Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonom_teoria.docx

— 208.61 Кб (Скачать файл)

Современная экономическая  теория признает необходимость участия  государства в экономических  процессах.

На государство возлагается  роль регулятора экономики, которая  проявляется в следующих его  функциях:

1) совершенствование системы  рыночных отношений (через разработку  нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов  развития страны на перспективу  (что будет со страной, например, через 20–30 лет);

3) регулирование использования  сил природы и охрана окружающей  среды;

4) управление демографическими  процессами;

5) регулирование и экономическое  обеспечение интеллектуального  развития, защиты жизни, прав и  свобод граждан;

6) согласование экономических  интересов субъектов производственно-экономических  отношений и преодоление противоречий  между ними;

7) организация ориентации  производства на конечный результат,  учет интересов и мотивов трудовой  деятельности;

8) разработка целевых комплексных  программ экономического развития.

Для решения этих функций  государство выполняет целый  ряд задач:

1) защита рыночной экономики  от сворачивания конкурентной  борьбы и образования монополий  путем принятия антимонопольного  законодательства;

2) производство общественных  товаров и услуг; общественными  называются товары и услуги, имеющие  следующие характерные черты:

а) нелегко взыскать плату  с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

3) учет и прогнозирование  последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это  ситуации, которые не могут быть  отрегулированы в рамках рыночного  механизма; данные последствия  могут быть как вредными (нефть  попадает в водоем), так и полезными  (благоустройство территории). Государство  должно полностью ликвидировать  вредные и стимулировать полезные  последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи  оно может применять следующие  меры:

а) убеждение;

б) рекламные кампании;

в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и  налогообложение (для вредных последствий);

г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки  социально незащищенных групп  населения и повышения экономической  активности населения.

Для этого государство  использует следующие три программы:

1) программы материальной  поддержки нуждающихся (государственные  пособия, субсидии, талоны на питание  и т. д.);

2) программы, ликвидирующие  причины нищеты и экономического  неблагополучия (запрет на дискриминацию  в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);

3) программы помощи отдельным  группам населения («адресная»  помощь многодетным семьям, студентам,  защита авторских прав и т.  д.).

Для регулирования экономики  государство может использовать следующие инструменты:

1) инструменты микрорегулирования  – налогообложение, антимонопольное  законодательство, регулирование условий  труда и его оплаты и т.  д.;

2) инструменты макрорегулирования  – фискальная политика, социальная  политика и т. д.;

3) инструменты интеррегулирования  – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные  отношения.

Государственное регулирование  может быть двух видов:

1) прямое – осуществляется  через законодательство;

2) косвенное – применение  всевозможных финансовых рычагов  для влияния на поведение частных  фирм, предприятий и организаций.  Для проведения косвенного регулирования  государство обычно использует  фискальную и кредитно-денежную  политику.

Лекция № 6. Регулирование  экономики на макроуровне

1. Денежный рынок как  регулятор экономики

Деньги – это особый общественно признанный товар, всеобщий эквивалент.

Денежная система –  исторически сложившаяся в данной стране и установленная законом  форма организации денежного  обращения.

Тенденции развития современной  денежной системы:

1) золото вытеснено из  денежного оборота в качестве  платежного средства;

2) из денежного оборота  вытесняются бумажные деньги;

3) национальные деньги  вытесняются коллективными валютами (Евросоюз и его единица евро).

В рамках денежной системы  происходит денежное обращение –  это движение денег во внутреннем обороте страны в наличной и безналичной  формах в качестве средства платежа  за товары и услуги. В зависимости от вида обращаемых денег существует несколько типов денежных систем:

1) металлическое обращение;

2) обращение кредитных  и бумажных денег.

Металлическое обращение  – это ситуация, когда на денежном рынке в обращении находятся  полноценные монеты, а кредитные  деньги свободно обмениваются на денежный металл.

Обращение кредитных и  бумажных денег – это ситуация, когда не происходит обмена денег  на золото, золото вообще не обращается на денежном рынке.

Основными элементами денежной системы являются:

1) денежная единицы страны (например, рубль);

2) масштаб цен;

3) виды денежных знаков;

4) порядок обращения денег,  их выпуск и изъятие;

5) порядок денежного обеспечения;

6) методы планирования  денежного обращения;

7) валютный курс;

8) механизмы и институты,  поддерживающие денежное обращение.

Масштаб цен – это установление денежной единицы, приравненной к определенному  количеству золота.

Денежный рынок – это  вид рынка, обеспечивающий взаимодействие спроса на деньги и его предложения.

Спрос на деньги вызывается необходимостью получения товаров  и услуг. Общий спрос на деньги состоит из:

1) спроса на деньги для  сделок – чем больше доход  в обществе, тем больше совершается  сделок, тем выше уровень цен,  тем больше требуется денег  для совершения экономических  сделок в рамках национальной  экономики;

2) спроса на деньги как  средства сохранения стоимости,  который изменяется обратно пропорционально  процентной ставке.

Факторы, влияющие на спрос  на деньги:

1) спрос на финансовые  активы;

2) спрос на денежные  средства для хозяйственной деятельности;

3) процентные ставки по  финансовым активам;

4) скорость обращения денег;

5) валютные факторы;

6) необходимость финансирования  инноваций;

7) банковские и финансовые  технологии;

8) интенсивность процессов  сбережения.

Предложение денег – количество денег, которое может быть в обращении. Оно включает в себя налично-денежное обращение (обслуживает главном  образом население) и безналичный  оборот (для обслуживания операций организаций посредством перевода денег по счетам и зачета взаимных требований).

Говоря об использовании  денег при расчетах, необходимо упомянуть  о ликвидности.

Ликвидность – это способность  экономического актива выполнять функции  денег (выступать в качестве средства платежа). В теории каждый товар (актив) можно применять в качестве платежа. Все дело в расходах на обмен одного актива по сравнению с аналогичными расходами при обмене другого  актива (трансакционные издержки). Таким  образом, все активы можно расположить  по степени убывания ликвидности. Наличные деньги – это абсолютно ликвидный  актив, так как легко превращается в средство оплаты; к абсолютно  неликвидным товарам относятся  обычные блага. Ликвидность охватывает три особенности актива:

1) возможность использования  актива в качестве средства  платежа;

2) скорость и легкость  превращения актива в средство  оплаты;

3) способность актива сохранять  во времени и пространстве  свою первоначальную стоимость  (антиинфляционная устойчивость).

Денежная масса – это  сумма безналичных и наличных денег, а также других средств  платежа, которые находятся в  обращении. Для описания характеристики денежной массы применяются обобщенные показатели, называемые агрегатами и  зависящие от уровня ликвидности. Напомним, что существуют следующие денежные агрегаты:

М0 = наличные деньги;

М1 = наличные деньги + депозиты (вклады) до востребования;

М2 = наличные деньги + депозиты (вклады) до востребования +

+ сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты;

М3 = наличные деньги + депозиты (вклады) до востребования +

+ сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты +

+ крупные срочные депозиты;

L = вся денежная масса,  выраженная агрегатом М3 + сберегательные  облигации + краткосрочные государственные  обязательства (векселя) + коммерческие  векселя.

 

Основной характеристикой  денежных агрегатов является денежная база – это сумма наличных денег  и денежных средств, депонированных в Центральном банке Российской Федерации в качестве обязательных резервов.

Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое использование  иностранной валюты как средства платежа, так и средства накопления.

Для определения количества денежной массы используется уравнение  Фишера:

MV = PQ,

где M – количество денег;

V – скорость обращения;

P – цены;

Q – количество товаров.

 

Одной из главных трудностей денежного обращения является вопрос о выборе способа хранения денежных средств:

1) в форме наличности;

2) в форме безналичных  денег.

Считается, что в пользу наличности склоняют четыре мотива:

1) предпочтение ликвидности,  так как их абсолютная ликвидность  увеличивает спрос на наличные;

2) трансакционный мотив,  так как наличность лучше использовать  без издержек в качестве средств  платежа;

3) мотив предосторожности, когда хранение денег в виде  наличности рассматривается как  резерв покупательной способности  на неожиданный случай;

4) спекулятивный мотив,  так как владелец наличных  не рискует вкладывать деньги  в покупку ценных бумаг из-за  непредсказуемости их котировки.

2. Банковская система

Банковская система –  совокупность банков, обслуживающих  соответствующие кредитные отношения.

Банковская система Российской Федерации состоит из двух уровней:

1) Банк России (Центральный  банк Российской Федерации –  ЦБ РФ);

2) коммерческие банки:

а) универсальные – выполняют  любые операции;

б) иностранные;

в) специализированные;

3) небанковские кредитные  организации (фонды, инвестиционные  компании);

4) банковские ассоциации (это некоммерческие общественные  организации, членами которых  являются коммерческие банки,  и создаются они для представления  их интересов в органах законодательной,  исполнительной и судебной власти).

Банковская система функционирует  не изолированно, а во взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется  через осуществление межбанковских  расчетов, когда банк по поручению  клиентов осуществляет платежи через:

1) расчетную сеть Банка  России;

2) банки-корреспонденты;

3) банки, уполномоченные  вести счета определенных видов  (специализированные банки);

4) клиринговые центры (небанковские  кредитные организации, осуществляющие  расчетные платежи).

Основные свойства банковской системы:

1) иерархичность построения;

2) наличие отношений и  связей;

3) упорядоченность отношений  и связей;

4) наличие процессов управления;

5) взаимодействие со средой.

На развитие банковской системы  влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы – это  факторы среды: экономические, политические, правовые, социальные, форсмажорные.

Экономические факторы –  исполнение федерального бюджета, характер кредитно-денежной политики, система  налогообложения, результаты экономических  реформ. В случае кризисов происходит ухудшение деятельности банков –  снижаются их надежность и ликвидность.

Политические факторы  – решения органов власти и  управления, которые влияют на решения, принимаемые ЦБ РФ, кредитными организациями.

Правовые факторы –  устойчивое законодательство, его консервативность создают предпосылки правового  регулирования. Законодательство влияет на правила банковских операций или  сделок, разрешая или запрещая их.

Социальные факторы –  уверенность населения в правильности проводимых экономических преобразований, стабильности законодательства.

Внутренние факторы –  это совокупность факторов, которые  формируются самой банковской системой и субъектами.

Существует ряд сложностей развития банковской системы:

1) недостаточно квалифицированные  кадры;

2) недостаточно квалифицированное  управление банковскими рисками;

3) недокапитализация банковской  системы (нехватка средств);

4) увеличение спекулятивных  операций на финансовом рынке  в ущерб работе с реальным  сектором.

В систему ЦБ РФ входят: центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, хранилища, учебные заведения.

Главный банк России был учрежден в 1860 г. на базе учрежденных еще Екатериной II государственных банков.

Функции ЦБ РФ:

1) эмиссионный банк, за  которым закреплена монополия  эмиссии (эмиссия – выпуск  денежной массы);

2) Банк Правительства,  который обслуживает исполнение  бюджета и управляет государственным  долгом;

3) Банк банков, т. е. расчетный  центр, который ведет счета  коммерческих банков, связанных  с межбанковскими операциями  и хранением резервов;

4) кредитор последней инстанции  (кредиты для коммерческих банков);

5) проводник денежно-кредитной  и валютной политики;

Информация о работе Экономическая теория