Человеческий капитал, его роль в современной экономике, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть человеческий капитал, проанализировать его роль в современной экономике.
В соответсвии с поставленной целью курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
проанализировать инвестиции на современном этапе развития общества в человеческий капитал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала…………………………………………..….4
1.1 Сущность и виды человеческого капитала……………………………....4
1.2 Формирование и накопление человеческого капитала…………….…....9
1.3 Роль человеческого капитала в современной экономике……………...14
Глава 2. Современные особенности человеческого капитала в России...…………………………………………………….18
2.1 Структура человеческого капитала в современной России …………..18
2.2 Тенденции развития человеческого капитала в России……………….29
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный ГУМАНИТАРНо-педагогический университет»

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория (микроэкономика)» на тему:    

Человеческий капитал, его роль в современной экономике, тенденции развития

 

 

Выполнила студентка 1 курса, группы 1212

Специальность «Педагог Экономики»

Пачева Анастасия Сергеевна

16 мая 2014 год

_________________ (подпись студента)

Оценка ___________________________

«_____»____________________ 20__ г.

_______________________ Пфлюг В.П.

 

 

Пермь 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3                                                                                              
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала…………………………………………..….4 
1.1 Сущность и виды человеческого капитала……………………………....4 
1.2 Формирование и накопление человеческого капитала…………….…....9 
1.3 Роль человеческого капитала в современной экономике……………...14 
Глава 2. Современные особенности человеческого капитала в России...…………………………………………………….18 
2.1 Структура человеческого капитала в современной России …………..18 
2.2 Тенденции развития человеческого капитала в России……………….29 
Заключение………………………………………………………………...35

Список использованной литературы…………………………...36 
ВВЕДЕНИЕ

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек – его интеллектуальный потенциал.

Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

В настоящее время наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории.

Цель курсовой  работы – рассмотреть человеческий капитал, проанализировать его роль в современной экономике.

В соответсвии с поставленной целью курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
  • рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
  • проанализировать инвестиции на современном этапе развития общества в человеческий капитал.

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала

1.1. Сущность и виды человеческого капитала

Человеческий капитал традиционно понимается как совокупность качеств человека, его способностей к труду, которые определяют его производительность и могут стать источником дохода для самого человека, организации и общества в целом.

Основатели классической политэкономии и трудовой теории стоимости (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс) исходили из того, что рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека является основой его способности оказывать трудовую услугу, что, в конечном счете, выступает предметом купли-продажи на рынке труда. В последующих исследованиях западных ученых интеллектуальные способности человека рассматривались как основной источник доходов и основной фактор экономического развития страны. Учет всех компонентов, характеризующих человека труда, представляет собой чрезвычайно трудную методологическую проблему, для решения которой требуется глубокий теоретический анализ содержания его творческих производительных сил, которые в экономике рыночного типа реализуются в форме человеческого капитала.  
   Формирование теории человеческого капитала проходило во второй половине XX в. Одним из основоположников был Г. Беккер, который опубликовал в 1962 г. статью “Инвестиции в человеческий капитал”, а в 1964 г. — монографию “Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ”.

Российская научная школа обосновала подход к человеческому капиталу как всеобщей форме обеспечения жизни на планете, рассматривая накопление –как цель общественного развития, инвестирование в человеческий капитал – как фактор неуклонного экономического роста, образование – как наполнение содержанием человеческого капитала в период его воспроизводства.

Публикации по вопросам теории человеческого капитала до сих пор носят в основном критический характер. Предшественники считали, что понятие «человеческий капитал» отражает не только естественную оценку квалификационно-образовательного капитала, но и расширяет масштабы капитала. Указанные направления социологической и экономической науки, имеющие отношение к такой сложной и многогранной проблеме как человеческий капитал, заметно обогатились. Однако, остаются еще много нерешенных методологических проблем в развитии теории человеческого капитала, так как возникают вопросы теории и практики воспроизводства человеческого капитала организации, призванной обеспечить непрерывный рост ее трудового потенциала.[6, с. 366]

Основными сущностными характеристиками человеческого капитала являются: 

  1. Определенный запас знаний, навыков и других производительных качеств, и способностей человека, являющийся результатом инвестиций в человека. Реализуется в той или иной сфере общественного воспроизводства путем его включения в процесс общественного труда.
  2. Накопленный запас знаний является основой роста производительности труда и производства, основой экономического роста страны, целесообразно используя накопленный запас знаний, работник получает соответствующий доход в виде заработной платы, а общество — в виде национального дохода. Чем эффективнее используется человеческий капитал, тем выше должны расти доходы работника и общества в целом;

          Повышение доходов работника и общества должно стимулировать их к дальнейшему накоплению навыков и опыта, путем инвестирования человеческий капитал.[17]

Поэтому человеческий капитал — это сформированные в результате инвестиций и накопленные человеком способности и качества, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов.[10,с.25]

При анализе понятия “человеческий капитал” возникает вопрос: почему вся совокупность производительных способностей человека преподносится как капитал? Иванова Н. А. и Жулина Е.Г. [17] объясняют это следующими моментами:

  1. Производительные способности человека являются особой формой капитала потому, что они являются неотъемлемым личным достоянием и богатством человека, его собственностью, а поэтому их нельзя реализовать,продать, отчуждая от собственника.
  2. Производительные способности человека обеспечивают своему носителю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части потребления в настоящее время.
  3. Производительные способности человека способны приносить не только доход в денежной форме в виде заработной платы, но и приносить психологический, социальный, моральный результат.
  4. Формирование производительных способностей человека требует затраткак от человека лично, так и от общества.
  5. Производительные способности человека накапливаются в результате инвестиций и приобретения профессионального опыта.

 Поэтому  профессиональные способности человека являются его капиталом, и, будучи включенным в систему общественного воспроизводства, являются одной из форм капитала общества.

 

           К основным элементам человеческого капитала Иванова Н.А и Жулина Е.Г. относят [17]: 

  1. Капитал образования, включая общие и специальные знания.
  2. Капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, производственный опыт).
  3. Капитал здоровья.
  4. Обладание экономически значимой информацией (например, о ценах).
  5. Капитал миграции, обеспечивающий мобильность работников.
  6. Мотивация трудовой деятельности.

          Иванова Н. А. [17] указывает, что большое значение имеет деление человеческого капитала на следующие виды:

  1. Общий (перемещаемый) человеческий капитал, который может быть использован практически в любой специальности и на любом рабочем месте. Он является результатом общей подготовки (например, умение управлять транспортным средством).
  2. Специальный (неперемещаемый) человеческий капитал, который может быть использован лишь в ограниченном пространстве. Он создается в результате специальной подготовки для реализации преимущественно на конкретном предприятии или на данном рабочем месте.

Таким образом, человеческий капитал представляет собой комплекс производительных способностей человека, которыми обычно считают здоровье, природные особенности человека, уровень его образования и профессионала, а также трудовую мобильность индивида.

Большинство экономистов формируют структуру человеческого капитала по затратному принципу, на основании различных видов инвестиций в человеческий капитал.

И. В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [5, с. 187].  
Ф. Нойманн к основным составляющим человеческого капитала относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества[8,с.98]. 

Е. В. Ванкевич выделяет: образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности [4, с. 17].

Более обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому человеческий капитал выглядит следующим образом [9, с. 93-97]: 
- биологический человеческий капитал — ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения; 
- культурный человеческий капитал — совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью.

Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая — благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать, как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение — увеличивать период активной жизнедеятельности индивида [7, с. 256]. 

Культурный капитал — это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.

Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, - 
так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Таким образом, человеческий капитал — очень важный вид инвестиций в современной экономике [7, с. 280].

Человеческий капитал значительно отличается от физического капитала, прежде всего, тем, что он неотделим от человека, его нельзя купить, можно лишь взять или предоставить в пользование на определенных условиях, а также тем, что знания и навыки можно приобретать и без дополнительных инвестиций, а на практике, путем обучения на рабочем месте.

 

1.2 Формирование  и накопление человеческого капитала

Формирование человеческого капитала принимает различные виды, формы и проходит через различные этапы жизненного цикла человека. Факторы, от которых зависит формирование человеческого капитала, возможно разделить на следующие группы: социально-демографическая, институциональная, интеграционная, социально-ментальная, экологическая, экономическая, производственная, демографическая, социально-экономическая [15, с. 75]. Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе формируется в результате развития человеческого капитала, и прежде всего: образования, здравоохранения, пенсионной системы и обеспечения жильем. В целях обеспечения реализации функций финансовых рынков в части формирования человеческого капитала в России обеспечивается [1, ст.5489]:

  • Повышение доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, содействие использованию финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом.
  • Повышение информационной прозрачности и открытости рынка потребительского кредитования.
  • Расширение возможностей для использования гражданами образовательных кредитов.
  • Содействие повышению уровня защищенности качества жизни и личного благосостояния граждан посредством страхования жизни и имущества.
  • Содействие развитию механизмов дополнительного пенсионного страхования.

Информация о работе Человеческий капитал, его роль в современной экономике, тенденции развития