Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

1 Отличие маржиналистского подхода в анализе от классического.
2 Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения).
3 Первый закон Германа Генриха Госсена (1810–1859) – закон насыщения потребностей.
4 Теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория 2.docx

— 76.14 Кб (Скачать файл)

На основании концепции  субъективной ценности учёный подвергает критике теорию обмена классической школы политической экономии: «Исследователи цены приложили усилия для определения  проблемы сведением предполагаемой равности между двумя количествами благ к её причинам. Одни искали эти  причины в затратах одинакового  количества труда на эти блага, другие — в равных затратах производства, возник даже спор относительно того, обмениваются ли блага потому, что они эквивалентны, или блага потому эквивалентны, что в акте обмена отдаются одно за другое». В действительности, согласно Менгеру, происходит обмен менее ценного для конкретного индивида блага, на более ценное

 

6

Наиболее ранняя маржиналистская  школа сформировалась в Австрии, названная в силу этого обстоятельства австрийской (психологической) школой. Ее основателем считается Карл Менгер, профессор Венского университета, который сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Фридрих фон Визер, также профессор Венского университета, развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Наиболее плодовитым представителем психологической школы был профессор того же университета, а также президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии Евгений фон Бем-Баверк, перу которого принадлежат наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогащенной маржиналистской концепцией процента, и другие фундаментальные труды. Важнейшее место в теоретических построениях австрийской школы занимает субъективно-психологический метод исследования. В противовес теории трудовой стоимости и Марксовой теории прибавочной стоимости австрийцы выдвинули оригинальную теорию ценности. Согласно ей в основе цены товара (в более широком толковании -- блага) лежит не стоимость, определяемая затратами труда, и даже не потребительная стоимость или полезность самого товара (блага). Цены зависят исключительно от субъективных оценок данной полезности, а точнее, предельной полезности, участниками хозяйственного процесса. Под предельной полезностью понимается субъективная оценка каким-либо индивидуумом последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага. При разработке теории предельной полезности австрийцы, в частности К.Менгер, могли опереться на законы немецкого математика, профессора Германа Генриха Госсена. 1) закон убывания предельной полезности: "Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения по мере того, как мы без помех испытываем это удовольствие"; Отсюда следовал вывод о снижении оценки полезности в зависимости от количества блага, а также и о ее зависимости от динамики потребления.

2) закон равенства взвешенных  предельных полезностей: "Для  того, чтобы достигнуть максимальной суммы удовольствий в условиях ограниченного времени, индивид должен испытать их все частично таким образом, чтобы в момент прерывания величина всех удовольствий была одинакова". Или: "Лицо максимизирует свою полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, потраченных на каждый из товаров". Отсюда следует, что рациональный потребитель будет стремиться к равномерному (т.е. с равной интенсивностью) удовлетворению своих потребностей под воздействием закона замены потребительских благ. Для покупателя существует некий предел цены, выше которого он отказывается от потребления товара. Для продавца имеется какая-то низшая граница цены, которую он не может пересечь. На пересечении интересов названных субъектов обмена возникает некий оптимум (цена), который соответствует равной полезности остальных покупок (их оценок). Но начнем с самого начала, с трудов самых ярких представителей данной школы: Карла Менгера, Ойгена фон Бем-Баверка и Фридрих фон Визера.

Карл Менгер

 «Основания политической экономии».  К. Менгер разделил все блага на неэкономические, имеющиеся в неограниченном количестве, и экономические. В свою очередь, последние делятся на блага 1-го порядка, которые служат для непосредственного потребления, и блага 2-го и более высоких порядков, которые являются средствами создания других благ.

Фактически, по данной теории «австрийской школы», получившей название «теории  вменения», предполагается, что доля стоимости (ценности) блага «первого порядка» вменяется благам «последующих порядков», использованных при его  изготовлении

по его мнению, владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а «за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так  же точно, как и труд».

Заключительные разделы своего исследования Менгер посвятил сущности и происхождению денег, выделив в них особое (на фоне других товаров) свойство исключительно широких количественных границ способности к сбыту, впервые отмеченное еще Ксенофонтом, и в XX в. стало обозначаться термином "ликвидность".

2.2 Ойген фон Бем-Баверк

Он предложил несколько отличную концепцию ценообразования. В попытке  преодолеть противоречивость построений Менгера он стал различать категории субъективной и объективной предельной полезности.

Согласно О. Бем-Баверку, субъективная полезность является индивидуальной оценкой стоимости товара покупателем или продавцом. Объективная ценность, по Бем-Баверку, -- это меновые пропорции (цены), которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Введение данной категории поставило перед необходимостью объяснения механизма измерения, соизмерения цен в денежном выражении. Поэтому О. Бем-Баверком логично вводится понятие предельной полезности денег. Оно соизмеряется с суммой предельных полезностей товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода.

2.3 Фридрих фон Визер

Введя понятие альтернативных издержек, Визер сформулировал правило, получившее его имя - закон Визера: действительная полезность (ценность) какой-либо вещи - есть недополученные полезности (ценности) других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) при помощи ресурсов, потраченных на производство (приобретение) данной вещи.

Мультипликативный способ определения  суммарной полезности

О. Бем-Баверк в примере Робинзона с пятью мешками хлеба об их суммарной полезности говорит, что она «не в пять раз, а бесконечно больше удовольствия держать попугаев». Тем самым этот ученый дает понять, что каждый из пяти мешков имеет различную предельную полезность. Иначе говоря, О. Бем-Баверк характеризует суммарную полезность посредством так называемого аддитивного способа.

Концепция частной организации  хозяйства

По мнению Ф. Визера, частная собственность черпает свой смысл из логики хозяйствования. При этом в качестве трех аргументов в пользу такого суждения называются:

1) необходимость бережного отношения  к расходованию хозяйственных  благ с тем, чтобы охранять  свою собственность от других  претендентов;

2) важность вопроса о «моем»  и «твоем»;

3) правовые гарантии для хозяйственного  использования собственности.

7

Предмет экономической науки

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они  думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные  мотивы, которые наиболее сильно и  наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной  сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной  деятельности лучшие свои качества, и  здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности  высоким идеалам. Правда, самые способные  изобретатели и организаторы усовершенствованных  методов производства и машин  посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным  духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при  всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем  может быть израсходована на эгоистичные  или альтруистические, благородные  или низменные цели и здесь  находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным  мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых  устойчивых стимулов в хозяйственной  жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Также как точные весы химика сделали химию более точной, чем большинство других естественных наук, так и эти весы экономиста, сколь бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая из общественных наук. Но экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Экономические законы.

Как утверждал узнаваемый английский экономист А. Маршалл, экономические  законы — это выражение публичных  тенденций, «обобщение, гласящее, что  от членов какой-или социальной группы при определенных условиях можно ждать определенного вида действий».

В литературе мы находим следующее  определение экономического закона:

Экономический закон – это существенное, нужное, устойчивое отношение в экономических  явлениях и действиях, определяющее их развитие.

В согласовании с данным определением, можно относиться к экономическому закону как к особому объективному явлению и изучить его сущность, содержание, структуру (форму )и условия деяния и проявления .

Сущность экономического закона заключается  в выражении значимой связи метода производства, то есть конкретизация  сущности закона конкретно связана  с раскрытием существа данной связи, которая является в большей степени  каузальной , причинно-следственной связью, одна сторона которой обуславливает другую . 
По своему содержанию экономический закон носит диалектический характер. 
Элементами содержания закона выступают:

1. стороны причинно-следственной  связи;

2. сам процесс взаимодействия  меж данными сторонами;

3. формы взаимодействия меж ними;

4. итог этого взаимодействия. 
Усложнение экономической жизни и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные экономические законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода либо конкретной исторической эры. 
В обществе действует система экономических законов. Они взаимосвязаны меж собой. Различают следующие экономические законы:

1. Всеобщие законы - действующие  на всех ступенях развития  человеческого общества, во всех  общественно-экономических формациях:  i. Законы возвышающихся потребностей; ii. Законы публичного разделения труда; iii. Законы повышения производительности труда и др.

2. Общие Экономические законы - действуют при наличии общих  социально- экономических условий  (товарно-денежные дела): i. Законы стоимости; ii. Законы спроса и предложения; iii. Законы денежного обращения и. Др.

8

Длительное и мощное воздействие  работы А. Маршалла отчасти связано  с синтетическим объединением в  своей теории взглядов как представителей классической политической экономии в  лице Смита и Рикардо, так и представителей маржиналистского направления, в частности. Такой синтез был вполне естественным для Маршалла, который изучал экономику по трудам Милля и Рикардо, но был знаком с трудами Джевонса, который был старшим современником Маршалла.

Отдавая дань уважения классической политической экономии, Маршалл признает, что предметом экономической  науки является богатство. Но если Смит и Рикардо анализировали природу богатства нации и источники его возрастания, то Маршалла богатство и деньги интересуют в первую очередь потому, что они служат, по его мнению, единственным пригодным средством для измерения мотивов человеческой деятельности. Он пишет, что "...самым устойчивым стимулом хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату. Она затем может быть израсходована на эгоистические или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег и потому главные мотивы хозяйственной деятельности могут быть косвенно измерены в деньгах". Следовательно, у А. Маршалла мы видим переход от исследования макроэкономических проблем к микроэкономике, к исследованию побудительных мотивов поведения человека, что составляет один из существенных моментов "маржиналисткой революции". Полемизируя с классиками, которые считали, что богатство нации создается лишь в сфере материального производства (отсюда вытекали их рекомендации по сокращению сферы непроизводительного труда, т.е. сферы услуг), Маршалл выдвигает тезис, что человек не может создавать материальные предметы как таковые - он создает полезности. Реабилитируя непроизводительный труд, Маршалл настаивает, что нет различия между производительным и непроизводительным трудом, между трудом торговца и столяра - торговец перемещает материю так, чтобы она была пригодной к употребленю, столяр делает то же. Таким образом, оба производят полезности.

Заметим, что, хотя под влиянием маржиналистов Маршалл сместил акценты в своих исследованиях с макроуровня на уровень отдельных экономических субъектов, его подход значительно отличается от подхода маржиналистов, поскольку Маршалл провозгласил основной целью экономических субъектов денежное богатство и доход в форме денег, а маржиналисты ставили во главу угла удовлетворение потребностей. Таким образом, Маршалл строил более рациональную и более объективную экономическую теорию.

9 При оценке эластичности предложения рассматриваются различные временные периоды:

  1. В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Значит, она абсолютно не эластична.
  2. В среднесрочном периоде фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, т.е. больше нуля.
  3. В долгосрочном периоде фирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым. Эластичность предложения становится максимальной.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"