Человеческий капитал, его роль в современной экономике, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть человеческий капитал, проанализировать его роль в современной экономике.
В соответсвии с поставленной целью курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
проанализировать инвестиции на современном этапе развития общества в человеческий капитал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала…………………………………………..….4
1.1 Сущность и виды человеческого капитала……………………………....4
1.2 Формирование и накопление человеческого капитала…………….…....9
1.3 Роль человеческого капитала в современной экономике……………...14
Глава 2. Современные особенности человеческого капитала в России...…………………………………………………….18
2.1 Структура человеческого капитала в современной России …………..18
2.2 Тенденции развития человеческого капитала в России……………….29
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

Формирование человеческого капитала — это длительный процесс повышения продуктивных качеств рабочей силы, обеспечивающий высокий уровень образования, повышения мастерства. Формирование человеческого капитала имеет решающее значение для долгосрочного экономического роста страны, предоставляет те же преимущества новых инновационных технологий и более эффективного промышленного оборудования. Взаимодействие людей между собой влияет на распространение знаний в обществе. Сама по себе передача знаний не является ценностью.

Процесс целостно-сформированного человеческого капитала требует времени (15 – 25 лет), что приводит к лучшему уровню жизни людей в пределах страны в течение нескольких поколений.

Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами [1]:

  1. Переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
  2. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Таким образом, общество имеет решающее значение для формирования человеческого капитала.

Каждое поколение формирует свой человеческий капитал с нуля. Формирование человеческого капитала начинается до рождения ребенка, когда родители своим поведением и решением определили исход рождения ребенка. Человек с рождения наделен неквалифицированной рабочей силой, которая не требует обучения и может поставляться на рынок труда. Человеческий капитал личности формируется с детства и считается сформированным в возрасте 23 – 25 лет.

У каждого ребенка в возрасте 3 – 4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков, умений. На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые в последствии могут повлиять на развитие рынка труда [15]. Количество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных способностей. Основным периодом формирования человеческого капитала является возраст с 13 до 23 лет. Это период гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему организму прилив огромной энергии. Человек может стать квалифицированным работником путем приобретения человеческого капитала, который характеризуется высоким содержанием знаний, способствует инновациям и развитию новых идей. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.

Знания и навыки, воплощенные в человека трудно отделить от здоровья человека, которые также определяет производительность труда [15].

Общественная политика в области здравоохранения является ключом к эффективному формированию человеческого капитала. Доступность к медицинской помощи и правильное питание увеличивает продолжительность жизни и помогает людям стать более эффективными в работе.

Основой формирования человеческого капитала является приобретение новых знаний и навыков. Формирование навыков становится приоритетом экономического развития страны. Образование является важным инструментом для формирования человеческого капитала. Образование способствует повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах и обязанностях.

Работники с высшим образованием являются более производительными, чем лица, имеющие среднее образование. Работники со средним образованием – более продуктивны, чем лица с начальным образованием, а рабочие с начальным образованием более продуктивны, чем те, кто не имеет образование [15].

Образованные люди лучше подходят для выполнения более сложной работы, с чем связан более высокий уровень заработной платы и их большая экономическая выгода.

Формирование человеческого капитала посредством образования и профессиональной подготовки способствует инвестициям, активизирует разработку и внедрение новых технологий и повышает производственную отдачу в расчете на одного работника. Однако взаимосвязи между образованием, проблемой неравенства, созданием человеческого капитала и экономическим развитием, и ростом носят весьма сложный характер и зачастую являются уникальными для условий той или иной страны [13, с. 4].

Накопление человеческого капитала предшествует экономическому росту и служит основой для экономического роста. Процесс накопления человеческого капитала представляет собой инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на трудовые доходы жизненного цикла людей. Степень накопления человеческого капитала варьируется культурой, страной, регионом проживания носителя человеческого капитала.

Развитые страны имеют больше финансовых ресурсов для инвестиций в накопление человеческого капитала. В менее развитых странах производительность труда очень низкая. Чтобы увеличить этот потенциал существует необходимость формирования человеческого капитала. В развивающихся странах формирование человеческого капитала осуществляется предоставлением государственных услуг по внедрению новых методов производства и созданием системы образования.

Инвестирование финансовых ресурсов в обучение сотрудников рассматривается как процесс вложения средств в создание человеческого капитала, который в будущем позволит компании получить значительный экономический результат. В итоге доля затрат предприятия на научные разработки в себестоимости создаваемого продукта непрерывно возрастает.

Инвестиции в человеческий капитал в виде реальных активов будут носить инновационный характер лишь в тех случаях, когда будут способствовать развитию инновационного потенциала работников. Приобретение патентов и авторских свидетельств на использование результатов научных достижений может способствовать наращиванию инновационного потенциала персонала.

Развитие человеческого капитала происходит через создание комфортных условий для жизни: рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги, а также культурная среда.

Состояние человеческого капитала в наименее развитых странах отражается в показателях Индекса человеческого капитала, связанные с уровнем образования, здравоохранения и питания [13, С.12]:

  1. Процентная доля населения, не получающего достаточного питания.
  2. Показатель смертности среди детей в возрасте до пяти лет.
  3. Общий показатель обучения детей в средней школе.
  4. Показатель грамотности среди взрослого населения.

Взаимодополняемость человеческого и физического капитала в экономике ведет к ускорению инвестиций в человеческий и физический капитал в долгосрочной перспективе [13].

В целом формирование человеческого капитала происходит циклично от потребности в производстве тех или иных форм способностей, знаний индивида, либо группы работников. Этот процесс можно представить виде следующей схемы (рис. 1):


 


 








 

Рис. 1. Процесс формирования человеческого капитала

(составила Пачева А.С на основании  [15])

 

1.3 Роль человеческого  капитала в современной экономике

Вложение средств в формирование человеческого капитала способствуют повышению эффективности трудовой деятельности, что положительно сказывается на экономических результатах функционирования как работника, так и предприятия. Широкое распространение процесса инвестирования в человеческий капитал в свою очередь способствует экономическому росту страны, положительно отражается на повышении благосостояния населения.

Особенностью современного этапа функционирования глобального хозяйства является переход к новому пониманию движущих сил мирового экономического развития, в основе которого находится человек. При этом наиболее привлекательным становится высокообразованный работник, обладающий уникальными способностями, отличающийся нестандартным мышлением, умеющий эффективно налаживать отношения с коллективом.

Инвестиции в формирование и наращивание человеческого капитала в настоящее время признаются наиболее эффективными. Предприятия выделяют значительные средства для обучения, повышения квалификации собственного персонала, рассчитывая в будущем получить больший экономический эффект.

Переход к новому этапу экономического развития закрепляет особое положение знаний, инноваций, образования в хозяйственном устройстве современного экономического механизма.

Рыночный спрос на человеческий капитал можно определить, как потребность субъектов экономики в необходимом для эффективного ведения бизнеса в объеме человеческих знаний, навыков, умений и способностей определенного квалификационного уровня потенциальных работников, предъявляемых организациями бизнеса.

Под предложением человеческого капитала следует понимать готовность отдельного человека или домохозяйства предлагать на рынке человеческого капитала необходимые знания, способности и опыт, соответствующие потребностям бизнеса и общества, за согласованную цену [5, с. 45].

Характерной чертой нового экономического уклада необходимо признать ускорение темпов роста производительности труда, что объясняется расширением внедрения передовых технологий в производственный процесс.

Это сопровождается увеличением доли наукоемкой продукции в создаваемом продукте, что указывает на возрастающую роль интеллектуального труда в экономическом развитии государства.

Интенсификация хозяйственных процессов сопровождается динамичными изменениями приоритетов экономической политики, потребностью внедрения передового опыта в производственный процесс. В подобных условиях наиболее успешными становятся предприятия, способные оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям экономической жизни, правильно оценивающими перспективы дальнейшего развития, учитывающими формирующиеся потребности общества.

В современных условиях предприятиям необходимо иметь работников, обладающих необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые позволят приспосабливаться к динамично меняющимся условиям хозяйствования, применять инновационные подходы к решению широкого комплекса экономических задач.

Потенциал развития работника характеризуется возможной динамикой приращения его индивидуального человеческого капитала, которая влияет на скорость освоения инноваций. Важно отметить, что потенциал развития работников раскрывается только при реализации конкретных инноваций, которые могут в разной степени соответствовать целям стратегического развития предприятия. Инновационное поведение работников в значительной мере предопределяет результаты осуществления инноваций, темп инновационного развития группы, подразделения, предприятия, компании, региона, общества и государства [14, с. 50].

Знания, информация и человеческий капитал в новой экономике становятся основным стратегическим ресурсом предприятий и государства. Исключительное обладание данным ресурсом предоставляет хозяйствующему субъекту конкурентные преимущества. Именно поэтому большинство предприятий в настоящее время уделяет огромное внимание правильной организации непрерывного обучения персонала в необходимых для компании областях.

Ознакомление с передовыми достижениями в области техники и технологии, внедрение их в производственный процесс должно стать побудительным толчком к НИОКР в рамках организации. Столь важные части финансовых активов, как фонд оплаты труда и фонд социальных расходов, по своей сути и назначению напрямую не связаны с инновациями. Однако в их структуре могут быть заложены расходы на дополнительное вознаграждение и дополнительные социальные льготы для сотрудников, вовлеченных в процесс разработки и реализации нововведений [11, с. 117].

Формированию стимула у работника к вложению средств в получение качественного образования, приобретение профессиональных навыков, способствует понимание зависимости будущего заработка от уровня компетентности, обладания уникальными способностями. Предприятия заинтересованы в наличии профессиональных работников в виду понимания необходимости использования качественных трудовых ресурсов в условиях жесткой рыночной конкуренции. Государство в условиях глобализации стремится обеспечить развитие конкурентноспобной экономики, что способствует росту валового внутреннего продукта, улучшению инвестиционного климата в государстве, улучшению благосостояния населения.

В настоящее время требуется решительный шаг к созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью, с более глубокой переработкой сырья. Это обязывает усилить работу по выстраиванию такой системы взаимодействия науки и образования, которая бы обеспечила эффективное сочетание фундаментальных исследований и образовательных курсов, ориентированных на целевую подготовку специалистов для работы в конкретных сферах, на решение сложных инжиниринговых задач [12, с.77].

На современном этапе развития экономический рост, уровень благосостояния общества зависят в большей степени от качества трудовых ресурсов, а не от их количественных показателей. Будущий образ современного работника непременно ассоциируется с высокообразованным, коммуникабельным человеком, который обладает глубокими знаниями в определенной области, способностью быстро находить необходимую информацию, умением принимать нестандартные решения в сложных ситуациях.

Таким образом мы  приходим к выводу, что человеческий капитал в современной Российской экономике — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструмент интеллектуального и управленческого труда, среду существования и трудовую деятельность человека, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития экономики.

Информация о работе Человеческий капитал, его роль в современной экономике, тенденции развития