Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonom_teoria.docx

— 208.61 Кб (Скачать файл)

2) профессиональные рынки  (например, врачей, актеров);

3) региональные, областные,  районные рынки;

4) рынки квалифицированного  и неквалифицированного труда  и т. д.

Кривая предложения труда (индивидуального) может иметь такой  вид, представленный на рис. 12.

 

 

Рис. 12. Кривая индивидуального  предложения труда

 

Изменение наклона кривой предложения труда можно объяснить  следующим:

1) рабочее время является  альтернативой досугу;

2) если работник обеспечивает  себе и близким определенный  уровень потребления, то он  стремится сократить рабочее  время L, и наоборот – свободное  время может быть заменено  рабочим.

Кроме того, предложение труда  зависит от:

1) численности и темпов  прироста трудовых ресурсов;

2) доли трудоспособного  населения в общей численности  населения;

3) продолжительности рабочего  дня;

4) интенсивности и производительности  труда;

5) квалификации работников;

6) миграционных возможностей  населения.

Предложение труда зависит  от величины заработной платы.

При повышении реальной заработной платы предложение труда возрастает.

Величина заработной платы  зависит от многих составляющих, главными из которых являются:

1) величина спроса и  предложения на рабочую силу;

2) интенсивность труда;

3) производительность труда;

4) квалификация работника;

5) продолжительность рабочего  дня;

6) сложность труда;

7) особые условия труда  (например, выше оплачивается труд  работающих в северных районах  России);

8) уровень жизни населения  в стране или регионе и т.  п.;

9) деятельность профессиональных  союзов.

Заработная плата выступает  в двух формах: повременной и сдельной (поштучной).

Повременная форма оплаты труда состоит в том, что индивид  получает доход за количество отработанного  времени (почасовая, поденная, понедельная, помесячная).

Эта форма оплаты труда  бывает следующих видов:

1) простая повременная  — инженерно-технические работники  и служащие за фактически отработанное  время получают оклад, а рабочие  – заработную плату по тарифной  ставке;

2) повременно-премиальная  – рабочим оплата осуществляется  по тарифной ставке, а НТР и  служащим выплата производится  как сочетание оклада с системой  премий (за достижения качественных  или количественных показателей).

Сдельная форма оплаты труда предполагает, что оплата труда  будет возрастать пропорционально  количеству выпущенной продукции. Она  бывает следующих видов:

1) прямая сдельная –  оплата по неизменным расценкам  за единицу продукции;

2) сдельно-премиальная –  возможна выплата премий за  достижение определенных показателей;

3) сдельно-прогрессивная  – за выпуск изделий в пределах  плана оплата производится по  фиксированным расценкам, за выпуск  сверх плана – по более высоким  расценкам;

4) аккордная – оплата  производится по итогам выполнения  определенного вида работ.

Спрос на труд является производным  от спроса на товар или услугу, в  производстве которой данный вид  труда используется.

Величина спроса на труд зависит  от следующих факторов:

1) уровня цен на товары  и услуги, производимые при его  помощи;

2) производительности труда  (чем выше производительность  труда, тем выше спрос);

3) уровня технологий;

4) фазы экономического  цикла (на фазе подъема спрос  на труд возрастает, а во время  спада экономики падает);

5) величины заработной  платы (при росте заработной  платы предприниматель для сохранения  равновесного состояния будет  стремиться сохранить спрос на  труд).

Конъюнктура рынка труда (условия для реализации товаров  в конкретном месте и в определенное время) может быть трех видов:

1) трудодефицитной, т. е.  спрос на труд превышает его  предложение (безработица);

2) трудоубыточной, т. е.  предложение превышает спрос;

3) равновесной.

Рынок капитала в рыночной экономике также регулируется спросом  и предложением.

Капитал – это ресурс, продукт человеческой деятельности.

Предприниматель может приобрести капитал двумя способами: либо купить на рынке средства производства, либо взять их в аренду.

Капитальные ресурсы можно  классифицировать следующим образом:

1) производственный капитал,  который состоит из:

а) основного капитала (средства производства, неоднократно используемые в процессе производства и частично переносящие свою стоимость на готовую  продукцию (здания, машины, оборудование));

б) оборотного капитала (средства производства, однократно используемые в производстве и сразу превращающиеся в готовую продукцию (сырье, материалы));

2) человеческий капитал  – денежная оценка способности  человека приносить доход;

3) денежный капитал –  денежные средства, необходимые  для приобретения производственного  капитала.

Процент на капитал – это  плата за использование капитального ресурса.

Ставка процента (S) – это  отношение готовой суммы процента (I) к сумме капитала (К), который  был отдан в кредит (измеряется в процентах):

S = (I / K) × 100%.

На рынке действует  два класса субъектов:

1) продавцы капитала (субъекты  предложения капитала):

а) банки;

б) страховые компании;

в) пенсионные фонды;

г) ссудо-сберегательные ассоциации и т. п.;

2) покупатели капитала (субъекты  спроса на капитал):

а) предприятие;

б) государство;

в) домашнее хозяйство (граждане).

Инвестиции (капиталовложения) представляют собой затраты денежных ресурсов, направляемые на приобретение капитала. Инвестиции можно классифицировать на следующие группы:

1) реальные (вложения в  физический и человеческий капитал)  и финансовые (затраты на приобретение  финансового капитала);

2) внутренние и иностранные;

3) прямые (инвестиции, выполненные  субъектами, владеющими более чем  10% акций предприятия) и портфельные  (инвестиции, выполненные субъектами, владеющими менее чем 10% акций  предприятия).

Деятельность экономического субъекта, связанная с инвестированием, предполагает формирование своеобразного  портфеля инвестиций. В зависимости  от инвестиционной стратегии предприятия  выделяют:

1) консервативный портфель (предполагает инвестирование в  малодоходные, но стабильные объекты);

2) доходный портфель (инвестиции  осуществляются в объекты, гарантированно  приносящие высокие доходы);

3) рисковый портфель (его  формирование связано с осуществлением  инвестирования в объекты, приносящие  наибольший, но не гарантированный  доход).

На величину инвестиций влияют следующие основные факторы:

1) ожидаемая норма чистой  прибыли (чем больше ожидается  прибыль, тем выше уровень инвестиций);

2) ставка процента (существует  обратная зависимость между ставкой  процента и величиной требуемых  инвестиций);

3) издержки на приобретение  и эксплуатацию оборудования (чем  выше издержки, тем меньше уровень  инвестиций);

4) налоги на бизнес (чем  меньше уровень налогов, тем  выше объем инвестиций);

5) технический прогресс (является  стимулом для инвестирования);

6) имеющийся основной капитал  (чем больше основного капитала  у производителя, тем меньше  требуется расходовать средств  на покупку нового оборудования).

Самой важной частью рынка  капитала является рынок ссудного капитала, т. е. денежные средства, привлекаемые для организации процесса производства и оплаты рабочей силы.

Источниками ссудного капитала являются:

1) денежные доходы населения;

2) свободный капитал предприятия:

а) амортизационные накопления компании;

б) средства, необходимые  для выплаты заработной платы;

в) прибыль, которую аккумулирует фирма для расширения производства;

г) часть оборотного капитала, накопленная из-за разницы во времени  продажи продукции и покупки  сырья;

3) средства рантье (рантье  – лица, обладающие капиталом  большого размера и живущие  за счет получения процента  на капитал).

Размер ставки процента, взимаемой  за ссудный капитал, зависит от:

1) сроков займа – чем  длительнее срок займа, тем  выше ставка с процента;

2) размеров займа –  чем меньше ссуда, тем больше  процентная ставка;

3) риска – если продавец  капитала оценивает как высокую  вероятность невозвращения займа,  то он устанавливает более  высокую ставку процента.

На рынке ссудного капитала постоянно осуществляется переливание  средств с рынка краткосрочных  операций (обслуживает движение оборотного капитала) на рынок долгосрочного  капитала (поддерживает движение основного  капитала). На практике предоставление капитала в кредит может осуществляться через покупку ценных бумаг.

Ценные бумаги – это  документы, дающие их обладателям право  на то или иное имущество, на получение  доходов, определенных денежных сумм. Главные среди ценных бумаг –  акции и облигации, связанные  с созданием и развитием акционерных  обществ.

Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о том, что  ее держатель:

1) вложил определенную  сумму денег (долю) в уставный  капитал данного акционерного  общества;

2) является совладельцем  этого капитала (в размере соответствующей  доли);

3) имеет право на получение  части прибыли акционерного общества  в форме так называемого дивиденда.

Существует множество  видов акций, различаемых по разным признакам:

1) по характеру распоряжения:

а) именные акции – имя  владельца фиксируется в специальных  книгах (покупаются только гражданами);

б) предъявительские акции  – имя владельца не регистрируется;

2) по характеру получения  и размерам дохода:

а) обыкновенные акции –  дивиденды по акциям такого вида зависят  от прибыли компании в текущем  году;

б) привилегированные акции  – дивиденды по таким акциям фиксированы (обычно меньше, чем по обыкновенным) и не зависят от прибыли компании;

3) по формам выпуска  и обращения:

а) сертификатные акции  – это ценные бумаги, которые  представлены особым документом (сертификатом);

б) безналичные акции –  это ценные бумаги, существующие в  безбумажной форме (в памяти компьютеров  и / или в учетных реестрах акционерного общества);

4) по обеспечению права  голоса – одноголосые, безголосые  и многоголосые (какое количество  голосов предоставляется для  голосования держателю акций).

На акции проставляется  ее цена, которая называется номинальной  стоимостью акции. Ценные бумаги продаются  на фондовой бирже или в банке  по курсу акций. Курс акций прямо  пропорционален дивиденду и обратно  пропорционален величине ставки процента:

Курс акций = (Дивиденд / Ставка процента) × 100%.

Акция не возвращается назад  предприятию, выпустившему ее, она может  быть продана на бирже.

Наряду с акциями акционерное  общество может выпускать и облигации. Облигация – это долговое обязательство, по которому заемщик (акционерное общество) гарантирует держателю облигации (своему кредитору – физическому  или юридическому лицу):

1) регулярную выплату дохода  в виде процента;

2) в конечном итоге возврат  обозначенной в облигации суммы  денег в оговоренный срок.

Помимо акций и облигаций, существуют и другие виды ценных бумаг:

1) вексель – это ценная  бумага, подтверждающая право векселедержателя  требовать с векселедателя уплаты  суммы, указанной в векселе;  они бывают:

а) простые;

б) переводные;

в) финансовые;

г) гарантированные;

д) коммерческие;

е) казначейские;

2) казначейское обязательство  – ценная бумага, дающая право  держателю на получение дохода  в течение срока владения и  подтверждающая внесение денежных  средств в бюджет; этот вид  ценных бумаг размещается на  добровольной основе;

3) сберегательный сертификат  – письменное свидетельство кредитного  учреждения (банка), подтверждающее  право владельца по истечении  определенного срока получить  депозит (вклад в банк) и проценты  по нему; сберегательные сертификаты  бывают:

а) именные;

б) на предъявителя;

в) срочные (на определенный срок);

г) до востребования.

Предпринимательство представляет собой специфическую деятельность по организации производства и распоряжению его результатами.

Для такого фактора, как предпринимательство, характерны следующие черты:

1) экономическая свобода  в выборе способов и направлений  своей деятельности;

2) полная материальная  ответственность своим имуществом  за итог своей деятельности;

3) ориентация на прибыль,  т. е. главная цель предпринимательства  – получение максимальной прибыли.

Объектами предпринимательства  считаются:

1) предприятие (фирма);

2) доходное дело.

Субъектами предпринимательства  являются:

1) предприниматель;

2) собственники факторов  производства;

3) менеджеры (управленцы);

4) акционеры:

а) поставщики (покупатели) товаров;

б) государство;

в) профсоюзы.

Как плату за риск и усилия, которые предприниматель вкладывает в бизнес, он получает прибыль, а  в случае неудачи развернутого производства несет убытки.

Прибыль предпринимателя  равна разности между доходом  и издержками. Выделяют несколько  видов прибыли.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и внешними издержками –  выплатами всем внешним поставщикам  факторов производства, т. е. они включают в себя заработную плату рабочим, процент на капитал и земельную  ренту.

Информация о работе Экономическая теория