Хозяйственные отношения в древнейшем очаге цивилизации Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности хозяйственных отношений Древнего Египта, как они развивались и как повлияли на современный Египет.
Основные задачи, которые решались для достижения данной цели:
1. сбор теоретического материала по данному вопросу
2. изучение собранного материала
3. анализ путей развития
4. сбор статистических данных.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………………….4
Глава 1: Формирование научных знаний в Древнем Египте
Наука в Древнем Египте………………………………………………………6
Ученые Древнего Египта………………………………………………………
Экономические знания Древнего Египта…………………………………….
Глава 2: Сельское хозяйство Древнего Египта и рабовладение
2.1 Сельское хозяйство древнего Египта………………………………………...
2.2 Ремесла в Древнем Египте…………………………………………………….
2.3 Рабовладение в Древнем Египте………………………………………………
Глава 3: Экономика Египта
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической истории.docx

— 213.28 Кб (Скачать файл)

Во время паводка земледельцы  следили за наполнением бассейнов  водой. Когда вода заполняла поля бассейнов до уровня трех-четырех  локтей, каналы, через которые она  поступала, закрывали камнями и  засыпали землей. В бассейнах паводковую воду задерживали около двух месяцев, пока не оседал ил и почва не пропитывалась влагой.

Освобожденную от ила воду медленно спускали по дренажным (спускным) каналам. 
К октябрю половодье медленно спадало. В условиях бассейновой системы орошения в древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год) , при котором земля отдыхала под паром около пяти-шести месяцев. За это время аллювиальная почва, истощаемая ежегодными посевами зерновых культур на одних и тех же участках земли, успевала восстановить свое плодородие насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила, которые под воздействием солнечных лучей обогащали ее соединениями азота и фосфора. Сразу же после спада половодья в октябре-ноябре, в период "выхождения", начинались полевые работы земледельцев, сначала в Верхнем Египте, затем в Нижнем.

Хозяйственные особенности Нижнего  и Верхнего Египта, объясняемые различным  характером их природных условий, развивались  во времена Древнего царства в  направлении специализации сельского  хозяйства. Нижнему Египту с землями, отчасти засеянными злаками, отчасти  занятыми садами, лугами, болотами, Верхний  Египет противостоял как преимущественно  хлебный край. С эпохи неолита  и до Среднего царства посевы ячменя, более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого  эммера. Такие качества ячменя и  эммера были замечены земледельцами  Древнего царства, поскольку практиковались смешанные посевы этих злаков (более  устойчивый ячмень как бы защищал  эммер), несмотря на то что уже с эпохи неолита египтянам были известны и раздельные посевы. На выращивании зерновых культур, особенно менее требовательного ячменя, специализировался Верхний Египет. Нижний Египет, более богатый лугами, садами и виноградниками, с конца Раннего царства тоже стал засеваться зерновыми культурами, преимущественно влаголюбивым эммером.

Во времена Раннего царства  египтяне заимствовали из Передней Азии и настоящую (голозерную) пшеницу. Но эта более требовательная, чем  эммер, и истощающая почву культура не получила большого распространения  в Египте до греко-римского периода, хотя хлеб из нее изготовляли высшего  качества. Во времена Древнего царства  выращивали также особый вид полбы, употреблявшийся для приготовления  пива. Из технических и масличных  культур египтяне с эпохи неолита  культивировали лен, как ради его  волокон для пряжи, так и с  целью получения семян, из которых приготовляли льняное масло.

Способ посева древнеегипетских земледельцев существенно отличается от практикуемого в Европе. Вот, что говорит по этому поводу Геродот: "Теперь они (т.е. египтяне, проживающие "ниже Мемфиса") действительно собирают земные плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне: они не трудятся над тем, чтобы провести борозды плугом, чтобы взрыхлить землю мотыгой или исполнить какую-либо работу над пахотным полем, обязательную для всякого иного народа. Сама собой река наводняет и орошает поля, а, оросивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засевает свое поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю". Такой способ сева был возможен в хорошо орошаемой местности, земли которой долго оставались под водой во время паводка, и покрывались значительным слоем ила.

Если после спада паводка  вода продолжала оставаться на поле, вследствие чего земля долгое время была в  состоянии жидкой грязи, сеятель  бросал зерно прямо под ноги стаду  овец и баранов, которых выпускали  на засеянное поле для втаптывания  зерна в землю и уплотнения почвы. Стада состояли из трех - десяти гривистых длинноногих овец и  двух баранов - вожака, идущего во главе  стада, и замыкающего стадо. Уплотняя почву и втаптывая зерно в  землю, стада овец и баранов, по существу, выполняли работу бороны, которую  можно часто встретить на полях  современного Египта. За стадом бежали погонщики - от трех до шести человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью палок или веток с колючками в одной руке и толстых бичей, сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в воздухе над головами.

Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко прикрывало посеянное зерно, тогда за ним следовала еще  упряжка из двух быков или коров, тянувших легкую деревянную соху. В  этом случае соха имела особое назначение - она не рыхлила почву, которая  пребывала еще в состоянии  жидкой грязи, а дополнительно прикрывала посеянное зерно землей, погружая его глубже в почву.

Бывало вслед за сохой на пашню  опять выгоняли стадо овец и баранов, по-видимому для дополнительного уплотнения жидкой почвы и укрепления в ней зерна. Но на обыкновенных хорошо орошаемых землях, которые не было нужды уплотнять, посевное зерно, брошенное в почву сеятелем, прикрывалось сначала сохой, в которую была запряжена пара быков или коров, а затем уже дополнительно втаптывалось в почву стадами овец и баранов.

В условиях сухого и жаркого климата  в Верхнем Египте, особенно на его  юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась, и на ее поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где  паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после  спада воды. Новые целинные земли  покрывались буйно растущими  сорняками. Такие земли нуждались  в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять, работники разбивали  комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно, разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой, и разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу, и все бьют в одно место. Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота.

Другим способом производили посев  технической культуры льна. Но сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на памятниках более поздних  эпох. Обработка почвы сохой и  посев семян льна тоже были тесно  связаны друг с другом. Семена льна сеяли всегда после обработки  почвы сохой. Сеятель шел вслед  за сохой и бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель  хлебного зерна, а опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в  борозду, оставленную сохой. Это  делалось для того, чтобы лен вырастал рядами, - так его легче было выдергивать. Сеятелями часто были женщины  и мальчики, видимо, описанный способ посева семян льна не требовал такой  физической силы, как разбрасывание хлебного зерна.

Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев в основном уже в декабре.

Уборка урожая была для египетских земледельцев большим событием радостным  завершением тяжелых земледельческих работ.

На рельефе сельскохозяйственного  календаря солнечного храма царя Ниусерра в Абусире сохранилось изображение теребления - выдергивания созревшего льна. В Среднем Египте сбор урожая льна начинался в апреле и продолжался восемь - десять дней, так как по истечении этого времени коробочки перезревали, трескались и семена выпадали.

Жатва злаковых культур - ячменя и  эммера - на рельефах Древнего царства  обычно изображена раздельно, что, вероятно, объясняется их созреванием в  разные сроки: ячменя - в апреле, эммера - в мае. Злаки, показанные на рельефах, различают по числу зерен и  окраске: шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер - в красно-желтый. Изображение ячменя и эммера в краске, как даров времени года "сухости", сохранилось на одном рельефе XI династии.

Жали с помощью деревянных серпов со вставленными в них (закрепленными  с помощью клея и глины) хорошо отполированными кремневыми зубьями. Пучки колосьев срезали так высоко, что стебли оставались наполовину не сжатыми. Жали правой рукой вплотную под левым кулаком, державшим  пучок стеблей. Затем на поле с  высоким жнивьем выпускали пастись  скот. Сжатые колосья, оставленные жнецами  на земле, собирали другие работники, которые  вязали их в снопы; пучки сжатых колосьев складывали поочередно колосьями то в одну, то в другую сторону; сноп завязывали с двух сторон, чем он отличался от снопа льна, перевязанного с одной стороны.

Отряды жнецов работали под звуки  флейты. На рельефе в гробнице Тии показаны флейтист и певец, стоящие в середине поля в окружении слегка согнутых работающих жнецов. Певец, как свидетельствует серп под его рукой, был жнецом, но стоит он в позе певца - одной рукой подпирает щеку перед ухом, другую протянул вперед. Он спрашивает флейтиста: "Прикажи мне (что я должен петь) ". Под ритм музыки жнецам легче было выполнять тяжелую работу. Кроме того, флейта играла важную роль в культе бога умирающей и воскресающей природы Осириса, связанном с сельскохозяйственными работами.

В мае начинали жать более позднюю  зерновую культуру - пшеницу - эммер, посеянный  в ноябре - декабре, который созревал на месяц позже ячменя. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и  эммера, последний снимали недозрелым и сушили в специальных печах.

Работали жнецы в набедренных  повязках, завязанных большей частью сзади. Тут же на поле, связывают  сжатые колосья в снопы. Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут  своему господину, около которого стоит  слуга с опахалом. После этого  работники готовят снопы к  перевозке на гумно, которое было расположено около деревни, т.е. выше поля. Чтобы не было потерь зерна, снопы  упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили снопы на ослах.

На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит по одному погонщику скота.

Токи - площадки для молотьбы. Площадка была круглой, иначе по ней не мог  бы бегать свободно скот, при помощи которого велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в  широкой юбке до колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны, забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно обычно быки и ослы.

На рельефе в гробнице Кахифа изображено, как поясняют надписи "веяние ячменя" и "веяние пшеницы" (обычной - "сут", не эммера).

На гумне рядом с кучей  зерна стоят две работницы  в плотно завязанных на голове платках (платки держатся налобной повязкой) для  защиты от летающей вокруг пыли и мякины - на некоторых рельефах заметно пыльное облако. Они одеты в обычные платья сарафаны на бретельках. Одна работница поднимает вверх веялки, представляющие собой две маленькие продолговатые лопатки, зерно падает вниз, ветер уносит мякину. Другая работница держит веялки в правой руке, а левой очищает зерно от мякины с помощью длинного узкого веника, за работой наблюдает надсмотрщик с двумя собаками на повадке. В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна от пыли и грязи просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины - они заметают метлами очищенное.

Провеянное зерно измерялось и  учитывалось писцами. Затем работники  засыпали его в башневидные, закругленные сверху хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет) . В царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такие зернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицы Хенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов, обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно засыпали и вынимали через отверстие у основания хранилища.

Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских земледельцев, которые  своим тяжким трудом обеспечивали возможность  жизни и труда населению всей страны.

Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника, очень  низкой была степень хозяйственной  самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

    1. Промышленность Древнего Египта.

Ремесленная деятельность древних египтян весьма разнообразна. В некоторых отраслях египтяне за тысячелетия существования  государства достигли необычайного уровня мастерства. Разговор о древнеегипетских ремеслах следует начать с краткого обзора исконных ресурсов страны.

Недра Древнего Египта были весьма богаты —  особенно в сравнении, например, с  не менее древней месопотамской  цивилизацией. В изобилии присутствовал  строительный камень — главным образом, песчаник. Каменоломни, в которых  его добывали, сегодня археолог находят  во всех районах страны, в особенности  на юге, на территории Верхнего Египта.

Еще один важнейший сырьевой ресурс страны — дерево. Основными породами деревьев, произраставших на территории Египта, были акация и тамариск — твердые породы, использовавшиеся во всех областях хозяйства. Из акации крестьяне изготавливали примитивные сельскохозяйственные инструменты, бывшие в ходу едва ли не до конца существования Египетского царства. Местное дерево шло на судостроительные нужды, деревянные детали были в ходу в жилищном и храмовом строительстве. Кроме того, египтяне применяли древо и для самых бытовых нужд. Из дерева изготавливалась мебель, стоявшая в домах и фараонов, и знатных вельмож, и простолюдинов. Да и деревянная скульптура в Древнем Египте была развита почти так же хорошо, как каменная.

Среди сырьевых ресурсов Древнего Египта особое место занимает тростник, изобиловавший  вдоль берегов реки на всем протяжении нильской долины. Отдельного упоминания заслуживает папирус — род  осоки, произраставшей на заболоченных землях близ речных берегов. Папирус  египтяне употребляли для изготовления своеобразной бумаги, оказавшейся, как  показало время, достаточно прочной, чтобы  пережить тысячелетия и дойти  до наших дней.

Лен, одна из старейших культур, выращивавшихся древними египтянами, лежал в основе всего ткацкого искусства, развившегося значительно раньше, чем прядение шерсти.

С древнейших времен египтяне добывали медь из богатых  месторождений Синайского полуострова. Этот металл являлся основным сырьем для изготовления орудий труда, и его значение для хозяйственной жизни Древнего Египта было огромно.

Информация о работе Хозяйственные отношения в древнейшем очаге цивилизации Египте