Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде современной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернизировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonom_teoria.docx

— 208.61 Кб (Скачать файл)

6) орган надзора за банками  и финансовыми рынками.

Основной источник ресурсов ЦБ РФ:

1) деньги в обращении  (то, что он напечатал);

2) средства коммерческих  банков (заемные средства, которые  дал банк).

Центральный банк Российской Федерации создает свои ресурсы  двумя методами:

1) деньги из балансовых  хранилищ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в оборотные  кассы, из них – уходят в  обращение;

2) ЦБ РФ увеличивает  свои кредитные вложения путем  выдачи ссуд, повышающих остатки  на счетах (депозитах).

Денежное обращение регулируется ЦБ РФ в процессе осуществления кредитной  политики, выражаемой в кредитной  экспансии или рестрикции.

Экспансия – увеличение кредитных  ресурсов коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают массу  денег в обращении.

Рестрикция – ограничение  возможностей коммерческих банков.

Инструментами экспансии  и рестрикции являются: официальная  учетная ставка ЦБ РФ, некоторые  неэкономические меры (неразрешение коммерческим банкам некоторых видов  операций).

Официальная учетная ставка ЦБ РФ – это процент по ссудам, используемым ЦБ РФ при кредитовании коммерческих банков;

размер ее зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время  оказывает влияние на инфляцию.

Основные меры денежно-кредитного регулирования:

1) операции на открытом  рынке (банк не только проводит  свою денежно-кредитную политику, но и помогает коммерческим  банкам поддерживать уровень  их ликвидности, т. е. способность  выполнять в срок свои обязательства  перед клиентом; операции на открытом  рынке – это операции купли-продажи  ЦБ РФ государственных ценных  бумаг);

2) рефинансирование банков  – предоставление кредита коммерческим  банкам через аукционы и ломбардные  кредиты (ссуды под залог ценных  бумаг);

3) валютное регулирование  (ЦБ РФ контролирует курс, проводит  операции на валютном рынке);

4) управление наличной  денежной массой (эмиссия денег,  организация их обращения и  изъятие из обращения);

5) резервирование денег  коммерческих банков путем депонирования  в ЦБ РФ (размер резервных требований  по депонированию устанавливается  в процентах к общей сумме  денежных средств, привлеченных  банком; при закрытии коммерческого  банка резерв возвращается);

6) банковский надзор и  регулирование (ЦБ РФ следит  за соблюдением законодательства, нормативных актов Банка России; главная цель надзора – поддержание  стабильности банковской системы,  защита интересов вкладчиков  и кредиторов).

Для всех коммерческих банков установлены обязательные правила:

1) проведение банковских  операций;

2) ведение бухгалтерского  учета;

3) составление и предоставление  бухгалтерской и статистической  отчетности.

Коммерческие банки действуют  на основании лицензии. Банки создаются  на основе следующих организационно-правовых форм: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

Акционерные банки могут  быть закрытого (акции банка могут  переходить из рук в руки при согласии большинства акционеров) и открытого  типов (акции переходят из рук  в руки без согласия акционеров по открытой подписке).

Банк может выполнять  два вида операций:

1) активные операции –  операции по размещению денежных  средств вкладчиков с целью  получения прибыли. В качестве  такого рода операций могут  выделяться кредитные операции, операции с ценными бумагами, кассовые, акцептные, сделки с  иностранной валютой, недвижимостью.  В результате активных операций  банки получают дебетовые проценты, которые выше кредитовых, выплачиваемых  по пассивным операциям. Разница  между дебетовыми и кредитовыми  процентами называется маржой  и является одной из важных  статей дохода банка;

2) пассивные операции –  операции по привлечению денежных  средств в банк.

Прекращение деятельности банка  происходит путем его реорганизации  или ликвидации (добровольной или  принудительной).

3. Банковское кредитование

Кредит – это форма  движения ссудного капитала (капитала, приносящего процент).

Кредитные отношения характеризуют  отношения между кредитором и  заемщиком.

Функции кредита:

1) аккумуляция денежного  капитала;

2) перераспределение;

3) экономия издержек обращения  (взять деньги, не нарушая процесс  производства);

4) регулирование.

Существует две формы  кредита:

1) коммерческий (между предприятиями);

2) банковский (ипотечный,  народный, потребительский).

Принципы кредитования:

1) срочность (на какой  срок предоставляется кредит);

2) платность (%);

3) обеспеченность (поручители).

К видам обеспеченности кредита  относятся:

1) залог (в виде имущества,  ценных бумаг);

2) залог с изъятием и  без изъятия;

3) поручительство (физическое  или юридическое лицо, при этом  банк оформляет дополнительный  договор с поручителем);

4) гарантии (оформляются гарантийным  письмом);

5) страхование ответственности  заемщика.

Способы взимания процентов:

1) процент взимается сразу,  а клиенту предоставляется ссуда  за вычетом процентов;

2) по окончании срока  (и кредит, и процент);

3) равными долями в течение  всего срока.

Ссуды банка по срокам погашения  бывают:

а) онкольные (возврат после  уведомления от кредитора в какой-то срок);

б) краткосрочные (до 1 года –  торговля, услуга);

в) среднесрочные (от 1 до 3 лет  – производство);

г) долгосрочные (от 3 до 5 лет  – инвестиции).

Кредитование имеет 3 разновидности:

1) финансовый кредит (выдача  денег);

2) коммерческий кредит (кредитование  расчетов между организациями);

3) товарный кредит (предоставление  ценностей в собственность другой  стороне).

Существует несколько  видов ссудных счетов:

1) обычные (для разовых  ссуд);

2) специальные (для постоянных  кредитов);

3) контокоррентные (активно-пассивный  счет, сочетающий в себе расчетный  и ссудный счета и учитывающий  все операции с клиентом).

Кредитная система – это  совокупность кредитных отношений, форм, методов кредитования; это  совокупность финансово-кредитных  учреждений, аккумулирующих свободные  денежные средства и предоставляющих  их заемщикам.

Финансово-кредитный механизм – это совокупность форм и методов  использования государством финансов и кредита для решения задач  экономической политики; с его  помощью государство оказывает  регулирующее воздействие на весь воспроизводственный  процесс.

4. Финансы и финансовая  политика

Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в  процессе создания фондов денежных средств  у субъектов хозяйствования и  государства. Они используются на цели воспроизводства, стимулирования, удовлетворения социальных нужд общества.

Функции финансов:

1) распределительная –  распределение национального дохода  заключается в создании так  называемых первичных доходов:

а) заработной платы рабочих, служащих, доходов сельскохозяйственных рабочих;

б) доходов предприятий  сферы материального производства; перераспределение между гражданами (пенсии), отраслями (сельское хозяйство), предприятиями, регионами;

2) контрольная – контроль  за распределением ВВП и национального  дохода по соответствующим фондам  и расходованием их по целевому  назначению; контрольная функция  осуществляется с помощью финансовых  органов;

3) стимулирующая (с помощью  системы финансовых рычагов оказывает  воздействие на развитие предприятий,  отраслей – установление цен-тарифов,  бюджет, налоги, экспортно-импортные  пошлины и тарифы).

Финансовые ресурсы –  это денежные доходы, накопления и  поступления, формируемые в руках  субъектов хозяйствования и у  государства и предназначенные  для целей воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных потребностей.

Финансовые ресурсы делятся  на:

1) собственные и приравненные  к ним средства (уставный капитал,  прибыль);

2) мобилизуемые на финансовом  рынке (операции с ценными бумагами);

3) поступающие в порядке  перераспределения (субсидии, субвенции  (на конкретную цель), страховые  возмещения).

Финансовая система –  это совокупность учреждений (фонды, финансовые компании), а также это  система финансовых отношений.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды страхования;

5) фондовый рынок;

6) финансы предприятий  различных форм собственности.

В общем виде выделяют:

1) финансы хозяйственных  субъектов (включают в себя  финансовые отношения между юридическими  лицами и государством);

2) финансы населения (домашних  хозяйств);

3) финансы государства,  которые формируют центральную  часть всей финансовой системы.

Финансовая политика –  это подсистема экономической политики государства, которая представляет собой совокупность бюджетно-налоговых  и иных финансовых инструментов и  институтов государственной финансовой власти, которая обладает полномочиями по формированию и использованию  финансовых ресурсов государства.

Финансовая стратегия  – это долговременный курс государства  в области финансов, который предусматривает  решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика –  это решение задач конкретного  этапа развития путем современной  корректировки финансовых ресурсов и изменения способов организации  финансовых связей.

Финансовая политика имеет  целевую направленность. У любого финансового инструмента (бюджет, налоговые  ставки, льготы, фонды) существует связь  с целями экономической политики и ее социальной направленностью.

Основные черты финансовой политики:

1) исполнение бюджета является  одним из важнейших показателей,  которые характеризуют эффективность  финансовой системы;

2) единство целей и инструментов  финансовой политики (без обеспечения  экономического роста невозможно  решение задач финансовой политики);

3) повышение эффективности  финансового регулирования должно  иметь как внешнюю, так и  внутреннюю направленность;

4) для товарно-ресурсного  обеспечения рубля необходимо  решить задачи:

а) умеренно увеличить производство топливо-энергетических ресурсов;

б) заморозить развитие этого  комплекса;

в) создать мобильные и  ликвидные ресурсы – нефть, газ, ценные металлы;

г) обеспечить повышение в 2–3 раза по сравнению с нынешней доли пищевой и легкой промышленности;

д) развить авиационную  и автомобильную промышленности с привлечением прямых иностранных  инвестиций;

е) снизить отток капитала, нелицензированный его вывоз.

Механизм управления финансами  – это система организационно-экономических  и правовых мер регулирования  финансовой системы:

1) мониторинг за состоянием  финансов – Федеральное Собрание  и его палаты и специальные  органы;

2) правовое регулирование  – Президент (указы), высшие законодательные  органы власти;

3) контроль за финансовой  деятельностью – министерство  финансов, налоговая инспекция, таможня,  отдел по борьбе с экономическими  преступлениями (ОБЭП).

Необходимо различать  государственный и негосударственный  контроль.

Негосударственный контроль – это внутрихозяйственный аудиторский  контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием.

Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирмами или аудитором. Он бывает обязательный и необязательный.

Обязательному аудиту в России подлежат: АО, товарные биржи, фондовые биржи, различные фонды, совместные предприятия и др.

5. Бюджетная система. Государственный  долг

Бюджетная система – это  совокупность всех бюджетов, функционирующих  на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему  государственных финансов.

Бюджетное устройство Российской Федерации базируется на следующих  принципах:

1) единства бюджетной системы  (единая документация, единая денежная  база);

2) разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы (такой федеральный  налог, как налог на прибыль,  должен быть направлен в федеральный  бюджет страны);

3) самостоятельности бюджета  (самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс);

4) прозрачности и гласности  (бюджеты и отчеты об их исполнении  подлежат обязательной публикации  в открытой печати);

5) полноты отражения доходов  и расходов;

6) сбалансированности бюджета  (объем расходов бюджета должен  соответствовать объему доходов  и источников финансирования  его дефицита);

7) эффективности;

8) общего покрытия расходов;

9) достоверности бюджета  (надежность его показателей,  рассчитанных оптимально);

10) адресности и целевого  характера бюджетных средств.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-экономической  политикой государства и включает в себя составление бюджета на очередной финансовый год перспективного финансового плана.

Перспективный финансовый план формируется в Российской Федерации  обычно на 3 года на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержит прогнозные оценки возможностей бюджета. В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика, объем  финансовых ресурсов, источники поступления  средств, источники финансирования государственного долга и т. д.

Информация о работе Экономическая теория