Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:36, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и установление рыночной цены.

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Виды спроса:
Индивидуальный спрос
Рыночный спрос
Спрос на факторы производства (Спрос производства)
Потребительский спрос

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika (1).doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности, поэтому выделяется такая экономическая категория, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

  1. обычная прибыль делового человека;
  2. излишек над обычной прибылью делового человека.

Все многообразие предпринимательских структур представляет собой проявление видовых различий трех организационных форм предпринимательства: единоличного предприятия, партнерства, корпорации.

Названные формы условно можно разделить на две группы: частные и общественные. К первой группе относятся единоличные предприятия и партнерства, а ко второй – корпорации.

Для единоличного предприятия и партнерства, во-первых, характерно непосредственное объединение функций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обособление этих функций. Во-вторых, в отношении частных форм хозяйственная ответственность по осуществлению предпринимательской деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность предприятия не отделена от собственности владельца – в отличие от корпорации, где такое отделение четко зафиксировано и ограничивает ответственность ее владельцев. В-третьих, если корпорации обязаны функционировать в открытой для общества форме, публикуя ежегодно отчет о результатах своей финансовой деятельности, то единоличные предприятия и партнерства вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только уполномоченным органам.

Единоличное предприятие – самая простая и самая распространенная форма бизнеса. Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

Партнерство - это форма организации бизнеса, которая является естественным развитием единоличного владения.

Закон о партнерстве 1890 г. определил партнерство (товарищество) как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтера, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.

По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях – один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею.

Корпорация - это правовая форма бизнеса, основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Главная экономическая особенность корпорации состоит в том, что она выступает законченной формой обособления собственности от управления и экономически и юридически обособлена от ее учредителей и участников.

 

Билет 11. Нарушение рыночного равновесия. Единственность и множественность равновесия.

В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесных цены и объема. Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 7).

Рис. 7. Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия и равновесный объем

При увеличении спроса и цена, и равновесный объем возрастают (Р2 >Р2 и Q2>Q1); при снижении спроса и цена, и равновесный объем сокращаются(Р2 <Р2 и Q2<Q1)

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится

 Увеличение предложения снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем ; уменьшение предложения увеличивает цену и снижает равновесный объем .

При одновременном изменении спроса и предложения уровень нового равновесного объема и новой равновесной цены зависят от направления изменения спроса и предложения и соотношения в изменении спроса и предложения. Так, например, если предложение увеличится больше, чем увеличится спрос, то равновесный объем увеличится, в то время как цена - снизится; если спрос сократится больше, чем увеличится предложение, то уменьшатся и равновесный объем, и равновесная цена и т.д.

Единственность и множественность равновесия

Когда объем спроса на благо монотонно растет по мере снижения цены, а объем его предложения монотонно увеличивается с повышением цены, тогда кривые спроса и предложения в случае их пересечения имеют только одну общую точку и равновесие является единственным. Однако кривые спроса и предложения могут иметь и несколько точек пересечения.

На рис. 4.9 показаны случаи, когда одна из них после достижения цены Р0 меняет отрицательный (положительный) наклон на противоположный. Загибающаяся кривая предложения, изображенная на рис. 4.9, а, характерна, как будет показано в гл. 5, для предложения труда и капитала, а специфический вид кривой спроса на рис. 4.9, б может быть следствием эффекта снобизма. В обоих случаях существуют два равновесных состояния рынка.

 

 

 

Рис. 4.9. Два отраслевых равновесия


 

 

На рис. 4.10 показана возможность существования множества равновесных количеств при единственной равновесной цене (а) или множества равновесных цен при одном равновесном количестве (б). В том и другом случаях кривые спроса и предложения имеют общий отрезок, представляющий совместимые планы потребителей и производителей.


 
 

Рис. 4.10. Множество отраслевых равновесий


 

 

 

 

Билет 12. Основные типы общественного хозяйства: натуральное и товарное.

Основные черты натурального хозяйства.

Производственно-экономическая замкнутость. Общество, в котором доминирует натуральное хозяйство, отличается тем, что оно состоит из массы разобщенных, оторванных друг от друга хозяйств (семей, общин, индивидуальных хозяйств), каждое из которых опирается на собственные ресурсы, выполняет самостоятельно все виды работ от добычи сырья до подготовки изделия для потребления. В современных условиях в процессе распространения в России суверенизации появились тенденции к натурализации производства, самообеспечению всем необходимым, к экономической замкнутости различных территориальных образований.

Универсальный труд. В натуральном хозяйстве преобладает ручной универсальный труд. Работы выполняются с помощью простейших орудий труда и кустарного инструмента.

Труд в этих условиях является малопроизводительным.

Прямые экономические связи. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукция делится между участниками хозяйства и непосредственно поступает в потребление. С развитием производительных сил и общественного разделения труда появляется специализация производства, на основе чего возникает товарное производство. По сравнению с натуральным товарное хозяйство является более развитым и сложным.

Товарное производство – это тип организации общественного хозяйства, при котором продукты создаются для продажи, для обмена.

Материальные условия возникновения товарного хозяйства. Первое условие – общественное разделение труда, которое привело к качественной дифференциации трудовой деятельности, когда каждый производитель специализируется на изготовлении определенных видов продукции. В процессе развития разделения труда на смену универсальному производителю приходит специализированный производитель, а потребности остаются универсальными. Данное противоречие разрешается путем обмена.

Обмен выступает как форма разрешения противоречия между универсальностью потребностей и специализацией производства. При этом обмен принимает товарные отношения в форме купли-продажи.

Второе условие – экономическая обособленность, экономическая независимость производителей друг от друга, которая обусловливается формой собственности на средства производства. Экономическая независимость не означает ликвидацию взаимодействий товаропроизводителей на основе общественного разделения труда. Хозяйственные связи устанавливаются, но они осуществляются опосредованно, через рынок.

Третье условие – открытость производства и установление косвенных связей между производителями – обусловлено тем, что производители создают товары не для собственного потребления, а для продажи на рынке.

В заключение следует отметить, что в экономической литературе товарные и рыночные отношения, как правило, отождествляются, несмотря на то что товарное производство возникло задолго до появления рыночной экономики. Оно зародилось в период первого крупного разделения труда, когда произошло отделение животноводства от земледелия. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило распространение в рабовладельческом обществе, а затем при феодализме. Рыночные же отношения приобрели всеобщий характер только при капитализме. Такая характеристика товарного типа хозяйства показывает, каким образом происходили его возникновение и становление. Реальные процессы функционирования товарного производства являются более сложными и многообразными. Чтобы вскрыть эволюцию товарного типа хозяйства и особенности его проявления на разных этапах развития, следует выделить характерные модели.

Простое товарное хозяйство характеризуется ограниченностью товарного производства, когда в сферу товарных отношений вовлечена лишь незначительная часть производимых в обществе продуктов труда. К отличительным особенностям простого товарного хозяйства относятся:

  • неустойчивые связи между товаропроизводителями; нерегулярный обмен излишками производимой продукции;
  • сделки, которые нередко имеют натуральную форму; слабое развитие товарно-денежных отношений.

В условиях данного типа хозяйства преобладало мелкое раздробленное производство, основанное на использовании примитивной ремесленной техники. Целью крестьянской семьи или семьи ремесленника являлось самообеспечение, сочетающее основанные на личном труде натуральное и товарное производство.

Товарное хозяйство свободной конкуренции как модель рыночной экономики. Данная модель как целостная система сформировалась на стадии машинного производства. Ее отличительная особенность состоит в том, что товарная форма связи приобретает всеобщий характер. В товарный оборот вовлекаются рабочая сила, земля, средства производства.

Характерными чертами модели являются частная собственность на средства производства и свободная конкуренция.

Венгерский ученый Я. Корнаи характеризует товарное хозяйство свободной конкуренции как «свободную экономику» и выделяет следующие ее основные черты:

  • беспрепятственное проникновение на рынок и уход с него;
  • честная конкуренция на рынке;
  • свободное возникновение и охрана частной собственности;
  • индивидуальная инициатива и предпринимательство;
  • защита от излишнего государственного вмешательства силой закона (Корнаи Я. Путь к свободной экономике. – М., 1990. – С. 12).

К. Макконнелл и С. Брю отмечают, что капитализм – это рыночная экономика, которая характеризуется следующими принципами:

  • наличие частной собственности;
  • свобода предпринимательства и выбор;
  • личный интерес как главный мотив поведения;
  • конкуренция, включающая наличие большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса; свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их;
  • опора на систему цен, играющую роль основной организующей силы; ограниченная роль правительства (Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1992. – С. 51, 53).

Товарное хозяйство регулируемого рынка. Современное рыночное хозяйство основывается на взаимодействии государственного и частного секторов. Интенсивность воздействия государства на экономику определяется социальной направленностью развития, размерами производства товаров и услуг общего назначения, уровнем сдерживания отрицательных последствий в социальной, экологической и других сферах экономического развития.

В зависимости от степени такого воздействия различают следующие модели рыночного хозяйства:

  • Модель социального рыночного хозяйства, главной целью которого являются целевые государственные программы, направленные на защиту интересов граждан.
  • Модель смешанной экономики, отличительной особенностью которой является создание условий для развития предпринимательства.
  • Модель корпоративной экономики, целевая направленность которой заключается в защите интересов крупного бизнеса.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"