Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoria.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Предмет  и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

Экономическая теория как наука: эконом. наука – важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующий экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.

Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хоз. деят. по удовлетворению потребностей общества и индивидов. С точки зрения предмета и методов исследования экон. наука и экон. теория – понятия идентичные. Экон. наука всегда динамична, экон. теория как учебная дисциплина статична для каждого конкретного периода времени.

Экономическая теория - это фундаментальная (от лат. Fimdamentum - основа) экономическая наука, которая изучает общие закономерности хозяйственной жизни, основа экономических наук Это также система научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Она не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует его развитию, предотвращает повторение некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие экономики.

Предметом эконом. теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

           классическое: предметом является нац. богатство и его распределение, источником богатства является производительный труд во всех отраслях производства (Смит и Рикардо)

          марксистское: предметом является изучение эконом. отношений по поводу пр-ва, распределения, обмена и потребления между классами различных благ. 

современное: эконом. теория - это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных благ и распределение их между членами общества с целью удовлетворения их потребностей. (Самуэльсон)

Функции и задачи :

1. Познавательная: описание и анализ объективных фактов, явлений и процессов в сфере экономики.

2. Практическая:  дает объективно необходимые предпосылки для принятия верных хозяйственных решений.

3. Прогностическая: предсказание будущего на основе наблюдения сложившихся в данный момент тенденций.

4. Критическая: решает проблему, является ли действующая экономическая система справедливой и нет ли необходимости в ее совершенствовании.

5. Методологическая проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных, историко-экономических, а также эконом. наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.

6 Образовательная функция формирует экономическое мышление и соответствующее сознание.

Метод - совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета экономической теории. Метод является способом достижения научной истины, выявления сущности экономических процессов и явлений.

Общенаучные методы:

1) абстрагирование: выделение наиболее  существенных сторон изучаемого  явления и отсеивание всего  второстепенного, случайного;

2) индукция: движение мысли от  частного к общему, от отдельных  фактов к явлению в целом;

3) дедукция: движение от целого  к частному.

4) анализ: заключается в «расчленении»  исследуемого предмета на части  и изучение всех его составляющих, а также выявление роли и  места явления внутри целого.

5) синтез: соединение разъединенных  элементов воедино с целью  изучения внешних и внутренних связей между ними.

Частные: графический, статистический, моделирование, сравнительный анализ

Микроэкономика– изучает деят-ть отдельных самост. эконом. субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими эконом. решений; функц-ие отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего эконом. равновесия с микроэконо. позиций. Макроэкономика – изучает функц-ие экономики страны в целом, агрегированное поведение эконом. субъектов с т. з. обеспечения устойчивого эконом. роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, гос-ое регулирование экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основы теории потребительского  выбора. Функция полезности, предельная  полезность. Карты кривых безразличия. Равновесие потребителя.

Полезность- способность блага удовлетворять потребности человека.

Кардинализм – утверждает, что степень удовлетворения потребностей можно охарактеризовать числом. Наиб. часто они использ-ют бальную шкалу (от 0 до 10, до 100 баллов). Измеряют полезность в ютилях.

Ординалист (порядк) теория полезности (Ф.Эджуорт, В. Парето, И.Фишер). невозможно измерить предел полезность, т.к. потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относит благ. Потребитель систематизир выбор набора благ по ур-ню полезности. Но она не дает представления о различиях удовлетворения наборами благ (потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может опред, насколько один набор предпочтит другого).

Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:

1.Гип полной упорядоч: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.

2.Гип транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С.

3.Гип ненасыщения: при проч равн усл потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

4.Гип рефлексивности: любой набор товаров не хуже самого себя.

Потребительские предпочтения и личный доход. С точки зрения процесса формирования спроса и определения цен предлагаемых к продаже товаров, уровень дохода потребителей выступает одним из наиболее реальных, поддающихся более или менее точному учету факторов. Равнозначную сумму денежного дохода одни покупатели могут распределить между питанием и одеждой, придавая меньшее или большее значение каждому виду товаров. Другие покупают одежду и услуги так, чтобы какую-то часть дохода сэкономить, сократив до минимума расходы. Третья группа покупателей «не укладывается» в рамки своего дохода и, видимо, будет обращаться к займу денег для оплаты своих покупок.

Бюджетные ограничения и покупательная способность. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями», Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. 

Номинальный и реальный уровень дохода. Номинальный доход – это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей. Реальный доход – это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. 

Функция полезности: U=U(X1,X2).

Функция полезности: U(Q) – уровень удовлетворения (удовольствия), получаемого потребителем от потребления блага (набора благ). 

Номинальный доход - количество денег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного периода. Реальный доход - количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода.

Виды функции ПОЛЕЗНОСТИ

U             U           U 

                



 

 

                           

0             0               0                            


Q     Q     Q

Классическое благо                   Обычное благо   Эталонное благо

 

Предельная полезность: MU(Q) – добавочная полезность, извлекаемая потребителем из 1 дополнительной порции конкретного блага.                                 

        

Правило потребительского поведения: целью деятельности субъекта, его выбора, его поступков является максимизация совокупной субъективной полезности. Потребит равновесие- структура расходов потребителя (при данном уровне бюджет дохода), при кот достигается наибольш общ полез-ть от всего приобретаемого им набора потребит благ. Изменяя эту структуру в пользу увелич расх на одни товары и сокращ на другие, потребитель не способен увеличить общую полезность. Условие равновесия: потребит достиг оптим полож, если отнош предел полезн благ=отнош их рын цен:

MUx / MUy = Px / Py    или       .    MUx=ΔU/ΔX

Потребительское равновесие: ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого; это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия соответствует наиболее предпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступных этому потребителю наборов.

                 Бюджетная линия              Равновесие

Е – точка равновесия и дает максимально возможный уровень полезности при данном доходе

 

Кривая безразличия - геометр место точек, кот показывает различн комбинации 2ух продуктов, имеющих одинак потребит значение или полезность для потребителя. Карта безразличия – ряд кривых безразличия, каждая из кот предс разную степень полезности; все вместе эти кривые характеризуют предпочтения потребителя. Св-ва крив безразл: не пересек, тк явл геометр местом наборов равной полез-ти; выпуклы к нач корд и имеют отрицат наклон; чем выше и правее располож кривая, тем более высок ур-ню полез она соответ.

Возможности потребит ограничивает бюджетная линия – множество точек, отражающ доступные для потребит наборы благ при заданном уровне доходов.

I = Px*X + Py*Y,     (Ур-е бюдж линии – нужно выразить  У)

где I- доход потребителя за опред. период;  Рх,Ру – цены соответственно товаров Х и У; Х иУ – кол-во соответ-но товаров Х и У.

Смысл бюджетного ограничения в том, что с одной стороны, потребитель может купить в течении данного периода времени товаров на сумму, не превышающую его бюджет, а с др. – все имеющиеся в его распоряжении ср-ва должны быть полностью потрачены на приобретение товаров Х и У.

 

 



Увелич цены х          сниж цены У            рост дохода (при неизм ценах)

Предельная норма замещения: показывает какое количество товара Y  потребитель отдает, чтобы получить  1 дополнит. единицу товара X; 

MRS = Dy/Dx.

  

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения.


Эффект дохода возникает, поскольку снижение цены на товар увеличивает  реальный доход, или покупательную способность, потребителя, тем самым сдвигая его бюджетную линию и позволяя достигать ранее недоступных кривых безразличия. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кривая  спроса, кривая предложения, равновесие, равновесная цена.

Определение спроса: (D) это платежеспособная потребность в товарах и услугах, которые покупатели готовы приобрести по сложившимся на рынке ценам.

Величина спроса: количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях

Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса: главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы продать дороже). Покупатель предлагает со стороны спроса предельную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, т.к у покупателя нет больше денег. В противном случае возникает кризисная ситуация, связанная с избытком товара.

Закон спроса: чем выше цена на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса  и наоборот.

Кривая спроса – график, иллюстрир связь между ценой опред товара или услуги и кол-вом потребит, желающих его купить по данной цене. факторы смещения кривой спроса: 1. Цена, 2.неценовые: привычка, ценностные установки, способность оценить кач-во блага, культурное потребление.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"