Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoria.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер — фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, прейдя из другой отрасли.Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними переменными издержками.Кривая долгосрочных средних издержек (LATC) представляет собой кривую, огибающую бесконечное число кривых краткосрочных средних издержек производства, которые соприкасаются с ней в точках их минимума. Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов производства.

В долгосрочном периоде также существуют и предельные издержки.

Долгосрочные предельные издержки (LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изменением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат.

Валовые (ТС)=общие=себестоимость=затраты - сумма, затраченная на про-во продукции. TC=TFC+TVC                  подразделяются на: 
постоянные FC (амортизация) - не меняются и изменением объема пр-ва. Графическим изображением постоянных  издержек (ПОИ) будет прямая, параллельная оси абсцисс. Постоянные издержки могут быть разделены на две группы: остаточные и стартовые. 
К остаточным издержкам относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены. К стартовым издержкам относится та часть постоянных издержек, которые  возникают с возобновлением производства и реализации переменные VC (ЗП, затраты сырья)  
Средние - доля издержек на ед. выпуска.     AFC+AVC=AC 
- средние постоянные (AFC) Графическое изображение средних постоянных издержек (СПОИ), приведенных показывает, что они уменьшаются с ростом производства и реализации. 
- средние переменные (AVC) Графическое изображение средних переменных издержек  представляет собой прямую, параллельную оси абсцисс, поскольку средние переменные издержки остаются неизменными вне зависимости от изменения объемов производства и реализации. 
Предельные изд-ки - издержки на про-во дополнительной ед. продукции. МС=  
Долгосрочные кривые издержек показывают минимальные издержки производства любого данного объема продукции, когда все факторы являются переменными. 
Долгосрочные предельные затраты характеризуют прирост затрат при увеличении выпуска продукции на единицу, если все производственные ресурсы являются переменными. 
Долгосрочные средние затраты характеризуют удельные (средние) затраты в расчете на единицу продукции при условии, что все производственные ресурсы являются переменными. Основным различием между анализом в долгосрочном и краткосрочном планах является мера эластичности факторов ресурсов.   
Изменение издержек в краткосрочном интервале подчинено действию закона убывающей отдачи. Изменение издержек в долгосрочном временном интервале позволяет фирме правильно выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет производство, то на начальном этапе сказывается положительный эффект масштаба и издержки на единицу продукции снижаются. 
ЭКОНОМИЯ НА МАСШТАБАХ - снижение издержек по мере наращивания объемов производства. Эта экономия возникает в результате уменьшения издержек на единицу продукции, в первую очередь, за счет экономии на постоянных издержках. Она служит важным рычагом повышения конкурентоспособности фирмы. Причины экономии на масштабах производства: 
 1. снижение части средних постоянных издержек. 
 2. технологические причины. 
 3. выгоды специализации труда, машин.

4.  выгоды от совместного производства продуктов. 

Долгосрочные предельные издержки связаны с производством дополнительной единицы продукции, когда допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом. Изменение предельных издержек можно представить графически в виде кривой долгосрочньтх предельных издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Выручка  и прибыль фирмы, чистая прибыль.

Совокупный (общий) доход ( total revenue) – это объем выручки, который фирма получает от реализации товара на рынке. В общем случае фирма продает товар по разным ценам и, следовательно, совокупный доход можно представить как сумму дохода, полученного по каждой цене, который равен произведению цены продукта и количества проданных единиц товара:

Средний доход ( average revenue) – это совокупный доход на единицу продукции:

Предельный доход ( marginal revenue) представляет собой приращение общей выручки фирмы в результате продажи дополнительной единицы товара:

Общая прибыль = валовый доход  - издержки производства

Эк. прибыль = валовый доход  - эк. издержки на все ресурсы

Бух.  прибыль= валовый доход  - явные издержки

Чистая прибыль= общая прибыль-  налоги, обязательные платежи

Расходы на производство продукции называются издержками производства. превышение доходов над расходами называется прибылью (чистый доход)

Прибыль — это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы, т.е – доход тех, кто предлагает экономике предпринимательские способности. Прибыль делят на нормальную (минимально допустимую для фирмы) и экономическую (предпринимательский доход), т.е. получаемую сверх нормальной прибыли.

Прибыль = Выручка – Затраты (мат.затраты, ЗП, АО)

Чистая прибыль – общ. доход фирмы за вычетом всех ее эконом. затрат.

ЧП= Выручка – переменные и постоянные изд-ки

Выручка – сумма произведений кол-ва благ на соответствующие цены (Pi * Qi).

Произведение цены на объем реализованного по данной цене продукта характеризует совокупную выручку (общую), полученную от продажи данного кол-ва продукта. Средняя выручка – частное от деления общей выручки на число единиц реализованной продукции. Прирост общей выручки от продажи дополнительной единицы продукта – это предельная выручка.

Явные – денежные платежи внешним поставщикам ресурсов.

 и не явные (не денежные) включают нормальную прибыль, кот приходится на специфический ресурс - предпринимат. способность, т.е нормальн прибыль – это альтернативн стоимость вложенного в дело капитала, или тот min дохода, кот дает возможность капиталу удержаться именно в том деле.

К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства.( труд, земля (естественные ресурсы) и капитал.) Неявные (внутренние) изд-ки – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих собственникам п\п. (возможная арендная плата за собственное здание фирмы).

Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью — как прибыль. с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные) затраты.

Экономическая прибыль определяется как разница между валовым доходом и всеми (явными  и альтернативными) издержками.

Бухгалтерская прибыль (финансовая прибыль) представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. На практике, как правило, руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8..Монополия. Естественные монополии. Ценовая дискриминация.

  Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Виды монополий

1. естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.

2. административная возникает вследствие действий государственных органов.

3. экономическая. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1.Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками.

2.Высокие барьеры входа на рынок.

3.Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение.

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

        При монополии, в краткосрочном периоде период времени слишком короткий, чтобы п/п смогло изменить свои производс-е мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности их использования.

Мод.ь краткосроч. периода Р      S 


                          (р/шт)


 

                                                                          D

                 Q(шт/мес)

Пересечение кривых спроса и предложения образуют равновесное положение.

Долгосрочный период – период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить кол-во всех занятых ресурсов, включая и произ-е мощности, фирма может поменять объем производства. Проблема выбора оптимального объема продаж решается по принципу максимизации прибыли. Монопольная фирма продает ровно столько товара, сколько воспринимает рынок, чтобы принести максимальную прибыль. Цены в монополии диктует рынок (спрос)! Предельная выручка равна предельным затратам.- условие макс-ии прибыли.

Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары.

   Ценовая дискриминация может проводиться при следующих  условиях:

  •  покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности  ее перепродать;

  • существует возможность  разделить всех потребителей  данной продукции на рынки, спрос  на которых имеет разную эластичность.

Именно Дж.Робинсон ввела в эконом.теорию понятие "дискриминация в ценах", Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям известна как ценовая дискриминация”. "Золотое правило" политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая - там, где эластичность спроса выше всего.   

Основные положения российского антимонопольного законодательства

1) запрещаются действия фирмы, занимающей  доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры  о ценах, изъятие товаров с  рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся  недобросов. конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями.

– как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены;

– как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля;

– отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен;

– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).

Ценообразование в моноп. конк-ии. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров. Они могут отличаться качеством, свойствами, внешним оформлением. Различие может выражаться и в сопутствующих товарам услугах. Видя разницу в предложении, покупатели готовы и платить по-разному. Чтобы чем-то выделиться, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегия их маркетинга оказывает на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в иных условиях рынка.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"