Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:36, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и установление рыночной цены.

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Виды спроса:
Индивидуальный спрос
Рыночный спрос
Спрос на факторы производства (Спрос производства)
Потребительский спрос

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika (1).doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Для определения степени влияния каждого вида ресурсов на динамику выпуска продукции используется анализ производственной функции во временных периодах. Основной критерий выделения временных периодов – скорость, с которой вовлекаемые в производство ресурсы могут менять свой количественный и качественный состав. Выделяют мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.

В мгновенном периоде все издержки постоянны, поскольку продукт выпущен на рынок и поэтому уже нельзя изменить ни объем его производства, ни его издержки.

В краткосрочном периоде наблюдается деление издержек на постоянные и переменные. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов, затраты на оплату труда рабочих и т. п. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относятся: затраты на оплату труда аппарата управления, арендная плата, амортизация основных средств.

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность закупать не только большее количество сырья, материалов или увеличивать количество рабочих мест на предприятии, но и осуществлять капиталовложения. Поэтому считается, что в длительном периоде все издержки являются переменными.

Рассмотрим более подробно краткосрочный период деятельности предприятия. В краткосрочном периоде постоянные издержки не изменяются в ответ на изменение объема выпуска продукции. Зависимость динамики постоянных и переменных издержек от изменения объема выпуска продукции графически представлена на рис. 10.2 и 10.3.

Рис. 10.2. Постоянные издержки.                                        Рис. 10.3. Переменные издержки.

Постоянные и переменные издержки в сумме составляют общие, или валовые, издержки производства. Графически зависимость общих издержек от динамики выпуска продукции может быть показана путем наложения графиков постоянных и переменных издержек (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Общие издержки.

Рассматривая затраты на весь объем выпуска, выделяют следующие издержки производства:

• постоянные (FС) – издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (Q) и возникают уже тогда, когда производство еще не начато. Так, еще до начала производства следует иметь в распоряжении предприятия такие факторы, как здания, машины, оборудование. В краткосрочном периоде постоянными издержками являются арендная плата, затраты на охрану, налог на недвижимость и т.п.;

• переменные (VC) – издержки, которые меняются в зависимости от объема выпуска. К ним относятся: основные и вспомогательные материалы, заработная плата рабочих, транспортные издержки, расходы электроэнергии на производственные цели и т.п.;

• совокупные (ТС) – сумма постоянных и переменных издержек:

TC = FC + VC.

Переменные и совокупные издержки производства возрастают вместе с увеличением выпуска продукции, однако темп роста этих издержек неодинаков. Начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро, затем по мере дальнейшего увеличения объемов производства их темп роста замедляется и они растут медленнее, чем продукция (сказывается положительный эффект масштаба). В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей отдачи, переменные и совокупные издержки начинают обгонять рост производства (рис. 7.3). 

 

 

 

Рис. 7.3. Издержки производства всего объема выпуска

Совокупные (ТС), переменные (VC) и постоянные издержки (FC)

 

Для измерения издержек на производство продукции используются категории средних общих, средних постоянных и средних переменных издержек производства.

Средние общие издержки равны частному от деления общих издержек на количество произведенной продукции.

АТС = ТС : Q.

Средние постоянные издержки определяются делением общих постоянных издержек на количество произведенной продукции.

AFC = FC : Q.

Средние переменные издержки определяются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции.

AVC = VC : Q.

Средние издержки важны для определения прибыльности фирмы: если цена равна средним издержкам, то прибыль отсутствует. Если цена больше них, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы, если меньше – фирма несет убытки и может обанкротиться.

Для определения максимального выпуска продукции, который может осуществлять фирма, рассчитывают предельные издержки. Это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с объемом выпуска. Предельные издержки важны для определения стратегии поведения фирмы.

Как можно заметить, все изменения в краткосрочном периоде связаны с переменными затратами. Реакция выпуска продукции на изменение переменных затрат определяется законом убывающей предельной производительности, который гласит: увеличение затрат переменного фактора с определенного момента дает все меньший прирост объема выпуска продукции.

Таким образом, в пределах краткосрочного периода деятельности фирмы ее производственные мощности считаются фиксированными. Она может использовать свои мощности более или менее интенсивно, однако имеющегося в ее распоряжении времени недостаточно, для того чтобы изменить размеры предприятия, поэтому в краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные и переменные.

 

Билет 5. Издержки производства: сущность, виды.

Издержки производства, их сущность и классификация

В основе любого экономического решения лежит ответ на вопрос: как соотнести то, что затрачивается на тот или иной проект (издержки), и то, что в результате осуществления проекта можно получить сверх понесенных затрат (прибыль). Прежде чем принять решение о том, сколько продукции произвести, фирма должна проанализировать издержки.

Издержки - это оплата приобретенных факторов производства. Все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные. Явные издержки – это денежные платежи поставщикам факторов производства. Эти издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия, поэтому они еще называются бухгалтерскими издержками. Неявные издержки – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих фирме. Альтернативные издержки производства товаров и услуг измеряются стоимостью наибольшей упущенной возможности, использованной на создание факторов производства. Они могут также выступать как разница между прибылью, которую можно было бы получить при наиболее выгодном использовании ресурсов, и реально полученной прибылью. Однако не все затраты (денежные и неденежные) выступают как альтернативные издержки. При любом способе использования ресурсов не считаются альтернативными издержки, которые производитель несет в обязательном порядке (стоимость аренды помещения, затраты, связанные с регистрацией предприятия, и т. д.). Эти неальтернативные издержки не участвуют в процессе экономического выбора. Явные и неявные издержки в сумме дают экономические издержки. Однако не все затраты, которые несет предприятие, включаются в бухгалтерские издержки, поскольку часть затрат осуществляется предприятием за счет прибыли (налог на прибыль, премии, выплачиваемые предприятием за счет прибыли, материальная помощь работникам и т. д.).

Аналогично издержкам прибыль также может быть бухгалтерской и экономической.

Бухгалтерская прибыль – это разность между полученной выручкой и бухгалтерскими явными издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек.

Между бухгалтерской и экономической прибылью существует следующее соотношение:

Все экономические издержки могут быть также разделены на две группы: постоянные и переменные. Постоянные издержки – это экономические издержки, которые не изменяются при изменении объема производства. Они не зависят от количества выпущенной продукции, и предприятие будет их нести даже в том случае, если вообще ничего не будет производить (например, затраты на обслуживание и управление). Переменные издержки – это экономические издержки, которые зависят от объема производства (например, затраты на переменные ресурсы). Сумма постоянных и переменных издержек дает валовые издержки.

Издержки производства независимо от их вида определяют затраты на элементы производства и затраты на комбинацию элементов производства. Связь между выпуском продукции и минимально необходимыми затратами на его производство описывается функцией издержек, связанной с производственной функцией. Производственная функция характеризует зависимость между максимально возможным объемом выпуска (Q) и количеством применяемых затрат труда (3ТР) и капитала (К). Традиционно используется двухфакторная производственная функция, имеющая вид:

Графической формой производственной функции служит изокванта, которая показывает различные варианты использования двух каких-либо затрат, сочетание которых будет приносить заданный объем продукции (рис. 10.1). Ряд изоквант, который отражает максимально достижимый выпуск продукции при любом данном наборе факторов производства, может быть представлен в виде карты изоквант.

Рис. 10.1. Карта изоквант.

Суть карты изоквант состоит в том, что угол наклона изокванты соответствует предельной норме технической замены одного ресурса другим. Чем дальше изокванта от начала координат, тем большему объему выпуска она соответствует.

 

Билет 6. Излишек (рента) продавца и покупателя.

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD> QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD< QS)

Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.

Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения

Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные.

Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweightcost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

 

 

 

 

Билет 7. Исторические особенности становления и развития товарного производства в России.

 

Билет 8. Кривые безразличия: понятие, свойства, построение, конфигурация. Предельная норма замещения.

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность). Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Исходные аксиомы анализа

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

  1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта
  2. Аксиома непрерывности - Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.
  3. Аксиома возможности выбора - Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).
  4. Аксиома транзитивности - Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C. 
    То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.
  5. Аксиома ненасыщенности - Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"