Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ ЭКОНОМ. ТЕОРИЯ.docx

— 341.10 Кб (Скачать файл)

Предложение - это количество любых товаров и услуг, которое продавцы хотят и имеют возможность продать.

Закон предложения- между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая связь, т.е. с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.

Действие закона предложения  можно проиллюстрировать при  помощи графика предложения.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы (детерминанты предложения):

  • Технология производства
  • Цены на ресурсы
  • Цены на комплементарных блага или товаров-субститутов
  • Количество товаропроизводителей (продавцов)
  • Количество покупателей данного блага
  • Налоги и субсидии
  • Государственная политика
  • Издержки производства (производственные затраты)
  • Прочие факторы

Зависимость величины (объема) предложения от определяющих его  факторов называют функцией предложения. Для анализа предложения используют показатель эластичности.

Эластичность предложения  измеряет степень изменения величины (объема) предложения в зависимости  от увеличения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как  отношение изменения величины (объема) предложения товара к изменению  цены этого товара.

1. Предложение эластично,  когда фирмы могут легко и  быстро изменить величину предложения  товара в ответ на изменение  его цены (ЕS > 1).

2. Предложение неэластично,  когда нельзя быстро и легко  изменить объем предлагаемого  товара в связи с изменением  его цены (ЕS < 1).

3. Предложение единичной  эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены  и последующие процентное изменение  количества предлагаемой продукции  оказываются равными по величине (ЕS = 1).

4. Абсолютно неэластичное  предложение. (ЕS = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное  предложение. Фирмы готовы предложить  такое количество товара, которое  может удовлетворить весь спрос,  при необходимости – бесконечное  количество (ЕS = ∞, кривая горизонтальна).

Эластичность предложения  зависит от ряда факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение).

 

 

17. Спрос и детерминанты  спроса. Закон спроса.Функциональный и нефункциональный спрос.

Спрос в условиях рынка  имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах.

Спрос– желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т. е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand – спрос).

 

Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.

Величина спроса – это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг  кривой влево – уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под  действием неценовых факторов (детерминантов)

Cхема

 

Таким образом, изменение  спроса связано с изменением любой  из переменных, подпадающих под допущение  о «прочих равных условиях». Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.

Субституты (взаимозаменяемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т. п.)

Комплементы (взаимодополняемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т. п.).

Нормальные  товары (высшей категории) – это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.

Товары  низшего качества (низшей категории) – это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода.

Функциональный  спрос - спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами;

Нефункциональный  спрос - спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов. Рассматриваемый вид спроса можно разделить на три составляющие:

• эффект присоединения  к большинству;( подразумевается та величина, на которую возрастет спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же товар.)

• эффект сноба;( потребитель стремится отличиться от большинства, быть особенным, оригинальным, выделиться из «толпы». Покупатель-сноб никогда не купит того, что покупают все.)

• эффект Веблена.(назван по по имени американского экономиста (Покупатель ориентируется на приобретение таких товаров, которые свидетельствовали бы о его высоком статусе).

 

18.Теории поведения потребителя 

Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например, как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.

Поведение потребителя на рынке  довольно сложно понять и объяснить. Масса причин влияет на вкусы и  предпочтения человека при покупке  им товара или услуги.

Существуют методы, позволяющие  предугадать возможное поведение  потребителя.

1. Маркетинговое изучение поведения  потребителей ориентируется на  запросы и требования потребителей. Маркетинговое изучение опирается  на экономическую теорию, научную  психологию и социологию.

2. Системный анализ. Общие принципы  и методы исследования опираются  на экономическую теорию, объясняют  поведение и спрос потребителя.

В рамках системного анализа изучение поведения потребителя начинается с исследования его потребительского выбора, причин, по которым он предпочитает один товар другому.

Обычно анализируют три версии потребительского выбора. Эти версии связаны, во-первых, с изучением концепции  предельной полезности, во-вторых, с  расчетом эффекта дохода и эффекта  замещения, в-третьих, с анализом потребительских  предпочтений.

Потребительский выбор по третьей  версии – совмещение потребительских  предпочтений с бюджетными ограничениями, на основе которых определяется, какие  сочетания товаров потребители  выберут для покупки, чтобы максимизировать  удовлетворение своих потребностей. Потребитель не может купить все, что ему хочется, если каждая покупка  приводит к истощению его ограниченного  денежного дохода. Сталкиваясь с  экономическим фактором редкости, потребитель  должен идти на компромиссы. Он должен выбирать между альтернативными  ценностями, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее желательный  набор продукции.

От выбора, который сделают люди, после того как они соотнесут  свои желания с доступными возможностями  покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость  спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос – понятие, которое связывает  покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос  – желание и способность людей  покупать товары или определенное соотношение  количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей – носителей  спроса на приобретение этого количества товара.

Затраты принято делить на две группы:

1) денежные затраты, связанные  с ценой;

2)не денежные затраты, обусловленные  неценовыми детерминантами, – субъективные вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, средний доход потребителей, цена на сопряженные товары.

 

19. Равновесие на единичном рынке. Равновесная цена. Излишки потребителя и производителя.

Единичный рынок - Рынок определенного единичного товара Е.р. - это способ игнорировать всеобщую заменяемость или взаимосвязь всех благ, чтобы сосредоточиться на частичном равновесии, на рынке определенного единичного товара вне зависимости от того, что происходит за его пределами. Частичное равновесие — равновесие, складывающееся на отдельном рынке по каждому отдельному товару. Метод анализа, исследующий конкретную сферу экономики, преднамеренно игнорирующий возможное влияние изменений в этой сфере на остальную экономику.

Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).  Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные  количества блага в зависимости  от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая  цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими  словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.

Рыночное равновесие —  ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению;  Такая цена имеет тенденцию в  отсутствии изменений спроса и предложения  оставаться неизменной.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка - на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать  из-за отсутствия продавцов). Рыночное равновесие характеризуется равновесной  ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена — цена, при которой объём спроса на рынке  равен объёму предложения.

  Из графика видно, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену выше равновесной (интервал от РЕ до Pmax), и производители, способные продавать по цене ниже равновесной (интервал от РЕ до Pmin).

Итак, излишек потребителя - это разница между той суммой денег, которую потребитель был согласен уплатить за товар, и той суммой денег, которую он реально уплатил.

   Излишек производителя - это разница между той суммой денег, которую производитель реально получил за свой товар, и той суммой денег, которую он рассчитывал получить.

   Сумма излишка  потребителя и излишка производителя  изображена на рис. в виде  двух заштрихованных треугольников.  Она характеризует общественную  выгоду, возникающую в связи с  существованием рыночного равновесия. В итоге формирования равновесной  цены и потребители, и производители  получают выгоду.

   Вместе с тем  наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена сделала данный товар недоступным некоторому числу более бедных потребителей (отрезок кривой спроса вправо от точки Е) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки Е).

   Понятия излишка  потребителя и излишка производителя  могут быть использованы для  оценки последствий государственной  политики в области ценообразования.  Если государство фиксирует цену  на какой-либо товар на уровне  ниже цены равновесия (на социально  значимые товары), то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, а производители несут потери.

Излишки потребителя и  производителя

 

 

20. Монополия: понятие и  причины возникновения. Естественная  монополия.

 

Рынок-механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Причины существования  монополии.

Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.#: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

 

Естественная  монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"