторы  (доходы, цены на товары, совокупная  и предельная полезность).

Теория потребительского поведения, исследующая механизм взаимодействия потребностей человека и индивидуального  спроса, строится на нескольких гипотезах:

1) доходы всех потребителей  ограничены;

2) на все товары и  услуги установлены цены;

3) все потребители осуществляют  выбор самостоятельно, независимо  друг от друга;

4) каждый потребитель стремится  вести себя рационально, т.  е.

увеличить для себя максимальную полезность.

Полезность товара (услуги) для каждого человека индивидуальна: один любит хорошо отдохнуть, другой предпочитает хорошо покушать.

Полезность – это свойство товара удовлетворять одну или несколько  потребностей человека.

О теории предельной полезности и законе об убывающей предельной полезности говорилось выше.

Графически потребительские  предпочтения можно представить, используя  кривые безразличия, которые представляют собой совокупность потребительских  наборов, обеспечивающих одинаковый уровень  удовлетворения потребностей (рис. 7).

 

 

Рис. 7. Кривая безразличия

 

Набор товаров А и В  в каждой точке кривой безразличия  приносит потребителю одинаковую совокупную полезность.

Например, если кривая безразличия  проходит через точки (6;4) и (2;7), то это  означает, что набор из 6 товаров  В и 4 товаров А приносит потребителю  совокупную полезность, соответствующую  набору из 2 товаров В и 7 товаров  А.

Кривая безразличия соответствует  некоторой постоянной величине совокупной полезности. Любому иному показателю совокупной полезности будет соответствовать  другая кривая безразличия. Для каждого  потребителя можно построить  бесконечно большое число кривых безразличия. Данный график носит название «карты безразличия» (рис. 8).

 

 

Рис. 8. Карта безразличия

 

При этом любой набор товаров, соответствующий каждой точке кривой безразличия U2, приносит потребителю  большую совокупную полезность, чем  любой набор товаров, соответствующий  каждой точке кривой безразличия U1.

У кривых безразличия можно  выделить несколько свойств:

1) кривые безразличия не  могут пересекаться;

2) кривые безразличия являются  выпуклыми;

3) кривые безразличия имеют  отрицательный наклон, причем угол  наклона – это отношение предельной  полезности товара А к предельной  полезности товара В.

Все вышесказанное относится  к стандартным наборам товаров. Однако существуют и другие формы  кривых, характеризующие своеобразные вкусы потребителей:

1) кривая безразличия –  горизонтальная линия (например, школьник не возьмет ни одного  пирожка с капустой, сколько бы  ему их не давали, взамен пирожка  с яблоками, если он просто  не любит капусту);

2) кривая безразличия –  вертикальная линия (например, школьник  не отдаст ни одного пирожка  с яблоком, сколько бы пирожков  с капустой ему ни предлагали  взамен, – он не ест пирожки  с капустой);

3) кривая безразличия взаимозаменяемых  товаров (например, школьнику безразлично,  чем перекусить – пирожком  с яблоком или пирожком с  капустой); следовательно, кривая  безразличия будет иметь вид  прямой линии с отрицательным  наклоном;

4) кривая безразличия взаимодополняющих  товаров (например, нитки и иголки  являются взаимодополняющими товарами, – поэтому какое угодно увеличение  количества катушек ниток не  увеличит полезности иголок); кривая  безразличия имеет вид прямого  угла.

Как уже было сказано выше, выбор потребителя ограничен  его денежным доходом и ценами на товары. В самом простом виде бюджетное ограничение потребителя  при выборе двух товаров можно  представить в виде бюджетной  линии (рис. 9).

 

 

Рис. 9. Бюджетная линия

 

Каждой точке бюджетной  линии соответствует набор товаров  А и В, который потребитель  может приобрести при данном доходе и ценах на товары. Любое изменение  дохода или цен приводит к перемещению  бюджетной линии. Если доход потребителя  увеличивается, то бюджетная линия  из положения 1 смещается в положение 2. Если снизится цена на товар А, то это приведет к перемещению конца  бюджетной линии 1 в положение 3.

Объединив в одном графике  карту безразличия и бюджетную  линию, можно получить график потребительского выбора.

Точка пересечения (Е) называется точкой потребительского оптимума, так  как расположена на наиболее высоко лежащей (из доступных потребителю) кривой безразличия (рис. 10).

 

 

Рис. 10. График потребительского выбора

 

Снижение цены продукта приводит к возникновению эффектов:

1) эффект дохода – снижение  цены продукта; позволяет потребителю  купить большее количества продукта  при прежнем уровне дохода, т.  е. происходит увеличение реального  дохода;

2) эффект замещения –  снижение цены продукта делает  его более выгодным для покупки,  что приводит к увеличению  желания потребителя заместить  им относительно более дорогие  товары.

8. Факторы производства

Земля является наиболее важным фактором производства. Рынок земли  в отличие от капитала имеет практически  бесконечный срок службы и, следовательно, может приносить владельцу бессрочный доход – ренту.

Ценообразование на землю  имеет ряд особенностей, и главной  из них является естественная ограниченность предложения земли. Для предложения  других факторов подобного явления  практически не наблюдается.

Таким образом, предложение  земли, пригодной для использования  в сельском хозяйстве или промышленности, всегда неэластично.

Цена земли зависит  от величины спроса на нее, и в случае недостаточного спроса земля может  оказаться вообще бесплатной.

Экономическая рента –  цена, которая выплачивается владельцу  земли и природных ресурсов за их использование, так как они  являются исчерпаемыми.

Поскольку качество земельных  участков неоднородно, т. е. они различаются  по плодородию, месторасположению, наличию  в недрах полезных ископаемых и близостью  к коммуникациям, то рента будет  более высокой с наиболее плодородных  участков, а самый неплодородный  участок, используемый для обработки, в обычных условиях вообще не приносит своему владельцу ренту.

Рента выплачивается владельцу  участка в виде арендной платы.

Арендная плата включает в себя ренту, а также процент  за находящийся на данном участке  земли капитал, а также за улучшение  почвы, произведенное владельцем (орошение, удобрение). Если арендная плата повысится, то предложение превысит спрос, и  рынок выйдет из состояния равновесия (рис. 11).

 

 

Рис. 11. Спрос и предложение  земли

 

S – неэластичное предложение  земли;

D – потенциальный спрос  на землю;

E – точка равновесия.

Рента и цена земли –  понятия разные. Цена земли отражает денежную оценку, по которой она  покупается и продается. Цена на землю  определяется по формуле:

Цена земли = [(Размер земельной  ренты) / (Величина ссудного капитала)] × 100%.

Итак, земля – это ресурс особого рода, количество которого ограничено, в связи с этим предложение  земли совершенно неэластично. Поэтому  величина земельной ренты определяется спросом на аренду земельных участков.

Труд – это деятельность работника, направленная на получение  дохода.

Практически любой труд предполагает затраты физической, умственной и  нервной энергии.

Австрийский экономист Л. фон Мизес выделил интровертный и экстравертный труд[1].

Экстравертный труд имеет  целью получение дохода. Можно  выделить 3 разновидности интровертного  труда:

1) работа ради усовершенствования  тела и разума;

2) труд, имеющий целью реализацию  религиозных убеждений;

3) труд как рафинированная  игра с целью избавиться от  гнетущих мыслей и прогнать  беспокойство.

Рынок труда представляет собой важнейшую сферу рыночных отношений.

Рынок труда – это общественно-экономическая  форма движения рабочей силы (трудовых ресурсов).

Субъектами предложения  на рынке труда выступают домашние хозяйства, а спроса – фирмы и  государство.

Рынок труда выполняет  следующие функции:

1) согласующую, т. е.  обеспечивает согласование интересов  работников и работодателя;

2) объединяющую, т. е. соединяет  подготовку и использование рабочей  силы;

3) регулирующую, т. е. регулирует  доходы каждого работника;

4) формирующую, т. е.  формирует оптимальную и профессиональную  структуру кадров и кадровый  резерв для общественного воспроизводства.

Объем предложения на рынке  труда зависит от наличия экономически активного населения – трудоспособного  населения, юридически имеющего возможность  и желание работать.

Экономически активное население  можно разделить на занятых и  безработных.

К занятым относятся:

1) выполняющие работу по  найму;

2) временно отсутствующие  на работе (по болезни, находящиеся  в отпуске и т. п.);

3) самостоятельно обеспечивающие  себя работой.

К экономически неактивному  населению относятся:

1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения;

2) лица, получающие пенсии  по старости, на льготных условиях, по инвалидности;

3) лица, занятые ведением  домашнего хозяйства, уходом за  детьми;

4) отчаявшиеся найти работу  и прекратившие ее поиски;

5) другие лица, у которых  нет необходимости работать.

Рынок труда отличается чрезвычайно  сложной структурой.

В зависимости от различных  критериев можно выделить:

1) рынки физического и  умственного труда;

Информация о работе Экономическая теория