Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonom_teoria.docx

— 208.61 Кб (Скачать файл)

1. Частная собственность  выражает присвоение средств  производства и результатов производства  отдельными лицами, т. е. право  владеть, пользоваться и распоряжаться  получает частное лицо. Положительные  черты частной собственности:  мощные стимулы к усердному  труду; основа материального благополучия; гарант свободы и независимости  личности; моральное удовлетворение  собственника. Но есть и отрицательная  черта: развиваются индивидуализм,  эгоизм и тяга к стяжательству,  при этом усиливается разобщенность  в обществе.

Частная собственность имеет  две главные формы:

1) собственность самих  граждан (индивидуальная собственность);

2) собственность юридических  лиц (собственность организаций,  предприятий, фирм, компаний и  т. д.).

2. Общественная (публичная)  собственность характеризуется  совместным присвоением средств  и результатов производства.

Она может выступать в  двух формах:

1) коллективной, при которой  права собственника осуществляет  коллектив людей;

виды коллективной собственности:

а) арендная – трудовой коллектив  арендует имущество государственного предприятия на определенный срок и  на условиях возмездного владения;

б) кооперативная – общее  достояние всех членов кооператива, собственность которых возникает  как объединение паевых взносов (вкладов) участников;

в) акционерная – пропорционально  стоимости имущества предприятия  выпускаются акции; объектом собственности  является финансовый капитал и другое имущество, полученное в результате хозяйственной деятельности;

г) собственность общественных объединений и религиозных организаций  создается за их собственный счет, счет пожертвований или передачи государством своего имущества; субъектами собственности могут быть церковь, спортивные общества, профсоюзы и  т. п.;

2) государственной собственности,  которая может выступать в  следующих формах:

а) федеральной собственности, которая является достоянием всех граждан  РФ; к ней относятся: земля, ее недра, средства государственного бюджета  и т. д.;

б) региональной собственности, владельцем которой являются жители определенного региона страны;

в) муниципальной собственности, право собственника которой принадлежит  местным органам власти; к ней  относятся жилищный фонд, предприятия  торговли, бытового обслуживания, транспортные предприятия и т. д.

Общественная собственность  совершенно необходима в таких сферах, как наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.

В разных странах и в  разные времена соотношение между  частной и общественной собственностью неодинаково. В социальных и других целях правительства различных  стран проводят то национализацию, то приватизацию собственности.

Национализация – это  огосударствление собственности, передача ее из частного сектора экономики  в государственный. Она может  быть двух видов:

1) безвозмездной, т. е.  без компенсации материального  ущерба;

2) возмездной, т. е. с  полной или частичной компенсацией  ущерба.

Приватизация – это  передача государственной собственности  гражданам или юридическим лицам. Чаще передача собственности происходит посредством ее продажи на аукционах, а также сдачи в аренду с  последующим выкупом.

Существуют и другие процессы разгосударствления (предприятия освобождаются  от непосредственного государственного управления), формами которого выступают:

1) аренда;

2) выкуп;

3) создание ассоциаций, акционерных  обществ, кооперативов и т.  п.

Процессы приватизации в  каждой стране происходят по-разному. Однако все они сталкиваются со следующими трудностями:

1) связь приватизации с  изменением властных отношений  в обществе;

2) масштабы приватизации;

3) отсутствие рациональной  рыночно-конкурентной среды;

4) технические сложности;

5) необходимость идеологического  выбора;

6) отсутствие на стартовом  этапе необходимой институциональной  структуры.

В нормальных условиях национализация и приватизация захватывают лишь отдельные секторы экономики.

Лекция № 4. Микроэкономика

1. Сущность рынка. Основные  элементы рынка

Появление общественного  разделения труда, возникшего между  скотоводческими и земледельческими племенами, а также повышение  производительности и эффективности  общественного производства привели  к необходимости обмена продуктами этого труда. Изначально рынок означал  свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода  в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента  стоимости выступали деньги. За проданный  товар получали деньги и на них  приобретали необходимый товар. Такой процесс регулирования  производства, спроса, предложения  и потребления стал эффективным.

Обмен может осуществляться в двух формах:

1) бартер (обмен товара  на товар);

2) товарно-денежный обмен,  состоящий из двух фаз:

а) фаза покупки;

б) фаза продажи.

Товарно-денежный обмен является более прогрессивной формой обмена, так как имеет целый ряд  преимуществ:

1) сокращает время обмена;

2) сокращает издержки при  обмене;

3) измеряет стоимость товара  наиболее точно.

Обмен составляет основу рыночного  механизма.

Возникновение и развитие рынка можно определить следующими причинами.

1. Общественное разделение  труда – экономическое сотрудничество  людей, при котором они выполняют  строго определенные виды работ,  т. е. специализируются. Разделение  труда ведет к росту его  производительности, что позволяет  не только удовлетворять потребности  производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.

Истории известны три периода  общественного разделения труда:

1) отделение скотоводства  от земледелия;

2) выделение ремесла в  отдельную отрасль;

3) формирование купечества.

После этого произошло  разделение производства на различные  подотрасли.

2. Ограниченность ресурсов, которая преодолевается людьми  через обмен на рынке одного  продукта на другой.

3. Экономическая обособленность  производителей, которая обусловлена  частной собственностью.

4. Свобода конкуренции,  т. е. стремление каждого участника  рынка к обеспечению своих  экономических интересов.

Описывая рыночный механизм, следует особо охарактеризовать его функции:

1) регулирующая функция  – через механизм спроса и  предложения, закон стоимости  рынок устанавливает (регулирует) необходимые пропорции в экономике;

2) стимулирующая – через  цену рынок стимулирует развитие  НТР, снижение затрат производства, повышение качества товаров и  услуг и т. д.;

3) информирующая – через  изменяющиеся цены рынок сообщает  предпринимателям о текущем состоянии  экономики;

4) ценообразующая функция  рынка возникает при столкновении  товарного спроса и предложения,  а также благодаря конкуренции  среди покупателей и продавцов;

5) посредническая состоит  в том, что рынок напрямую  соединяет продавцов и покупателей,  предоставляя им возможность  общаться друг с другом на  экономическом языке свободной  купли-продажи товаров, свободных  цен, свободной игры спроса  и предложения;

6) социальная – рынок  обеспечивает социальную справедливость  через выполнение государством  своих функций;

7) санирующая (оздоровительная)  – рынок поощряет эффективного  предпринимателя и вынуждает  уйти нежизнеспособного.

Изучая рыночный механизм, необходимо различать субъекты (физические и юридические лица) и объекты (все то, по поводу чего возникают  отношения купли-продажи) рынка.

Рынок имеет многообразную  структуру, в связи с чем различают:

1) по экономическому назначению  объектов рыночных отношений:

а) потребительский рынок;

б) рынок средств производства;

в) рынок рабочей силы;

г) рынок информации;

д) финансовый рынок;

е) валютный рынок;

2) по пространственному  признаку:

а) мировой рынок (рынок  того или иного товара в мировом  масштабе);

б) региональный рынок (рынок  определенного ряда стран);

в) национальный рынок (рынок  страны);

г) местный рынок (рынок  какого-либо города, поселка);

3) с точки зрения соответствия  действующему законодательству:

а) легальный (официальный  рынок);

б) нелегальный (теневой);

4) по степени насыщенности:

а) равновесный рынок;

б) дефицитный рынок;

в) избыточный рынок;

5) по механизму функционирования:

а) конкурентный;

б) монопольный.

Каждая из представленных групп в свою очередь делится  на самые разнообразные: системы, подсистемы, секторы, подсекторы и т. д.

Так, например, потребительский  рынок включает в себя рынки продовольствия, автомобилей, одежды, обуви, жилья и  т. д., а рынок продовольствия можно  разделить еще на сектора: сектор овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных, мучных изделий и т. д.

Рынок средств производства – это рынки электроэнергии, земли, оборудования и т. д.

Рынок информации – это  рынки научно-технических разработок, ноу-хау и т. д.

Финансовый рынок –  это рынок ценных бумаг, кредитов, ссуд и т. д.

Рассмотрим более подробно монопольные и конкурентные рынки.

На монопольном рынке, как правило, один крупный производитель  продает уникальный товар, не имеющий  заменителей, по собственной цене. При  входе на этот рынок существуют барьеры.

На конкурентном рынке, как  правило, много продавцов, которые  продают однородные товары, имеющие  заменителей, при полном отсутствии диктата цен. На рынок легко вступить и также легко его покинуть.

Инфраструктура рынка  – это система организаций  и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и  услуг. В инфраструктуре выделяют:

1) организационную базу (фирмы,  посреднические организации и  т. д.);

2) материальную базу (складское  и товарное хозяйство, транспорт  и т. д.);

3) кредитно-расчетную базу (банки, страховые фирмы и т.  д.);

4) государственные финансы;

5) систему законодательства, регулирующую правовые отношения  рыночных субъектов (представлена  на рынке юридическими, консалтинговыми  (консультационными) компаниями  и т. д.);

6) кредитную систему, включающую  банки, страховые компании, фонды  профсоюзов, имеющих право коммерческой  деятельности.

В качестве элементов инфраструктуры можно выделить:

1) ярмарки – рынки широкого  значения, где осуществляется распродажа  многих (одного) видов товаров;

2) аукцион – продажа  товаров в установленном месте  тому покупателю, который предлагает  самую высокую цену;

3) биржу – место заключения  сделок по контракту.

Основными элементами рынка  являются спрос, предложение, цена, конкуренция, их взаимодействие носит название рыночного  механизма. Рыночная цена, которая формируется  на свободном рынке под влиянием спроса и предложения, информирует  товаропроизводителя о необходимом  товаре (если товара не хватает, то цена на товар высока).

2. Товар как экономическая  категория. Стоимость и цена  товара

Долгое время в экономической  жизни людей господствовало натуральное  производство, при котором каждая хозяйственная единица (например, семья) вела изолированное от других хозяйство, производя для себя весь набор  необходимых продуктов. По мере развития производительных сил и общественного  разделения труда это неэффективное  производство вытеснялось все более  производительным товарным хозяйством. Товарное производство – это производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. Продукт  такого производства называется товаром.

Товар – это вещь, которая  создана трудом, предназначена для  обмена и обладает общественной ценностью.

Товар является основной категорией рынка.

Существуют различные  классификации товаров по следующим  признакам:

1) по характеру спроса  на товар:

а) повседневного спроса;

б) предварительного спроса;

в) особого спроса;

г) пассивного спроса;

2) по характеру потребления  товара:

а) товары индивидуального  потребления;

б) товары производственного  потребления;

3) по длительности использования:

а) товары кратковременного пользования;

б) товары длительного пользования.

Существуют две теории, анализирующие свойства товара.

1. Марксистская теория  трудовой стоимости. Согласно  данной теории у товара имеются  четыре свойства:

1) потребительная стоимость  – это полезность товара, его  практическое назначение, способность  удовлетворять ту или иную  потребность человека (т. е. набор  полезных свойств товара);

2) стоимость – это то, во что обходятся производство  товара и его реализация (т.  е. овеществленный в товаре  общественный труд);

3) меновая стоимость –  это количественное соотношение  в котором один товар обменивается  на другой;

4) цена – это денежное  выражение меновой (рыночной) стоимости  товара.

Свойства товара определены двойственным характером труда:

1) конкретный труд –  это труд, затрачиваемый в определенной  форме;

2) абстрактный труд –  это труд вообще независимо  от конкретной формы.

2. Маржиналистская теория  предельной полезности. Согласно  данной теории товар имеет  два свойства:

1) полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от  товара;

2) ценность – индивидуальная  или массовая оценка степени  полезности товара для удовлетворения  различных типов потребностей  человека, фирмы или страны в  целом. Ценность товара определяется:

а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром;

Информация о работе Экономическая теория