Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа
Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.
Лидерство в ценах означает такую практику, когда одно из предприятий отрасли, обычно крупнейшее, назначает свои цены, а остальные им следуют.
Соглашения могут тайно
заключаться между двумя или
несколькими крупнейшими
Назначение цен или доли влияния на рынке может основываться и на длительно существующем положении вещей, ставшем уже традицией.
В условиях монополистической конкуренции и олигополии особую роль играет реклама, призванная дифференцировать продукцию предприятий в глазах покупателей. Однако реклама является лишь частью рыночного процесса дифференциации продукции и услуг и доведения их до потребителя.
Все, что происходит между
производством и потреблением, для
экономиста попадает под категорию
маркетинга. Маркетинг – это деятельность,
помогающая встрече покупателя и
продавца. Помимо рекламы, маркетинг
включает в себя куплю и продажу,
транспортировку и
Предприниматели находят
для своих товаров и услуг
рынки сбыта среди
Продукт. Все начинается с того, что представляет собой продукт. Чтобы успешно дифференцировать свой продукт, предприниматель должен сначала определить, какой именно продукт необходим потенциальному покупателю. Для этого предприятия проводят исследования рынка. Они могут использовать опросы по телефону, по почте или просто расспрашивать людей на улице или в магазинах.
Серьезный статистический анализ
может выявить желания
Продажная цена. Предприятия
должны определить цену продажи, которая
будет покрывать все затраты
и приносить прибыль. В затраты
включаются постоянные издержки, такие
как арендные платежи, страховка. Необходимо
учитывать также переменные издержки.
Все эти затраты используются
для определения точки
Продвижение. Продвижение является ключевой частью маркетинга и товарной дифференциации. В этом смысле продвижение является связующим звеном между предприятием и потребителем.
Продвижение в состоянии
обеспечить устойчивый рост спроса на
продукцию, а не внезапные резкие
его колебания. Использование рекламы
в средствах массовой информации,
по почте или при личных контактах
– это только несколько путей,
с помощью которых
Некоторые критики рекламы
утверждают, что суммы, потраченные
на то, чтобы проинформировать потребителя
и способствовать продаже, – зря
выброшенные деньги. Но специалисты
по рекламе говорят, что благодаря
маркетинговым исследованиям
Позиция. Чтобы продукт стал полезным, он должен появиться в нужное время в нужном месте. Продать свою продукцию предприниматель может только предчувствуя, где и когда потребитель ее купит. Плохо выбранное место торговли не раз оказывалось причиной краха предпринимательства. Успех предприятий, действующих в условиях олигополистической или монополистической конкуренции, часто зависит от их способностей в области маркетинга. Однако, если на рынке есть только один продавец – монополия, это становится уже не так важно.
При монополии одна-единственная организация регулирует предложение. Это позволяет ей выбрать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса. Монополию отличают следующие черты:
1) в наличии единственный продавец, или монополист;
2) нет близких заменителей
данного товара. Ни одна из
организаций не предлагает
3) существование барьеров для выхода других предприятий на данный рынок. Конкуренты не могут выйти на этот рынок, поскольку для этого требуется колоссальный капитал.
Сегодня практически все
монополии являются противозаконными.
Однако закон допускает существование
монополии в некоторых
К легальным монополиям относятся коммунальные службы, патентная система, авторские права и товарные знаки.
Коммунальные службы обычно
находятся в ведении частных
предприятий, которые обеспечивают
население жизненно важными услугами.
Они обладают монополией, поскольку
в этой области конкуренция может
навредить общественным интересам.
К коммунальным службам относятся
электро-, газо– и водоснабжение.
Государство особенно тщательно
следит за этой сферой и регулирует
ее деятельность. Конкуренция обеспечивает
сфере предпринимательства
Государственные лицензии разрешают
конкретному предприятию
Патенты как вид монополии.
Правительство гарантирует
Авторские права и товарные
знаки как вид монополии. Авторское
право действительно на протяжении
всей жизни автора и в течение
50 лет после его смерти. Товарные
знаки – это специальные
Монополии могут быть двух типов:
1) естественная (или регулируемая
государством) монополия возникает
в отраслях экономики,
2) стихийно возникающая
(нерегулируемая или частично
регулируемая государством) монополия.
Монополии могут возникать
Стихийные монополии возникают при появлении барьеров, препятствующих появлению конкурентов на рынке:
1) юридические барьеры
– это законодательная защита
авторских прав на научно-
2) экономические барьеры
– создание крупного
3) технологические барьеры
– сложность и уникальность
современных технологий
1) в отраслях, производящих
сравнительно однородную
2) в отраслях, выпускающих
разнообразную продукцию. Это
машиностроение, химическая промышленность,
строительство,
Производство является неубыточным, если затраты на него окупаются, но не приносят прибыли.
Сумма выручки от продажи всех товаров равна себестоимости всех проданных товаров. Показатель КПТ (количество проданных товаров) будет соответствовать точке неубыточности производства:
КПТ= (Общие постоянные затраты) / (Цена – Переменные затраты на единицу товара).
При таком количестве реализуемых на рынке товаров их цена будет равна себестоимости. Точка неубыточности будет определять верхний и нижний пределы цены при меняющемся спросе на товар. По мере повышения цены товара спрос на него ослабевает, это вызывает сокращение объема производства. А уменьшение выпуска продукции приводит к росту себестоимости. Себестоимость будет расти быстрее цены и достигнет ее уровня. Предприятие перестанет получать прибыль. Достигнутый уровень цены окажется ее верхним пределом, за которым производство будет приносить убытки. Этому уровню соответствует первая точка неубыточности производства. По мере понижения цены будет расти объем продажи товара. Однако уровень цены будет приближаться к уровню себестоимости производства, пока не сравняется с ним. Это будет происходить, потому что снижение цен по мере роста объема производства будет опережать снижение себестоимости. Когда цена опустится до уровня себестоимости, предприятие перестанет получать прибыль. Дальнейшее снижение цены будет приносить убытки. Достигнутый уровень цены – ее нижний предел – это вторая точка неубыточности.
Государственное регулирование:
антимонопольное
По этой причине федеральное
правительство принимает
Для расширения бизнеса существуют
два пути: внутренний и внешний. Когда
предприятия расширяются
Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Вследствие слияния вторая компания либо распускается, либо становится составной частью первой.
Слияние фирм происходит по нескольким причинам. Некоторые предприятия приобретают другие фирмы для расширения ассортимента производства, снижая таким образом степень риска на случай колебаний рыночной конъюнктуры. Другие стремятся к увеличению объема производства. Третьи же покупают акции маркетинговых и транспортных компаний для уменьшения собственных расходов. Некоторые корпорации видят в слиянии компаний способ устранения бывших конкурентов. Слияние компаний может идти по 3 направлениям: горизонтальное, вертикальное или конгломеративное.
Горизонтальное слияние. Это соединение двух или более компаний, занятых в одной сфере производства. Примером может служить слияние двух издательств или двух автомобильных заводов в один концерн.
Вертикальное слияние. Это
соединение двух или более компаний,
осуществляющих различные стадии одной
технологической цепочки, которая
называется вертикальной интеграцией.
Примером вертикального слияния
может быть ситуация, при которой
автомобильная компания приобретает
сталелитейный завод для
Конгломеративное слияние. Конгломерат совмещает в одной финансово-управленческой структуре несколько видов производства, совершенно не связанных между собой. Примером конгломерата является слияние фирмы, производящей сигареты с фирмой, специализирующейся на производстве корма для собак.
Современная антимонопольная
политика государства прежде всего
направлена на использование преимуществ
естественной монополии под контролем
государства и общества и недопущение
или ограничение искусственной
монополии. В этих целях принимаются
меры против чрезмерной концентрации
экономической мощи, искусственных
дефицитов, ценовых злоупотреблений.
Одновременно стимулируется свободная
и честная конкуренция в