Боги и мифы Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:55, реферат

Краткое описание

Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю существования древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6-4 тысячелетию до нашей эры. С тех пор она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте.

Вложенные файлы: 1 файл

Боги и мифы древнего Египта.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Мифология древнего Египта считается одной  из самых развитых и богатых, известных  за всю историю существования  древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6-4 тысячелетию до нашей  эры. С тех пор она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте. Это имело отношение к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь покланялась некоему мифологическому персонажу. Ярким примером этого может служить распространение культа богини города Саис Нейт в 7-6 веках до нашей эры одновременно с воцарением Саисской династии.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно  египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом[1] .

Ра  должен был принести бессмертие всему  государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила.

Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Развитие религиозных представлений  древних египтян

1.1 Религиозные  верования в Древнем Египте.

Религия древних египтян зародилась в  первобытно-родовых общинах и  прошла длительный путь развития до сложных теологических систем восточной деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма (например, поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления растений (например, священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст – в виде кошки, бога мудрости Тота – в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д.

Многочисленные  божества, почитавшиеся в различных  местностях, олицетворяли различные  природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух - мужскими божествами. Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олицетворяла миропорядок. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств[2] .

Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц[3] . Сокола Хора еще с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования государства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств.

На  более позднем этапе наблюдается  антропоморфизация божеств (т. е. наделение  их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми[4] . Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот – в виде человека с головой ибиса, и т. д.

Убийство  священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего  хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам  в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

Итак, религия в Древнем Египте была одна, но ее формы разнообразны. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в форме тотемизма, оказались в Египте необычайно живучими и исчезли лишь с исчезновением египетской религии. Местные культы претерпевали, разумеется, существенные изменения – менялись их содержание и форма, но самый факт их существования на протяжении тысячелетий – одна из основных особенностей египетского религиозного развития. Для жителя данной местности, во всяком случае для подавляющей массы жителей, местный бог был всем. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в греко-римское время.

На  протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Но подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других Геб. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов и убийца бога Осириса, то в Гераклеополе – он помощник бога Амона – Ра.

Египетские  боги и богини часто выступают  в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной  эпохи, подобное представление о  богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание  животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека[5] . Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности. В египетских мифах нашло отражение складывание сословного общества и деспотического государства. Некоторые боги становились покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии. Помимо этого, мифы в форме пророчеств донесли до нашего времени страх общественных верхов перед возмущением угнетенных низов.

Большую услугу в понимании египетских мифов оказывают изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся изображения богов – это окаменевшие мифы. Застывший язык формы и жестов, несмотря на всю свою условность, настолько универсален, что не нуждается в специальном переводе. Боги представлены в своем животно-человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели этих произведений, таким образом, донесли своеобразие духовной жизни древних египтян.

1.2 Господство  богов Египта.

Египетская  религия начиналась с обожествления природных стихий, животных и растений, окружавших каждый ном, и возникновения множества маленьких номовых пантеонов весьма аморфной структуры. Затем, по мере формирования единого государства, происходила «социализация» богов, они наделялись новыми для себя властными полномочиями в социуме, и одновременно маленькие пантеоны образовали один большой пантеон, впрочем, не менее аморфный.

«Быт» богов также напоминает картину, знакомую нам по Древней Месопотамии. Божество жило в храме, являющемся его домом («дом» и «храм» обозначались одним иероглифом), и обслуживалось жрецами, функции которых заключались в удовлетворении его вполне «человеческих» (или «животных») потребностей, а также в контроле за сохранностью и приумножением его имущества. Местом непосредственного обитания бога считался наос, особое каменное сооружение внутри храма, в котором располагалось его изваяние, скрытое за запечатанными деревянными дверями. Три раза в день священные двери раскрывались и божество «кормили», сопровождая эту процедуру предварительным умащением идола и сменой его одеяний[6] .

Обычно  бог «вел» скрытный «образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые  люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества, также имеющие сакральное значение. Наряду с отмеченным сходством, пантеон египетских богов обладал и ярко выраженными особенностями, резко отличающими его от пантеона богов «царства Шумера и Аккада».

Египетское  государство отождествлялось с  личностью царя, скрывающей в своей  тени все конкретные детали социального  механизма. Поэтому «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или родственников. В египетской культуре отсутствуют тексты, аналогичные «Энума Элиш», где глава пантеона является лишь «первым среди равных» и для получения определенных полномочий должен добиваться решения «совета богов», здесь верховный бог сосредоточивает в своих руках всю полноту власти и никому не подотчетен. Похожая ситуация воспроизводится и на уровне отдельных номов. Ядро номового пантеона составляет семейство богов, обычно представленное богом-демиургом, его женой и сыном (например, в Фивах это были Амон, богиня неба Мут и бог Луны Хонсу; в Мемфисе – Птах, богиня войны Сехмет и бог растительности Нефертум). Каждый демиург творит свой мир и абсолютно не стремится «вступать в долю» с другими богами. Отсюда возникает и упомянутая «аморфность» египетского пантеона[7] .

В отличие  от Древней Месопотамии, где все  боги образуют единое сакральное пространство, в котором каждый наделяется определенными  функциями, т.е. становятся «героями одного романа», в Древнем Египте такого «романа» не возникает, точнее, этот роман распадается на несколько не связанных друг с другом фрагментов. Единственной силой, придающей египетской мифологии видимость единства, является верховный бог, подобный фараону, связывающему множество номов в единое целое. Отметим в дополнение к этому, что, начиная со Среднего царства, в описаниях бога-творца и фараона наблюдается явный параллелизм: оба они представляются, во-первых, великими завоевателями, наводящими ужас на врагов, во-вторых, властителями мира, и, в-третьих, разумными правителями, заботящимися о подвластном им населении.

Обратим внимание на еще одну важную особенность  египетской мифологии. В Древнем  Египте практически отсутствует  характерное для традициональных  культур и многих культур древности  представление о верхнем мире, воспроизводящем по своей структуре земной, но населенном богами. Египетские боги, за редким исключением, обитают на земле или в царстве мертвых – «естественном» продолжении земного царства. Долина Нила является сакральным центром, объединяющим богов и людей. Уже упомянутые Амон-Ра, Осирис, Гор оказываются не властителями какого-то особого небесного мира, не связанного с земным, а первыми правителями Египта, и последующее благоденствие Египта во многом определяется их заботливым и мудрым правлением[8] .

Итак, религиозная реформа Эхнатона, в  результате которой бог Атон был  провозглашен единственным истинным правителем Египта, а сам фараон – его  сыном, стала логическим завершением  описанной традиции. Здесь представление о фараоне как единственном боге и о единственном боге как царе Египта получило свое наиболее законченное воплощение.

Древнейшие божества Египта

2.1 Великие  боги Египта.

Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амоном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах.

Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Как это следует из гелиопольской теогонии, Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма, и затем, оплодотворив себя, породил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, от которых затем произошли остальные боги эннеады. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.

Анубис – бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение – распластавшийся на брюхе шакал черного цвета  или собака, а также человек  с головой шакала или собаки. В  эпоху Древнего царства («Тексты  пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования. Культовый центр – г. Кинополь.

Геб – бог земли, сын Шу и Тефнут, породивший вместе со своей сестрой и супругой, богиней неба Нут, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду. Входил в гелио-польскую эннеаду богов. Зооморфные изображения практически отсутствуют, наиболее характерный облик – человек с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове. Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. Специальных центров почитания не имел, но являлся активным действующим лицом большого числа мифов, в частности был главным судьей в разрешении спора о праве на престол между Гором и Сетом, участвовал в суде Осириса над умершими.

Информация о работе Боги и мифы Древнего Египта