Хозяйственные отношения в древнейшем очаге цивилизации Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности хозяйственных отношений Древнего Египта, как они развивались и как повлияли на современный Египет.
Основные задачи, которые решались для достижения данной цели:
1. сбор теоретического материала по данному вопросу
2. изучение собранного материала
3. анализ путей развития
4. сбор статистических данных.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………………….4
Глава 1: Формирование научных знаний в Древнем Египте
Наука в Древнем Египте………………………………………………………6
Ученые Древнего Египта………………………………………………………
Экономические знания Древнего Египта…………………………………….
Глава 2: Сельское хозяйство Древнего Египта и рабовладение
2.1 Сельское хозяйство древнего Египта………………………………………...
2.2 Ремесла в Древнем Египте…………………………………………………….
2.3 Рабовладение в Древнем Египте………………………………………………
Глава 3: Экономика Египта
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической истории.docx

— 213.28 Кб (Скачать файл)

Деревянные суда везли из отдаленных номов всевозможные товары — зерно, продукты, хлеб и  пиво, ткани, скот. Гребцы — до двух десятков человек на каждом корабле  — работали под руководством надсмотрщиков, задававших ритм командами и подгонявших  гребцов кнутами. В одной гробнице был найден такой кнут с написанным на рукоятке именем владельца —  царского чиновника, ведавшего перевозкой материала для строительства  гробницы своего господина и удостоившегося за хороший многолетний труд богатого погребения. Рукоятка кнута истерта  и изношена, что свидетельствует  о его более чем частом употреблении. Работа гребцов на царских судах  недаром считалась одной из тяжелейших повинностей для подневольных хемуу.

Дерево шло  не только для тяжелых грузовых кораблей, но и для увеселительных прогулочных  лодок, ходивших под парусом и  веслами. На этих лодках фараоны и  чиновники ездили на охоту, путешествовали по стране с осмотром своих владений.

Другой тип  судов — более легкий и простой  в изготовлении — лодки и плоты  из тростника.                

                

 Папирус

Папирус — род  осоки, произраставший в Древнем  Египте. Этот прочный и легкий в  обработке природный материал египтяне широко использовали во всех отраслях хозяйства. Папирус представляет собой  растение с широкими листьями и длинными (до трех метров в высоту) треугольными стеблями. Стебли преимущественно и  шли на все изделия.

Связки стеблей  папируса издавна применяли в  строительстве, пользуясь ими как  колоннами. Каменные колонны многих старейших египетских храмов обработаны таким образом, что рисунок на поверхности напоминает многократно  увеличенную связку тростника.

Из таких связок изготавливали и легкие парусные и весельные лодки для путешествия  вверх и вниз по реке и для перевозки  не слишком тяжелых грузов. Тростниковая лодка была вовсе не так проста в изготовлении, как это могло  бы показаться. Сначала надо было надергать  толстые длинные стебли в болотистых прибрежных зарослях. На верфи тростник очищали от листьев, отрезали корни  и начинали увязывать в связки. Каждую связку стеблей как можно  туже перевязывали веревками на равных расстояниях по всей длине. Несколько  подготовленных таким образом связок египетские корабелы водружали на особые козлы и начинали придавать форму  будущему судну. Нос и корма лодки  выгибались особым образом, и работники, поддерживая изогнутые стебли в  таком положении, начинали перевязывать связки вместе. Прочность и водонепроницаемость  лодки обеспечивались исключительно  за счет тщательного перевязывания  тростниковых связок, толщина которых  порой превышала размер человеческого  тела.

Веревки для перевязывания  плелись тут же на верфи, рядом  с лодкой. На веревки и канаты шли волокна из разрезанных папирусных стеблей и жесткая трава-хальфа.

Хальфа — очевидно, сорт сорной травы.

Помимо судостроительного  дела и жилищного строительства, папирус применялся в быту всеми  мыслимыми способами. Он обеспечивал  материал для плетения корзин, сосудов  и циновок. Для этого стебли расщепляли каменным ножом на тонкие волокна  и высушивали их на солнце. Мягкая сердцевина папирусного стебля шла, насколько  можно предполагать, даже в пищу.

Наконец, то, что  и прославило папирус в веках  — изготовление писчего материала. Египтяне научились изготовлять  из папируса прочный и долговечный  материал для письма.

Бумага из папируса оставила след не только в истории  мировой культуры, но и лингвистике. Во многих европейских языках слово  “бумага” восходит своими корнями  именно к египетскому “папирус”  — достаточно вспомнить английское “paper”, французское “papier”, а из славянских языков украинское название бумаги “папир”.

Технология приготовления  бумаги (будем называть ее так) из стеблей  папируса довольно несложна. Археологи  и исследователи древнеегипетской культуры неоднократно пробовали самостоятельно приготовить бумагу, подобную той, которой  пользовались древние египтяне. Делается она следующим образом.

Стебель очищают  от листьев, снимают прочную лубяную  оболочку, а внутреннюю часть стебля разрезают по длине на тонкие полоски, затем эти полоски тут же разрезаются  на куски одинаковой длины. Далее  еще сырые полоски необходимо отбить камнем или деревянным молотком, чтобы они стали шире и мягче. Полученные таким способом “полуфабрикатные”  заготовки рядами раскладывают на ровной чистой и сухой поверхности. Полоски  кладутся слегка внахлест, так, чтобы  край одной полоски чуть заходил  на край соседней. Выложив слой, размерами  соответствующий куску писчего  материала, который нужен, поверх точно  таким же образом выкладывают  еще один слой полосок, на сей раз  поперек нижнего слоя.

После этого поверх получившегося двухслойного “коврика”  укладывают небольшой груз, чтобы  высыхающие полоски не коробились. При высыхании тростниковые полоски  надежно склеиваются между собой, образуя лист готового к употреблению писчего папируса. На нем можно было писать или рисовать, причем даже в красках.              

Если писцы  составляли особенно большой текст, не помещавшийся на одном листе, “страницы” обычно склеивали при помощи состава, приготовленного, вероятно, из костей животных — примитивного клея. Папирусные свитки обладали немалой прочностью, и некоторые из них сохранились  в сухом воздухе гробниц в  очень хорошем состоянии, донеся до потомков повествования о различных  событиях жизни египтян и картины  повседневной жизни страны. 

 

 

                Кожа и кожевенное производство

Шкуры животных — как домашних, так и охотничьей добычи — использовались в Египте с древнейших времен. Область применения кожи была исключительно утилитарной  — от обуви до различного рода креплений. Кожаные ремни скрепляли части  мотыг древнеегипетских земледельцев, кожаные сандалии носило все население  — от бедняка до фараона.

Обрабатывать  кожу — дубить и красить ее —  египтяне научились очень рано. Снятые с животных шкуры прежде всего очищали кремневыми ножами, удаляя мясо с внутренней поверхности. После этого шкуру вымачивали в масле и дубили, используя для этой цели стручки египетской акации, содержавшие высокий процент природного дубильного вещества танина. Обработанную таким образом кожу растягивали на специальных козлах, добиваясь мягкости материала.

После обработки  мастера, трудившиеся в кожевенных мастерских при дворе фараона  или вельможи, начинали кроить ее. Более грубая кожа шла на изготовление обуви, из тонкой и мягкой шили футляры для хранения папирусных свитков. Самая тонкая кожа шла на изготовление еще одного писчего материала, известного египтянам — пергамента.

При этом не стоит  полагать, будто кожевенники, работавшие в мастерских над выделкой кож, и  скорняки, были всего-навсего ремесленниками-хемуу. Некоторые из них являлись царскими чиновниками, “посвященными в тайны”. Трудно сказать, что стояло на первом месте в деятельности таких чиновников — умение обрабатывать кожу и изготавливать из нее обувь или пергамент или административная работа. Очевидно, здесь имел место широко распространенный принцип, согласно которому мастер, руководящий той или иной мастерской, обязан был сам в совершенстве владеть навыками соответствующего ремесла.

Изделия из кожи, произведенные древнеегипетскими  ремесленниками, практически не сохранились  до нашего времени. За тысячелетия кожа истлела, и только по отпечаткам на металлических либо деревянных предметах  из гробниц можно примерно восстановить сферу хозяйственного использования  кожаных изделий. Обувь высшей государственной  знати, кожаные футляры, вероятно, богато украшались, но знали ли египтяне искусство  тиснения или только инкрустировали кожу — установить уже не удастся.  

 

 

                Ткачество и шерсть

Среди древнейших ремесел египтян не последнее  место занимают ремесла, тесно связанные  с исконными промыслами обитателей долины Нила — сельским хозяйством и животноводством. Речь идет о льноткачестве и прядении шерсти.

Египтяне начали культивировать лен практически  одновременно с ячменем. Искусство  обработки льна и изготовления тканей из него не моложе искусства выращивания  этого растения. Сноп льна характерной формы — перевязанный только с одной стороны,  у корня, является одним из древнейших иероглифов в системе письменности Древнего Египта.

Обработка льна и ткацкое ремесло являлись одним  из немногих занятий женщин в древнеегипетском хозяйстве. Сжатый на полях лен доставляли в мастерские, где его сначала  оббивали деревянными колотушками. После этой обработки становилось  легче снять наружную оболочку со стебля и раздергать стебель на податливые тонкие волокна.

Из этих волокон  ткали материю, причем выходившая из-под  рук египетских мастериц ткань уже  в эпоху Древнего царства отличалась разнообразием качества и плотности. Египетский лен, в течение всей древней  эпохи славившийся в мире, представлял собой широчайший ассортимент тканей — от грубого циновочного полотна до тончайших газовых материй.

Грубые ткани  шли на изготовление парусов, из плохо  обработанных волокон мужчины-работники  плели веревки. Ткани более высокого качества шли на покрывала и балдахины  кроватей.

Из простого материала  шили набедренные повязки и наголовники  для работников хозяйства “пер джет”, а тонкие, превосходной выделки материи, с многонитяной основой,  шли хозяину дома или на жертвоприношения в храмы. Очевидно, еще во времена Древнего царства существовало какое-то разделение по ткацким мастерских в хозяйствах различных номов, поскольку хозяйственные записи некоторых чиновников свидетельствуют об обмене между хозяйствами различными тканями.

Поначалу ткацкое  ремесло было уделом женщин, трудившихся  на дому, за примитивным ручным горизонтальным станком. Однако довольно рано ткацкое  ремесло стало важным элементом  хозяйственной деятельности “пер джет”, и ткацкие мастерские начали создаваться при вельможных хозяйствах и даже при дворе фараона. В них трудились и мужчины-ткачи. Судя по сохранившимся описаниям работы ткачей, труд их был тяжел и проходил в почти невыносимых условиях — в темных помещениях, куда не попадал луч света, люди целыми днями сидели на корточках перед станком, выполняя ежедневную норму. Невыполнение нормы каралось пятьюдесятью палочными ударами.

Ручной ткацкий  станок был усовершенствован лишь в  эпоху Нового царства, когда к  нему был добавлен ножной привод, значительно  повысивший производительность труда  ткачих.

Шерстяная пряжа, напротив, вошла в обиход египтян  достаточно поздно. Длиннорунная порода овец была ввезена в Египте в эпоху завоевательных войн фараонов X VIII династии. Тогда же и началась эпоха обработки шерсти и выделки шерстяных тканей.               

                

 Гончарное ремесло

Изделия из глины  — одно из древнейших ремесел обитателей долины Нила. Наряду с повсеместным использованием глины в жилищном строительстве (из не лепили сырцовые кирпичи), египтяне издревле умели лепить и обжигать глиняную посуду любой емкости. Древнейшие из сохранившихся на территории Египта образчиков глиняной утвари относятся еще к VI тысячелетию до н.э., времени освоения Египта. Конец додинастического периода отмечен уже весьма искусно сделанными и аккуратно обожженными глиняными сосудами.

Для кувшинов, чаш  и иных предметов утилитарного назначения глина готовилась тем же образом, что и для строительных кирпичей. Глину тщательно перемешивали с  мелко изрубленной соломой, обеспечивавшей большую вязкость материала и  впитывавшей лишнюю влагу. Вымешивали глину ногами, этот процесс описан в надписях раннединастических гробниц  как “утаптывание глины”.

В додинастическую эпоху сосуды лепили вручную, но уже с раннединастического периода входит в употребление простейший гончарный круг, установленный на вертикальной оси. Подмастерье вращал круг вручную, а мастер лепил на нем сосуд. Начиная примерно с IV династии, гончарный круг получает распространение на всей территории Египетского царства.

Обжиг сосудов  для придания им прочности проходил в специальных печах, довольно рано вошедших в обиход гончаров и сменивших  метод открытого обжига на костре.

Глиняные сосуды применялись не только в бытовой  жизни египетской семьи. В них  хранили запасы номовых и царских кладовых. Существовали отдельные кувшины для молока, пива и виноградного вина, о чем свидетельствуют пояснительные надписи возле рисунков посвященных работе гончаров, лепящих и обжигающих сосуды различной конфигурации. 

Конечно, глина  широко использовалась и в скульптуре — до наших дней дошло значительное число керамических статуэток, выполненных  с редким изяществом. 

 

 

                Пищевое производство

Последний среди  основных элементов усадебного хозяйства  “пер джет” и ремесленных комплексов последующих веков — пищевое хозяйство  “шнау”. Сюда входили пекарни, винокурни, пивоваренные помещения, а также места, где заготавливалось впрок мясо, рыба, мед из пчеловодческих хозяйств “пер джет”.

Шнау — “дом пищи”

В пекарнях трудились  исключительно мужчины, выпекавшие порядка двадцати различных сортов хлеба и лепешек. Что-то шло в  пищу работникам хозяйства, чиновникам и семье хозяина дома, что-то направлялось в храмы в качестве жертвоприношения. Помимо хлеба, в пекарнях “шнау” делали пирожные для хозяйского дома.

До наших дней не дошли рецепты сдобы и сладостей, которые подавались к столу вельмож  и фараона. Термин “пирожные”, нередко  встречающийся в переводах древнеегипетских текстов, носит довольно условный характер. Можно только предполагать, что основным компонентом сладостей был мед, поскольку культурное пчеловодство издревле практиковалось египтянами.

Работа в “доме  шнау” велась с применением самых простых средств. Сперва мужчины или женщины-рабыни толкли зерно в каменных ступах, чтобы вылущить его из чешуек. Затем очищенное зерно поступало на каменные жернова, которыми рабыни вручную растирали зерно в муку. Полученную муку затем просеивали через разноячеистые сита, отделяя тонкий помол от грубого. Мука грубого помола проходила еще одну обработку, до тех пор пока не удавалось растереть зерно в муку надлежащего качества.

Информация о работе Хозяйственные отношения в древнейшем очаге цивилизации Египте