Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа
Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.
Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс.
Бюджетный процесс – это деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и по его утверждению. Регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Участниками бюджетного процесса
являются: Президент РФ, органы законодательной
и исполнительной власти всех уровней,
финансовые органы, денежно-кредитные
органы (банки, фонды), органы финансового
контроля, государственные внебюджетные
фонды, главные распорядители и
распорядители бюджетных
Получателями бюджетных средств являются государственные, муниципальные, унитарные организации, предприятия, бюджетные организации (школы, больницы, тюрьмы).
Общая продолжительность одного цикла бюджетного процесса составляет 2,5 года.
При составлении проекта
бюджета учитываются следующие
документы: послания Президента, прогноз
социально-экономического развития на
очередной финансовый год, основные
направления бюджетной и
В бюджетной системе РФ
взаимодействуют различные
Бюджетный федерализм – это форма финансовых отношений, которая возникает в процессе формирования и использования фондов денежных ресурсов. В самом простом виде бюджетный федерализм представляет собой системно-организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
Денежный поток – это перемещение бюджетных средств от одного субъекта бюджетной системы к другому.
Трансферт – это перемещение денежных средств, неопосредованное движение товаров и услуг (только деньги).
В Российской Федерации трансферт трактуется уже – это денежная помощь субъектам РФ.
Таким образом, бюджетная система состоит из трех уровней:
1) Федеральный бюджет и
бюджеты государственных
2) бюджеты субъектов РФ
и бюджеты региональных
3) местные бюджеты.
Принципами построения финансовой системы являются:
1) демократический централизм – концентрация финансирования ресурсов государством (более 50%), к таким ресурсам относятся:
а) централизованные финансы:
– государственный бюджет;
– финансы государственного, социального, имущественного и личного страхования;
б) децентрализованные финансы – это финансы организаций, учреждений;
2) фискальный федерализм – распределение функций между различными уровнями системы (т. е. местные бюджеты не входят со своими доходами и расходами в федеральный бюджет).
Государственный бюджет занимает основное место в финансовой системе. За счет средств государственного бюджета содержатся армия, правоохранительные органы, здравоохранение и т. д.
Государственный бюджет – денежный фонд для финансирования деятельности государства. Он состоит из двух частей: расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели тратятся средства, аккумулируемые государством. В качестве источников бюджета выступают:
1) прямые и косвенные налоги;
2) государственные займы;
3) эмиссия бумажных и кредитных денег;
4) поступления внебюджетных средств.
Бюджетная классификация включает в себя:
1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (оборона, медицинское страхование);
3) экономическую классификацию расходов бюджетов (текущие и капитальные расходы);
4) классификацию источников
внутреннего финансирования
5) классификацию источников
внешнего финансирования
6) классификацию видов
государственных внутренних
7) классификацию видов
государственного внешнего
8) ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета
(сельское хозяйство, медицина)
Секвестр бюджета (сокращение)
в связи с ограниченностью
средств и невыполнением
Государственный бюджет в
зависимости от соответствия доходной
(формируется за счет налогов, кредитов,
средств международных
1) профицитный – если
государственные доходы
2) дефицитный – расходы
государства больше его
а) спад общего производства;
б) завышенные расходы на реализацию социальных программ;
в) возросшие затраты на оборону;
г) рост теневого сектора экономики;
3) сбалансированный – доходы и расходы государства совпадают.
Дефицит бюджета является основной причиной возникновения государственного долга и представляет собой общую сумму задолженности по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.
Государственный долг разделяется на:
1) внутренний – заимствование внутри страны у населения, предприятий и учреждений;
2) внешний – заимствование у иностранных государств, предприятий и граждан;
3) прямой;
4) косвенный – проявляется в случае неплатежеспособности заемщика (государство выдает гарантии по кредитам).
Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).
Управление финансами осуществляется следующим образом:
1) макроэкономическое
а) разработка концепций, программ;
б) законодательное и нормативно-
2) микроэкономическое
а) регулирование цен, тарифов;
б) регулирование внешней экономической, банковской деятельности, страхового дела, таможенной политики;
3) микроэкономические методы прямого воздействия:
а) регистрация и лицензирование определенных видов деятельности;
б) установление квот;
в) монопольное регулирование;
г) дотирование;
д) установление льгот;
4) прогнозирование
5) организация финансового контроля.
6. Инфляция и антиинфляционная политика
Понятие «инфляция» означает переполнение денежного рынка денежными знаками сверх действительных потребностей экономики, что ведет к их обесцениванию.
Инфляция – это понижение
покупательной способности
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам.
В условиях инфляции цены, как правило, повышаются крайне неравномерно: некоторые товары дорожают очень быстро, цена других товаров (услуг) остается неизменной, а цена третьих может даже упасть.
Некоторые причины появления инфляции:
1) внутренние причины:
а) чрезмерная эмиссия, которая
превышает истинную потребность
в деньгах национального
б) большие масштабы капитального строительства, которое отвлекает денежные и материальные ресурсы на длительный период времени и вызывает сокращение текущего потребления населения;
в) огромные военные расходы,
которые приводят к неэффективному
использованию богатства
г) кризис государственных финансов, при котором происходит значительное превышение расходов государства над доходами бюджета и растет огромный внутренний государственный долг;
д) необоснованное повышение цен и заработной платы;
2) внешние причины:
а) рост цен на мировом рынке, приводящий к подорожанию товаров, экспортируемых и импортируемых каждой страной;
б) структурные мировые кризисы;
в) увеличение внешнего долга;
г) войны, которые сопровождаются сокращением производства и ростом стоимости жизни.
В экономической теории для измерения инфляции применяют специальный показатель – индекс цен, который равен соотношению между ценой определенного набора товара («корзины») в текущем году и ценой корзины в базовом периоде, выраженный в процентах:
Индекс цен = [(Цена корзины в данном периоде) / (Цена корзины в базовом периоде)] × 100%.
Помимо индекса цен часто используется темп инфляции:
Темп инфляции = [(Индекс цен прошлого года – Индекс цен текущего года) / (Индекс цен текущего года)] × 100%
Выделяют инфляцию спроса и предложения.
Инфляция спроса становится причиной избытка денег по отношению к количеству товаров. Характерной чертой является то, что занятость в данной ситуации полная, так как промышленность стимулируется.
Инфляция предложения (издержек) вызывается ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства).
В экономической теории выделяют несколько видов инфляции.
В зависимости от темпа инфляции принято выделять следующие ее виды:
1) ползучая (умеренная, нормальная).
Для данного типа инфляции
характерны относительно
2) галопирующая инфляция
– темп инфляции 10–20% в год.
Цены поднимаются стремительно,
скачкообразно. Угроза этого
3) гиперинфляция – это
состояние экономики, при
По степени сбалансированности роста цен выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
При сбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги остаются относительно неизменными по отношению друг к другу, а при несбалансированной – цены различных товаров и услуг постоянно изменяются в различных пропорциях по отношению друг к другу.
Также экономисты рассматривают
ожидаемую и неожидаемую
Ожидаемую инфляцию можно предсказать и спрогнозировать заранее. Неожидаемая инфляция появляется стихийно, спрогнозировать ее невозможно.
Инфляция имеет ряд
социально-экономических
1) перераспределение доходов:
а) потери несут группы населения с фиксированными доходами (бюджетники, студенты, пенсионеры);
б) выигрывают те категории граждан, которые выпускают продукцию, пользующуюся повышенным спросом;
в) выигрывают люди, взявшие кредит;
2) обесценивание сбережений:
а) инфляция подрывает стимулы к накоплению;
б) она снижает реальную стоимость сбережений;
в) инфляция обесценивает амортизационный фонд предприятий, так как фирмы на текущее потребление отправляют большую часть прибыли, что подрывает производство;
3) социальная нестабильность:
а) рост безработицы;
б) снижение расходов государственного бюджета, направленных на осуществление социальных программ;
в) социальная напряженность в обществе.
С целью ослабления отрицательных
последствий инфляционных процессов
государство разработало
Антиинфляционная политика представляет собой осуществление следующих действий:
1) борьба с дефицитом бюджета;
2) снижение инфляционных ожиданий;
3) структурная перестройка национальной экономики;
4) установление жестких
нормативов на ежегодный