Хозяйственные отношения в древнейшем очаге цивилизации Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности хозяйственных отношений Древнего Египта, как они развивались и как повлияли на современный Египет.
Основные задачи, которые решались для достижения данной цели:
1. сбор теоретического материала по данному вопросу
2. изучение собранного материала
3. анализ путей развития
4. сбор статистических данных.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………………….4
Глава 1: Формирование научных знаний в Древнем Египте
Наука в Древнем Египте………………………………………………………6
Ученые Древнего Египта………………………………………………………
Экономические знания Древнего Египта…………………………………….
Глава 2: Сельское хозяйство Древнего Египта и рабовладение
2.1 Сельское хозяйство древнего Египта………………………………………...
2.2 Ремесла в Древнем Египте…………………………………………………….
2.3 Рабовладение в Древнем Египте………………………………………………
Глава 3: Экономика Египта
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической истории.docx

— 213.28 Кб (Скачать файл)

Другим  металлом, известным египтянам с  глубокой древности, было золото. Его  в незначительных количествах добывали в рудниках на восточных окраинах страны. Основным же поставщиком золота с эпохи Среднего царства, то есть с начала II тысячелетия до н.э., для Египта стала Нубия. Эта страна, расположенная к югу от Египта, была чрезвычайно богата золотом, и египетские правители много раз предпринимали попытки захватить нубийские месторождения. Окончательно им удалось это сделать в эпоху Нового царства, и тогда нубийское золото потекло в Египет рекой.

Серебро было долгое время практически неизвестно египтянам. Большая часть изделий  из серебра и серебряных слитков  древнейших времен — явно привозные, скорее всего, из Азии. Впрочем, на территории Древнего Египта существовало несколько редких месторождений, где добывали естественный сплав серебра и золота — так называемый электрон, материал, весьма распространенный во всех развитых культурах Древнего Мира.

Наконец, сырьевым ресурсом в древнеегипетском ремесленном производстве были всевозможные материалы животного происхождения  — шерсть для прядильных работ, кожа, кости, сухожилия животных.               

 С древнейших  времен до примерно середины II тысячелетия до н.э. египетские ремесла развивались лишь на основе внутренних сырьевых ресурсов страны. Лишь с начала Нового царства, когда с военной добычей в Египет стали поступать неизвестные ранее материалы и — возможно — некоторые новые технологии, ремесленное производство поднимается на новую ступень. Новое царство, к тому же — время качественного скачка в развитии ремесел, именно за счет новых приемов обработки материалов.     

 Камнерезное мастерство

 Камень с  самого начала истории Древнего  Египта стал ведущим строительным  материалом в этой стране. В  искусстве обработки камня древние  египтяне достигли поистине небывалых  высот. Фактически Египет не  без основания можно считать  родиной искусства обработки  камня. Речь идет не только о множестве циклопических сооружений, воздвигнутых в Египте уже во времена Древнего царства — не забудем и про знаменитые каменные рельефы на стенах египетских гробниц, с редким искусством вырезанные в твердых породах и настолько совершенно отшлифованные, что современные исследователи до сих пор не сойдутся во мнении относительно шлифовальной техники древних египтян, несомненно, делавших все вручную.

Преобладает мнение, что древнеегипетские камнерезы  использовали для шлифовки кварцевый  песок, позволяющий обрабатывать даже достаточно твердые поверхности. Для  шлифовки же самых твердых пород  из известных древним египтянам — гранита и базальта — применялась крошка эти же самых камней. Гранитная крошка могла служить и универсальным абразивом при достаточно грубых работах — например, на начальных этапах обработки поверхности рельефа или статуи.

Древнеегипетские  камнерезы были знакомы и с  технологией сверления. Найденные  при раскопках древнеегипетские сверла представляют собой полые  металлические трубки, в которые  во время работы засыпался кварцевый  песок. Диаметр сверл доходил  порой до нескольких миллиметров  — такой тонкости добивались египетские мастера уже в глубокой древности.

Основная масса  египетских рельефов вырезана на достаточно мягком песчанике. Этот камень был широко распространен на территории Древнего Египта и с древнейших времен являлся  основным строительным и декоративным материалом при строительстве гробниц  и заупокойных камер фараонов, знатных вельмож и богатых  чиновник.

Именно сравнительная  легкость песчаника в обработке  способствовала развитию камнерезного искусства. Обнаруженные в древнеегипетских гробницах рельефы несут отпечаток  тщательнейшей обработки поверхности. Очень редко на этих рельефах можно  увидеть тонкие полоски — царапины от резца, соскользнувшего во время  работы.

Египетскому камнерезному и скульптурному искусству при  всей его монументальности определение  “монументальное” даже не очень подходит. Живость, легкость и непосредственность изображений и сценок, запечатленных  резчиками в камне, свидетельствуют  о необычайной художественной одаренности  и высоком мастерстве древнеегипетских камнерезов, умевших делать легкими  даже значительные по размерам каменные изображения.

Более твердые  материалы — гранит и базальт  — привозились в страну по преимуществу извне, либо в качестве военной добычи, либо вместе с дарами иноземных правителей.

Необходимо помнить, что камень как декоративный материал имел все-таки второстепенное значение. Основная область использования  камня в Древнем Египте — строительство, причем не столько жилищное, сколько  заупокойное. При той роли, какую  играл культ загробной жизни  в египетской культуре, неудивительно, почему всякий, кому позволяли средства, стремился обеспечить свое мертвое тело как можно более благоустроенным и долговечным пристанищем.

Древнейшие сохранившиеся  до наших дней египетские захоронения, построенные из камня, принадлежат знатным людям, единственным, кто в додинастический период и в эпоху Древнего царства мог позволить себе каменную усыпальницу. Эти усыпальницы известны сегодня под арабским наименованием “мастаба”.

Мастаба — “скамья”, раннединастическое захоронение с низким плоским надгробием.

Эти гробницы, в  которых погребальные камеры устраивались под землей, а сверху закрывались  невысоким плоским надгробием, стали  основной архитектурной формой египетских захоронений всех последующих веков. Пирамиды величайших фараонов Древнего царства — по сути, те же мастабы, только с огромными надгробными плитами.

Сами пирамиды и история их строительства заслуживают  отдельного разговора, здесь же мы остановимся  только на технологической стороне  процесса строительства.

Пирамиды складывались из огромных песчаниковых глыб, вырубавшихся из каменоломни целиком. Следы металлических  и каменных инструментов, применявшихся  древними каменщиками, позволили довольно точно воссоздать процесс добычи и обработки строительного камня  для царских усыпальниц.

Обычно на добыче строительного камня работали отряды “царских людей” — хемуу, выполнявших основную механическую часть работы под надзором более опытных каменщиков-инженеров. Известняк добывали открытым карьерным способом. Инженер намечал на поверхности скальной породы контуры будущего каменного блока, по сторонам “заготовки” прорубались узкие щели, в которые могли втиснуться рабочие, и начиналась вырубка монолита, углублявшаяся до заданной точки. После чего известняковый блок, вырубленный с трех сторон, откалывали от массива каменными молотками и металлическими долотами. За столетия добычи известняка, при практически неизменной технологии, древнеегипетские мастера  в буквальном смысле слова довели до филигранной тонкости “искусство каменоломни”. В некоторых текстах Среднего царства мастеров-каменотесов именуют “мастерами нагорья”, что свидетельствует о переходе каменотесов из простых хемуу в категорию квалифицированных ремесленников.

Гораздо большую трудность представляла добыча твердых горных пород — гранита и базальта. В этих каменоломнях египтяне, как позволили установить раскопки в каменоломнях, применяли методику примитивного перфорирования. На поверхности скалы обозначался контур каменного блока требуемой величины (порой, заметим, весьма значительной). Затем по всей длине разметки на равных расстояниях высверливались либо выдалбливались отверстия. В эти отверстия загоняли деревянные клинья и обливали их водой. Набухшее дерево разламывало породу, после чего оставалось извлечь каменную глыбу и придать ей приблизительно правильную форму.

Работы в каменоломнях представляли собой один из самых  трудоемких и тяжелых видов “царских работ”. На каждого работника отрядов  каменоломни полагалась норма порядка  двух кубометров камня в день.

Но вырубить из массива каменную глыбу весом  до двух-двух с половиной тонн было еще половиной дела. Другая половина — транспортировка добытого камня  из каменоломни к месту строительства, зачастую весьма удаленному от карьеров.

Древнейшим транспортным средством египетских строителей были деревянные сани-волокуши, на которые  грузили обработанные блоки, и отряды работников тащили этот груз к берегу реки. Там камень грузили на суда и водным путем сплавляли к  месту строительства. Основной сложностью в этом деле была даже не тяжесть камня, а необходимость полной синхронизации усилий рабочих, тащивших сани.

На самой “стройплощадке”  каменные глыбы проходили окончательную  обработку — выравнивалась поверхность  всех граней блока, при необходимости  вырубались небольшие углубления вдоль  ребер блока — как предполагают нынешние исследователи, для веревок, с помощью которых глыбы затаскивали наверх. Затем начинался подъем каменного монолита.

Ученые сломали  немало копий, пытаясь установить, каким  образом рабочие затаскивали  песчаниковые глыбы на огромную высоту (напомним — высота величайшей из египетских пирамид, пирамиды Хеопса — почти 150 метров). Помимо затаскивания блоков наверх с помощью рычагов и веревок, древние строители, очевидно, использовали оригинальную конструкцию, состоявшую из двух полукруглых деревянных сегментов-качелей. Каменный блок устанавливали на край качели, расположенной на нижнем уровне, фиксировали его и опускали пустой край качели (вероятно, также с помощью грузов). Край с каменным блоком поднимался на уровень края верхней качели, куда другой отряд рабочих перетягивал блок. Затем нижнюю качель поднимали выше, и операция повторялась. Этот способ подъема строительных блоков, реконструированный по косвенным указаниям, представляется если не окончательным ответом на извечный вопрос “как строились пирамиды”, то хотя бы версией не хуже многих других.

Как был создан мир? Как зародилась жизнь? Почему вымерли  динозавры? Как были воздвигнуты  египетские пирамиды?

Вряд ли мы когда-нибудь найдем удовлетворительный ответ даже на последний из этих вопросов, касающийся не доисторических глубин времени, а  человеческой истории, когда была уже  создана письменность. Версий относительно строительства пирамид ничуть не меньше, чем загадок, связанных с  этими величайшими в истории  человечества сооружениями. В числе  самых популярных — внеземное  происхождение пирамид (однако, вряд ли бы египетские летописцы не упомянули  о прямом вмешательстве богов  в процесс строительства царских усыпальниц). Также представляет своеобразный интерес одна из последних, откровенно курьезных, теорий — якобы пирамиды были отлиты из бетона, а поверхность каменных плит хранит следы плетеной опалубки из тростника. Непонятно лишь, зачем тогда строителям нужно было вырубать в каменоломнях каменные блоки такой правильной формы, а также —  как они вообще изготавливали бетон из песчаника,  причем с таким искусством, что литые глыбы невозможно отличить по структуре от природных.

Каменотесы трудились  в каменоломнях преимущественно  в сезоны, когда полевые работы не требовали присутствия основной массы работоспособного населения  на полях.

Впрочем, следует  отметить, что отряды квалифицированных  каменотесов состояли не из отбывающих ежегодную трудовую повинность крестьян, а из специально обученных хемуу. Крестьяне, равно как и рабы-иноземцы, привлекались к строительным работам лишь в качестве чернорабочих — тягловой силы.

Руководили всеми  строительными работами — будь то возведение пирамиды или храма —  образованные чиновники из высшей знати. До наших дней дошло имя первого  египетского зодчего Имхотепа, родственника фараона Джосера.

Имхотеп — едва ли не крупнейшая фигура в истории древнегипетского зодчества. Он был одним из образованнейших людей своего времени. Занимая при своем родственнике Джосере пост высшего государственного сановника-чети, Имхотеп обладал глубокими познаниями во всех областях науки. Врач, жрец, звездочет, но прежде всего — инженер. Имхотепу принадлежит идея создания первой египетской пирамиды — ступенчатой пирамиды Джосера, окруженной величественным погребальным комплексом сооружений культового характера. Весь мавзолей Джосера был опоясан стеной, формировавшей прямоугольный двор и объединявшей все сооружения мавзолея фараона в единое стилистическое целое. Усыпальница Джосера не имела себе равных среди всех остальных пирамид не размерами (тут ее оставили далеко внизу пирамиды Гизы),  а целостностью и математическим совершенством архитектурного решения. Фигура Имхотепа со временем приобрела мистические черты. Сами египтяне считали его великим магом, а греки отождествляли со своим божественным мудрецом и врачевателем Асклепием.                

 Кузнецы и литейщики

Египтяне довольно рано освоили металлическое производство. Уже в эпоху Древнего царства  получила распространение медь-биа, залежи которой имелись на подвластных египетским правителям землях Синая.      Кроме медной руды, из которой прямо на месте добычи выплавляли металл весьма примитивным способом, попадалась и самородная медь.

Биа — иероглифическое изображение плавильного тигля, обозначавшее понятие “медь”.

Долгое время  медь выплавляли, разводя костер под  каменными тиглями, сложенными из попавших мастерам под руку кусков. Тигель имел форму сапожка, в нижнюю часть  которого помещали куски руды. “Мысок”  сапожка открывался наподобие носика, и из него выливался выплавленный металл.

Несколько мастеров сидели на корточках возле огня и  дули через тростниковые трубки в  пламя, чтобы жар шел именно на медную руду. Этот тяжелейший способ поддува был изжит лишь в эпоху Нового царства, примерно в XV в. до н.э., когда были изобретены кузнечные мехи с ножным приводом.

Информация о работе Хозяйственные отношения в древнейшем очаге цивилизации Египте