Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoria.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

Инструменты фискальной политики: налоги, сборы, пошлины, таможенные квоты.

Дискреционная политика - сознательное манипулирование налогообложением и госрасходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Автоматические (встроенные) стабилизаторы – механизмы, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

 

 

24.  Государственные расходы. Виды государственных расходов. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его выгодами. В случае превышения выгод над затратами возникает бюджетный профицит.

Причины: 1.рост гос. Расходов 2.сокращение доходов гос бюджета 3.чрезвычайные обстоятельства 4.неэффективность финансовой системы гос-ва 5.неэф-ть налоговой политики.

При образовании дефицита государственного бюджета имеются несколько путей его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Среди них выделяют следующие:   1) сокращение расходов бюджета;   2) увеличение налогового бремени;   3) превращение дефицита бюджета в государственный долг;   4) выплату государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе эмиссии.

Под государственными, или правительственными, расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки.

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов).

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны (в России — Государственной Думой), региональными и местными законодательными органами (в зависимости от структуры бюджетной системы страны).

Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т.д. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5% ВВП.

 

Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов.

 Причины, которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. Различают внутренний  и внешний долг. Внутренний долг – займ для финансирования бюджетного дефицита, взятого внутри страны (долг перед резидентами). Внешний долг – это займы государства у граждан иностранных государств.

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким  моментам: 1.существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны; 2.вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики; 3. увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности; 4.перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

 

 

 

 

 

25. Абсолютное и сравнительное преимущества в мировой торговле. Кривые производственных возможностей при постоянных и возрастающих альтернативных издержках.

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, совокупность внешней торговли всех стран мира.

Объективной основой межгосударственных экономических отношений является международное разделение труда – специализация отдельных стран в  рамках мировой экономики на произ-ве опред.видов продукции и услуг. Эта специализация обусловливает необходимость обмена результатами деятельности между различными странами.

К причинам развития международного разделения труда можно отнести следующие:

  • природно-климатические различия, различия в численности населения и занимаемой территории, особенности исторического развития, уровень экономического и научно-технического развития стран.

А.Смит сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, т.е. имеются абсолютные преимущества.

К основным недостаткам этой теории относят то, что она не рассматривает тот случай, когда абсолютные преимущества в производстве всех товаров принадлежат одной стране или нескольким. Данная теория не дает ответа на вопрос, возможно ли участие стран в международной торговле, если они не располагают никакими абсолютными преимуществами в производстве товаров.

В свою очередь, Д.Рикардо доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества, показал, что  в международной торговле выгодно участвовать всем странам. Именно относительные различия в уровне издержек по разным странам обусловливают появление выгод во внешней торговле даже для тех стран, которые находятся на низком уровне развития. Ее суть можно сформулировать в виде следующего утверждения: каждая страна должна специализироваться на производстве той продукции, по которой несет наименьшие альтернативные издержки.

Альтернативные издержки - Выгода, упущенная вследствие неиспользования экономического ресурса в наиболее доходной из всех возможных сфер и отраслей хозяйства. Например, для самостоятельного хозяина альтернативными издержками является наивысшая заработная плата, которую он мог бы получить, выполняя работу по найму. В экономике понятие альтернативных издержек используется при анализе эффективности распределения ресурсов. 

              В дан.теории используется понятие альтернативной цены. Это рабочее время, необходимое для произ-ва единицы одного товара, выраженное через раб.время, необходимое для пр-ва единицы др.товара. Торговля для двух стран будет взаимовыгодной, если они специализируются на пр-ве тех товаров, кот-е они могут произвести с относительно более низкими издержками.

До сих пор предполагалось, что издержки замещения неизменны при любых объемах производства. Из этого допущения следовало, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по кот-му она обладает сравнительным преимуществом. В реальной действительности такой полной специализации не происходит, что объясняется в частности тем, что альтернативные издержки, как правило, возрастают по мере роста объемов производства.

При постоянных издержках упущенных возможностей кривая будет иметь такой вид (т.е. будет полная взаимозаменяемость ресурсов):

 

товар А


 

 

 товар Б


 

Недостатком данной теории экономисты называют то, что в ней рассматривался только один фактор производства – труд, а другие факторы во  внимание не принимались.

 



Эк теория

 


 


Эк теория



 


Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"