Ценовая дискриминация на рынке легковых автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – оценка эффективности ценовой дискриминации в автомобильной промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие ценовой дискриминации и условия ее осуществления на рынке;
2) Рассмотреть виды ценовой дискриминации, их преимущества и недостатки;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..…..3
1. Теоретические основы ценовой дискриминации ………………………………….……….5
1.1 Понятие ценовой дискриминации и условия ее осуществления на рынке ……..……5
1.2. Виды ценовой дискриминации и их проявление ………………………………...……8
2. Анализ рынка легковых автомобилей и методы ценовой дискриминации на рынке ..…13
2.1 Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей ……………………………13
2.2. Ценовая дискриминация на рынке легковых автомобилей …………………………31
2.3 Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние ….……..32
Заключение …………………………………………………………………………………….36
Список используемых источников ……………………………….………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

petrov.docx

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Продуктовая стратегия. Дифференцируют свою продукцию посредством дополнительных комплектаций легковых автомобилей, оснащением современной системой навигации и бортовыми компьютерами.

Реклама легковых автомобилей широко развита. Это использование телевиденья, радио, баннеров. В настоящее время реклама нацелена на эмоциональное состояние, функциональность легкового автомобиля, комфортность, стиль.

Стратегии в НИОКР. Утвержденной Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (приказ Минпромторга России № 319 от 23 апреля 2010 г.) определены основные задачи НИОКР, которые включают следующее:

– преодоление технологического отставания автомобилестроения России от ведущих стран мира на основе инновационного обновления и модернизации производства;

Перспективы реорганизации НИИ для реализации стратегии развития отрасли;

– формирование инфраструктуры проведения НИОКР по созданию новых автотранспортных средств и автокомпонентов;

– совершенствование системы подготовки специалистов для автопрома, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами.

Решение вышеупомянутых задач должно быть реализовано на основе формирования базы инновационного развития отечественного автомобилестроения, для чего необходимо:

– прогнозирование технико-технологического состояния отрасли на длительную перспективу и поиски новых идей — фундамента инноваций, развитие прогнозно-аналитической деятельности на основе долгосрочного прогнозирования в форме технологического форсайта;

– выработка плановых заданий в инновационном процессе и их согласование с корпоративными кланами предприятий отрасли;

– организация и управление устойчивостью инновационного процесса. 37

Инвестиционная стратегия.

Прогнозируя рост автомобильного рынка и изменение предпочтений потребителей, в Российской Федерации с 2005 года для привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России. В результате часть прямого импорта автомобильной техники была замещена продукцией, произведенной в Российской Федерации.

Результативность отраслевого рынка.

Критерием оценки эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей является достижение целей в виде значений индикаторов и показателей рынка. Стратегия к числу таких показателей относит:

    • долю добавленной стоимости в автомобильной промышленности,
    • долю автомобильной промышленности в ВВП,
    • объем инвестиций (в том числе бюджетный и иностранный) в основной капитал,
    • объем производства легковых автомобилей,
    • обеспеченность автотранспортными средствами населения,
    • долю экспорта легковых автомобилей от объема производства,
    • долю импорта на рынке легковых автомобилей (в том числе подержанных).38

Соответственно, если по итогам реализованных программ, обозначенных в нормативно-правовых актах, утвержденных Правительством, будут достигнуты поставленные цели, то политику можно считать эффективной.

Технический прогресс отечественного автопрома остается на низком уровне, по сравнению с зарубежными марками.

Рынок легковых автомобилей является справедливым, т.к авто доступно обществу и доставляет удобство, а для фирмы – прибыль.

Государственная политика.

Спектр инструментов государственной политики достаточно широк.  Государство может оказывать влияние на издержки, инвестиции, цены и выпуск продукции с помощью налогов и субсидий. Правительство может действовать на покупателей или продавцов, увеличивая или уменьшая количество доступной им информации. 39

 

2.2 Ценовая дискриминация  на рынке легковых автомобилей

В настоящее время ценовая дискриминация на рынке легковых автомобилей получает все большее распространение в связи с повышением интенсивности конкуренции и широким применением   технологий. Рассмотрим ее на примере авторынка.

Примером ценовой дискриминаций первой степени может являться владелец автосалона, сам продающий автомобили. Он  устанавливает прейскурантные цены, позволяющие ему получать определенную прибыль. Однако, опытный продавец сможет почти всегда определить, готов ли покупатель заплатить указанную цену за автомобиль, или он предпочтет поискать данную модель в другом салоне по меньшей цене. В таком случае владелец автосалона может пожертвовать частью прибыли, предоставив скидку с прейскурантной цены сомневающемуся покупателю, чтобы не потерять клиента. Тем же клиентам, которые, как определил продавец, не склонны торговаться, будет предоставлена меньшая скидка, или же они заплатят по прайс-листу полную цену.40  Также примером ценовой дискриминации данной степени может быть  цвет автомобиля, покрытый краской «Metallic»,который  стоит дороже такого же точно автомобиля с обычным лакокрасочным покрытием. Несмотря на то, что издержки на покраску в цвет  «Metallic» почти не изменяются, цена существенно отличается. Тем не менее спрос на данные цвета выше, потому что существует мнение, что у них выше износостойкость.

Как было сказано выше, ценовая дискриминация второй степени связана с объемом покупок. На практике этот вид проводится в форме скидок на весь объем покупки (чем больше автомобилей Вы берете, тем выше предоставляемая скидка к цене), оплата покупки наличными также предоставляет право на скидку.

Ценовая дискриминация третьей степени может встречаться, когда продавец предлагает автомобили, имеющие незначительные косметические изъяны (царапина, вмятина) по цене ниже их обычной стоимости. Продавец понимает, что состоятельные люди такой авто покупать не будут. Отсюда и устанавливаются различные цены на всевозможные классы автомобилей.

Ценовая дискриминация любого типа приводит к перераспределению доходов в пользу того, кто ее проводит. Дискриминация первой или второй степени обычно приводит к увеличению объема выпуска продукции и, следовательно, к меньшим чистым потерям и более высокой эффективности распределения ресурсов.

Несистематическая ценовая дискриминация может ужесточить конкуренцию, тогда как систематическая дискриминация может укрепить монопольную власть уже достаточно мощных компаний.41

 

2.3 Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние.

Рассмотрим влияние дискриминационного ценообразования на поведение, как продавцов, так и покупателей. Ценовая дискриминация, как правило, влечет за собой перераспределение доходов в обществе в пользу того, кто ее проводит. Это означает, что автоматически она наносит ущерб покупателям. Следует отметить, что любой вид ценовой дискриминации может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на распределение ресурсов и их использование в обществе. К позитивному воздействию ценовой дискриминации  можно отнести явление расширения объема выпуска продукции в тех случаях, когда фирмы, обладающие значительной рыночной властью, не стремятся к монопольному положению. Кроме того, с помощью ценовой дискриминации уменьшается «мертвый груз» монополии и делает товары более доступными для потребителей с разным уровнем доходом. 42

Вместе с тем не следует забывать, что целью ценовой дискриминации является поглощение потребительского излишка. Следовательно, она развивается за счет потребительского излишка и негативно воздействует на совокупный спрос. Но тем не менее продажи на рынке легковых автомобилей с каждым годом возрастали. На рисунке 2.3.1 приведена динамика продаж новых легковых автомобилей в России.

 

              

Рис.2.3.1 Динамика продаж новых легковых автомобилей в РФ за 2008-2013 гг.43

Как видно из диаграммы спрос на легковые автомобили с годами увеличивался. Так в 2011 году российский автомобильный рынок вырос на 39 %, в 2012 году – на 11% и начал снижаться на 5% в 2013 году. В том числе, продажи автомобилей отечественных брендов показали снижение на 16%, иномарок российского производства – рост на 9%. Снижение продаж автомобилей отечественных брендов связано с модернизацией и обновлением модельного ряда на «АвтоВАЗе». По прогнозам спад продаж легковых автомобилей в РФ в 2014 году будет составлять 3% по сравнению с 2013 годом. Продажи легковых автомобилей в текущем году будут сдерживаться несколькими факторами, среди которых, в том числе, возможное повышение стоимости авто (вслед за ослаблением рубля) и ожидаемый рост цен на топливо (вследствии повышения налога на добычу полезных ископаемых, повышения акцизов на топливо и общемировому подорожанию нефти).44 Как видно, что на спрос оказывает влияние не только ценовая дискриминация, но и ряд внешнеэкономических и внутриэкономических факторов.

  Вместе с тем систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в отрасли. Динамика цен на легковые автомобили и зарплат в Российской Федерации представлена на рисунке 2.3.2

Рис.2.3.2 Динамика цен на автомобили и зарплат в РФ в 2000 – 2011 гг.45

 

В 2001 году официальная средняя зарплата составляла 3240 рублей (111 USD), средняя цена нового отечественного автомобиля равнялась 124 тысячи рублей (4250 USD), а новой иномарки – 570 тысяч рублей (19500 USD).  
 
В 2011 году аналогичные цифры выглядят так. Официальная среднемесячная зарплата по стране около 22 тысяч рублей (750 USD). Средняя цена на отечественный автомобиль 295 тысяч рублей (10000 USD). Средняя стоимость новой иномарки - 913 тысяч рублей (30300 USD).

Для покупки, например, LADA Samara (цена которой как раз была близка к средней среди отечественных моделей) десять лет назад требовалось 38 среднемесячных зарплат, а сейчас же всего 14. То есть в 2,7 разе меньше.

Десятилетие назад «среднему россиянину» для покупки иномарки нужно было 176 официальных зарплат (то есть 14-15 лет ни есть, ни пить, а только копить). Сейчас же на это требуется «всего» 42 средние зарплаты (то есть за 3,5 года).46

Как показала практика ценовая дискриминация улучшила положение дел для покупателей, т.к возможность приобрести новый автомобиль стала реальнее. Но не стоит и забывать, что средняя заработная плата в РФ увеличивалась. Поэтому ценовая дискриминация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что в целом ценовая дискриминация, при ее правильном использовании не только максимизируют прибыль фирм – продавцов и производителей, но и повышает общественное благосостояние, делая доступным товары для потребителей разного достатка.

 

 

 

Заключение

Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

В жизни нам часто приходится сталкиваться с разными ценами на один и тот же товар. Ценовая дискриминация - только одна из множества причин ценовых различий. В данной работе были рассмотрены различные виды ценовой дискриминации, которые применяются на рынке легковых автомобилей.

Для того чтобы компания могла прибегать к такому инструменту, как ценовая дискриминация, она должна обладать некоторой рыночной властью. Это означает, что компания должна иметь возможность влиять на цену своей продукции. В противном случае, вся игра в ценовую дискриминацию может закончиться потерей клиентов. Наконец, в компании должны четко представлять группы покупателей, на которые будет направлено деление. Нужно понимать потребности и возможности каждой группы. Кроме того, важным фактором является еще и отсутствие возможности клиентов компании перепродавать товар, в обход фирмы.

Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, что другой человек заплатил меньше, чем они. Если взять зарубежный опыт, можно сказать, что, например, на западе ценовая дискриминация считается проявлением недобросовестной конкуренции и на конкурентных рынках запрещена. Что касается России, то в статье российского закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», посвященной недобросовестной конкуренции, упоминания о ценовой дискриминации нет. Зато закон запрещает заниматься ценовой дискриминацией предприятиям, доля которых на рынке того или иного товара превышает 65%, а в некоторых случаях 35%.

На мой взгляд, ценовая дискриминация является не только действенным инструментом увеличения прибыли компании от работы с каждым клиентом, но еще и увеличивает общественное благосостояние. Во-первых, компания имеет возможность продавать свой товар даже тем клиентам, которые не способны купить его по первоначальной цене, но в состояние заплатить за него сумму, превышающую его предельные издержки (компания все равно в плюсе). Во-вторых, общественное благосостояние улучшается за счет того, что менее обеспеченные люди получают возможность приобретать не доступные им ранее товары и услуги.

Информация о работе Ценовая дискриминация на рынке легковых автомобилей