Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonom_teoria.docx

— 208.61 Кб (Скачать файл)

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс.

Бюджетный процесс – это  деятельность по составлению проекта  бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и по его утверждению. Регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, органы законодательной  и исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, денежно-кредитные  органы (банки, фонды), органы финансового  контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и  распорядители бюджетных средств.

Получателями бюджетных  средств являются государственные, муниципальные, унитарные организации, предприятия, бюджетные организации (школы, больницы, тюрьмы).

Общая продолжительность  одного цикла бюджетного процесса составляет 2,5 года.

При составлении проекта  бюджета учитываются следующие  документы: послания Президента, прогноз  социально-экономического развития на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой  политики, прогноз свободного финансового  баланса, план развития государственного или муниципального сектора соответствующей  территории.

В бюджетной системе РФ взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический  характер этих межбюджетных связей выражается понятием «бюджетный федерализм».

Бюджетный федерализм – это  форма финансовых отношений, которая  возникает в процессе формирования и использования фондов денежных ресурсов. В самом простом виде бюджетный федерализм представляет собой системно-организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию  бюджетных фондов.

Денежный поток – это  перемещение бюджетных средств  от одного субъекта бюджетной системы  к другому.

Трансферт – это перемещение  денежных средств, неопосредованное движение товаров и услуг (только деньги).

В Российской Федерации трансферт  трактуется уже – это денежная помощь субъектам РФ.

Таким образом, бюджетная  система состоит из трех уровней:

1) Федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов (пенсионный, социальный, медицинский,  страховой фонды);

2) бюджеты субъектов РФ  и бюджеты региональных государственных  внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Принципами построения финансовой системы являются:

1) демократический централизм  – концентрация финансирования  ресурсов государством (более 50%), к таким ресурсам относятся:

а) централизованные финансы:

– государственный бюджет;

– финансы государственного, социального, имущественного и личного  страхования;

б) децентрализованные финансы  – это финансы организаций, учреждений;

2) фискальный федерализм  – распределение функций между  различными уровнями системы  (т. е. местные бюджеты не  входят со своими доходами  и расходами в федеральный  бюджет).

Государственный бюджет занимает основное место в финансовой системе. За счет средств государственного бюджета  содержатся армия, правоохранительные органы, здравоохранение и т. д.

Государственный бюджет –  денежный фонд для финансирования деятельности государства. Он состоит из двух частей: расходной и доходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели тратятся средства, аккумулируемые государством. В качестве источников бюджета выступают:

1) прямые и косвенные  налоги;

2) государственные займы;

3) эмиссия бумажных и  кредитных денег;

4) поступления внебюджетных  средств.

Бюджетная классификация  включает в себя:

1) классификацию доходов  бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ (оборона,  медицинское страхование);

3) экономическую классификацию  расходов бюджетов (текущие и  капитальные расходы);

4) классификацию источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджета РФ;

5) классификацию источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета;

6) классификацию видов  государственных внутренних долгов;

7) классификацию видов  государственного внешнего долга;

8) ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета  (сельское хозяйство, медицина).

Секвестр бюджета (сокращение) в связи с ограниченностью  средств и невыполнением утвержденного  бюджета по поступлениям доходов  в фактическое исполнение бюджета  может оказаться ниже, чем предусматривалось. Учитывая, что при утверждении  бюджета устанавливаются предельные уровни дефицита, неизбежным становится секвестр, кроме расходов, специально защищенных статей (заработная плата, расходы на медикаменты, дотации  на животноводство).

Государственный бюджет в  зависимости от соответствия доходной (формируется за счет налогов, кредитов, средств международных организаций) и расходной (связана с выполнением  функций государства) частей может  быть трех видов:

1) профицитный – если  государственные доходы превышают  расходы, то образуется положительное  сальдо, называемое профицитом бюджета;

2) дефицитный – расходы  государства больше его доходов;  превышение расходов над доходами  принято называть дефицитом бюджета;  в настоящее время почти во  всех странах имеет место значительное  по своим масштабам превышение  государственных расходов над  доходами. Бюджетный дефицит присущ  и развитым, и развивающимся странам.  Различают два вида дефицита  – циклический, вызванный изменениями  в промышленном цикле, и структурный,  его причина – фискальная политика  государства; в основе дефицита  государственного бюджета лежит  множество причин:

а) спад общего производства;

б) завышенные расходы на реализацию социальных программ;

в) возросшие затраты на оборону;

г) рост теневого сектора  экономики;

3) сбалансированный –  доходы и расходы государства  совпадают.

Дефицит бюджета является основной причиной возникновения государственного долга и представляет собой общую  сумму задолженности по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и  невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг разделяется  на:

1) внутренний – заимствование  внутри страны у населения,  предприятий и учреждений;

2) внешний – заимствование  у иностранных государств, предприятий  и граждан;

3) прямой;

4) косвенный – проявляется  в случае неплатежеспособности  заемщика (государство выдает гарантии  по кредитам).

Долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Управление финансами  осуществляется следующим образом:

1) макроэкономическое регулирование  (косвенные методы):

а) разработка концепций, программ;

б) законодательное и нормативно-правовое обеспечение;

2) микроэкономическое регулирование  (косвенные методы):

а) регулирование цен, тарифов;

б) регулирование внешней  экономической, банковской деятельности, страхового дела, таможенной политики;

3) микроэкономические методы  прямого воздействия:

а) регистрация и лицензирование определенных видов деятельности;

б) установление квот;

в) монопольное регулирование;

г) дотирование;

д) установление льгот;

4) прогнозирование экономического  и социального развития;

5) организация финансового  контроля.

6. Инфляция и антиинфляционная  политика

Понятие «инфляция» означает переполнение денежного рынка денежными  знаками сверх действительных потребностей экономики, что ведет к их обесцениванию.

Инфляция – это понижение  покупательной способности денег  из-за роста цен. Однако не всякий рост цен является инфляцией. При условии  повышения покупательной способности  денег из-за снижения общего уровня цен, можно говорить о дефляции.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению  к товарам, услугам и иностранным  валютам.

В условиях инфляции цены, как  правило, повышаются крайне неравномерно: некоторые товары дорожают очень  быстро, цена других товаров (услуг) остается неизменной, а цена третьих может  даже упасть.

Некоторые причины появления  инфляции:

1) внутренние причины:

а) чрезмерная эмиссия, которая  превышает истинную потребность  в деньгах национального хозяйства;

б) большие масштабы капитального строительства, которое отвлекает  денежные и материальные ресурсы  на длительный период времени и вызывает сокращение текущего потребления населения;

в) огромные военные расходы, которые приводят к неэффективному использованию богатства общества;

г) кризис государственных  финансов, при котором происходит значительное превышение расходов государства  над доходами бюджета и растет огромный внутренний государственный  долг;

д) необоснованное повышение  цен и заработной платы;

2) внешние причины:

а) рост цен на мировом  рынке, приводящий к подорожанию  товаров, экспортируемых и импортируемых  каждой страной;

б) структурные мировые  кризисы;

в) увеличение внешнего долга;

г) войны, которые сопровождаются сокращением производства и ростом стоимости жизни.

В экономической теории для  измерения инфляции применяют специальный  показатель – индекс цен, который  равен соотношению между ценой  определенного набора товара («корзины») в текущем году и ценой корзины  в базовом периоде, выраженный в  процентах:

Индекс цен = [(Цена корзины  в данном периоде) / (Цена корзины  в базовом периоде)] × 100%.

Помимо индекса цен  часто используется темп инфляции:

Темп инфляции = [(Индекс цен  прошлого года – Индекс цен текущего года) / (Индекс цен текущего года)] × 100%

Выделяют инфляцию спроса и предложения.

Инфляция спроса становится причиной избытка денег по отношению  к количеству товаров. Характерной  чертой является то, что занятость  в данной ситуации полная, так как  промышленность стимулируется.

Инфляция предложения (издержек) вызывается ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства).

В экономической теории выделяют несколько видов инфляции.

В зависимости от темпа  инфляции принято выделять следующие  ее виды:

1) ползучая (умеренная, нормальная). Для данного типа инфляции  характерны относительно невысокие  темпы роста цен, около 5–10% в год. Такого вида инфляция  свойственна для большинства  стран с развитой рыночной  экономикой. В условиях ползучей  инфляции практически отсутствует  риск подписания контрактов в  номинальных ценах, она стимулирует  инвестиции в производство, создаются  новые рабочие места, повышается  спрос на рабочую силу и  увеличивается занятость;

2) галопирующая инфляция  – темп инфляции 10–20% в год.  Цены поднимаются стремительно, скачкообразно. Угроза этого типа  инфляции состоит в том, что  она вызывает инфляционные ожидания: контракты привязываются к росту  цен, деньги ускоренно материализуются  в товары, растет процентная ставка, снижается уровень инвестиций. При  этом рост цен опережает рост  уровня заработной платы, поэтому  снижаются реальные доходы наемных  работников;

3) гиперинфляция – это  состояние экономики, при котором  темпы роста цен превышают  50% в месяц на протяжении длительного  периода времени – полугода  или даже более. Покупательная  способность денег резко падает, многие отказываются принимать  их в уплату за продукцию,  нарастают объемы бартерных сделок. Гиперинфляция подрывает основы  банковского дела, так как рост цен непредсказуем и рынок кредитов практически умирает. Многие фирмы сокращают объемы производства или даже закрывают его. Они обращают капиталы в более устойчивую валюту и стремятся вывести их из страны за границу. Это приводит к общему спаду выпуска продукции и снижению объема валового внутреннего продукта. Такая форма кризиса экономики получил название стагфляция.

По степени сбалансированности роста цен выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги остаются относительно неизменными  по отношению друг к другу, а при  несбалансированной – цены различных  товаров и услуг постоянно  изменяются в различных пропорциях по отношению друг к другу.

Также экономисты рассматривают  ожидаемую и неожидаемую инфляции.

Ожидаемую инфляцию можно  предсказать и спрогнозировать  заранее. Неожидаемая инфляция появляется стихийно, спрогнозировать ее невозможно.

Инфляция имеет ряд  социально-экономических последствий:

1) перераспределение доходов:

а) потери несут группы населения  с фиксированными доходами (бюджетники, студенты, пенсионеры);

б) выигрывают те категории  граждан, которые выпускают продукцию, пользующуюся повышенным спросом;

в) выигрывают люди, взявшие  кредит;

2) обесценивание сбережений:

а) инфляция подрывает стимулы  к накоплению;

б) она снижает реальную стоимость сбережений;

в) инфляция обесценивает амортизационный  фонд предприятий, так как фирмы  на текущее потребление отправляют большую часть прибыли, что подрывает  производство;

3) социальная нестабильность:

а) рост безработицы;

б) снижение расходов государственного бюджета, направленных на осуществление  социальных программ;

в) социальная напряженность  в обществе.

С целью ослабления отрицательных  последствий инфляционных процессов  государство разработало антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика представляет собой осуществление  следующих действий:

1) борьба с дефицитом  бюджета;

2) снижение инфляционных  ожиданий;

3) структурная перестройка  национальной экономики;

4) установление жестких  нормативов на ежегодный прирост  денежной массы;

Информация о работе Экономическая теория