Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoria.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

               спрос                                    предложение

Определение предложения: (S) кол-во товара, которое готов продать продавец по рыночной цене

Величина предложения: кол-во товара, которое готов продать продавец в данный момент времени при данных условиях

Закон предложения: рост цен вызывает увеличение предложения товаров.

Кривая предложения – показывает кол-во товара, кот. продавцы предлагают для продажи по разным ценам в теч. определ. периода.

Факторы смещения кривой предложения: изменение цен на ресурсы, массовое освоение новой технологии, изменение налоговой политики гос-ва, изменение ссудного %, изменение нормы амортиз. Отчислений, ожидания произв-лей.

Рыночное равновесие, его устойчивость: когда кол-во товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует кол-ву товаров, которые продавцы хотят продать. Состояние рыночного равновесия примечательно своей устойчивостью, т.е тем, что к нему возвращается ситуация на не регулируемом рынке при любых возможных отклонениях.

Рын равновес бывает Частным и Общим. Част- если рынок рассматр изолир от других рынков. Общее- изучение совмест равновес взамосвяз рынков

Устойчивость- способность рынка,вывед из сост равновес,вновь вернуться в равновес сост в рез-те взаимодействия спроса и предлож. 1) при любой цене выше равновесной возникает избыток товара, этот избыток вызывает конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка, так снижение цены одновременно побудит потребителей покупать больше и сократит предложение, 2) при цене ниже равновесной возникает дефицит, и возникает конкуренция между покупателями, что толкает цену вверх, такое повышение одновременно выталкивает с рынка лишних покупателей и заставляет производителей увеличивать предложение.

Изменение точки равновесия при смещениях кривых спроса и предложения: колебание спроса и предложения выражается в обратной зависимости: увел. спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного кол-ва товара; уменьш. спроса приводит к снижению равновесной цены и равновесного кол-ва товара; рост предложения ведет к увел. равновесной цены и уменьш. равновесного кол-ва товара. 

Равн. цена – цена такого уровня, когда объем предложения, соответствует объему спроса. Равновесный объём-это такой объём производства, при котором совокуп. предложение равно совокупному спросу

Излишки производителя и потребителя: выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара; выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства.

 Неравновесное состояние рынка: кривые спроса и предложения не пересекаются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Коэффициенты эластичности. Факторы, влияющие на эластичность. Перекрестная эластичность.

Эластичность: скорость реакции функции  на изменение ее аргумента.

Эластичный спрос – при незначительном понижении цены резко увеличиваются объемы продаж.  Эластичность D(S) по цене: отношение относительного изменения объема спроса (предложения) на товар к относительному изменению цены.

при малом изменении цены:

  Ed = ; Es =

Е→∞ - абсолютная эластичность 

Е>1 – относительная эластичность

Е=1 – единичная эластичность

Е<1 – относительная не эластичность

Е=0 – абсолютная не эластичность 

            

 

 

 

 

 

Неэластичный спрос  Слабая реакция величины спроса на изменение цены, так что относительное снижение цены приводит к меньшему относительному увеличению спроса.

Перекрёстная эластичность спроса: отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо др. товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми, отрицательное значение показывает, что они дополняют друг друга. Если же величина равна нулю, то товары независимы друг от друга.

  Eс =

Факторы эластичности спроса: 1) наличие товаров заменителей, 2) доля расходов потребителя на данный товар, 3) принадлежность товара к предметам роскоши, 4) временной фактор.

Факторы эластичности предложения: 1) срок хранения, 2) гибкость технологического процесса, 3) временной фактор: кратчайший период: факторы производства постоянны, поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, предложение при этом не меняется. Короткий период: производные мощности постоянны, но объем производства может быть изменен за счет их более интенсивного использования, цены меняются, но уже не так значительно; долгосрочный период: возможностей для увеличения объемов производства гораздо больше следовательно и цены не так сильно подвержены влиянию спроса.

Связь эластичности и выручки: 1)  при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки, и наоборот, 2) при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной, 3) при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается.

Эластичное предложение - предложение, при котором процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.  Для эластичного предложения коэффициент эластичности больше единицы. Неэластичное предложение - Слабая реакция объема предложения на изменение цены. Предложение товара или услуги является неэластичным, если повышение цены на сколько-то процентов, при котором товар или услуга могут быть проданы, приводит к меньшему увеличению объема предложения, выраженного тоже в процентах.

Так как производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

1) Кратчайший период, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S0 ). Увеличение спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным – предложение неэластично (ES=0).

2) Короткий период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (работа в две смены), (кривая S1). То есть с ростом спроса (D -> D1) значительное изменение цены (P0 -> P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).

3) В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1 стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0 -> P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES >1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие производственной функции. Изокванты и изокосты. Равновесие фирмы.

Производственная функция: зависимость максимального объема производимого продукта от затрат используемых факторов производства. Q = F (L, K, M),

где Q это максимальный объем производства, а L, K, M это труд, капитал, материалы.

Свойства: 1) факторы производства являются взаимодополняющими. Это означает, что данный процесс производства возможен только при наборе определенных факторов. Например, для того, чтобы произвести обувь, необходимо помещение, специальное оборудование, сырье и труд рабочих. 2) существует определенная взаимозаменяемость факторов. В процессе производства один фактор может быть заменен в определенной пропорции другим. Взаимозаменяемость не означает возможности полного исключения из производственного процесса какого-либо фактора.

Издержки - выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров.

Явные (внешние) изд-ки – денежная сумма расходов п\п на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, раб. силы и др.). Неявные (внутренние) изд-ки – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих собственникам п\п. (возможная арендная плата за собственное здание фирмы). П. собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим.

Закон убывающей отдачи: существует определенный предел роста объема производства при увеличении одного фактора, в то время как остальные факторы остаются постоянными.

В движении кривой общего продукта (ТР) можно выделить 3 этапа. На 1 этапе она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта (MP) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке А, т. е. скорость роста функции максимальна. После точки А (2 этап) в силу действия зак. убыв. отдачи, кривая MP падает, т. е. каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста ТР после т.С замедляется. Но пока МР будет положительным, ТР будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при МР=0.

Рис. Динамика и взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

На 3 этапе, когда количество рабочих становится избыточным по отношению к фиксированному капиталу (станки), МР приобретает отрицательное значение, поэтому ТР начинает снижаться.

Конфигурация кривой среднего продукта АР также обусловлена динамикой кривой МР. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объема выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность (АРL) ранее нанятых рабочих. Но после точки А (max MP), когда четвертый рабочий добавляет к совокупному продукту (ТР) меньше чем третий, МР уменьшается, поэтому средняя выработка четырех рабочих также сокращается.

Изокванта: кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства (ресурсов), обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.

Изокосты: это линии равных издержек, в которых затраты на факторы производства ограничены бюджетными возможностями предпринимателя.

Замещение ресурса: показывает на сколько нужно увеличить объем фактора Y, чтобы уменьшить применение фактора Х на одну единицу. Это зависит от крутизны наклона изокванты:

MRTSx,y = y/ x

Если мы возьмем какую-либо точку на изокванте, например, точку A проведем к ней касательную, то тангенс угла даст нам значение MRTSx,y: MRTSx,y = tg .

Равновесие фирмы: если совместить карту изоквант и график изокост. Фирма должна так распределить ср-ва на приобретение ресурсов, чтобы каждый последний рубль, истраченный на каждый ресурс, приносил равную прибавку к выработке.

Производительность каждого из факторов производства определяется;  тем, сколько единиц произведенного выпуска приходится на единицу использованного фактора производства.  

Предельной производительностью фактора производства называется то увеличение объема выпуска продукции, которое вызвано применением дополнительной единицы этого фактора.  Если один из факторов производства является переменным, а другие - постоянными, то, начиная с некоторого момента, предельная производительность каждой следующей единицы переменного фактора уменьшается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Издержки производства. 
Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на основные и накладные. К основным относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда. Накладные - расходы на обслуживание и управление производственным процессом,  реализацию готовой продукции.

По методу отнесения затрат на производство конкретного продукта  выделяют прямые и косвенные затраты. Прямые - это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида  продукции. Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем.

По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные. Переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации. 
Износ - уменьшение рыночной стоимости актива, а также прогнозируемое изменение стоимости. 
Амортизация  1) постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого налогом (на сумму капитализированного налога 
в краткосрочном периоде основной задачей совершенно конкурентного предприятия является выбор оптимального объема производства для достижения максимизации прибыли или минимизации убытков. 
   Для определения объема производства на краткосрочном временном интервале предприятие сравнивает получаемый им валовой доход (TR) при различных объемах выпуска с валовыми издержками (ТС), соответствующими каждому из возможных объемов. Предприятие выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"