Хозяйственные отношения в древнейшем очаге цивилизации Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности хозяйственных отношений Древнего Египта, как они развивались и как повлияли на современный Египет.
Основные задачи, которые решались для достижения данной цели:
1. сбор теоретического материала по данному вопросу
2. изучение собранного материала
3. анализ путей развития
4. сбор статистических данных.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………………….4
Глава 1: Формирование научных знаний в Древнем Египте
Наука в Древнем Египте………………………………………………………6
Ученые Древнего Египта………………………………………………………
Экономические знания Древнего Египта…………………………………….
Глава 2: Сельское хозяйство Древнего Египта и рабовладение
2.1 Сельское хозяйство древнего Египта………………………………………...
2.2 Ремесла в Древнем Египте…………………………………………………….
2.3 Рабовладение в Древнем Египте………………………………………………
Глава 3: Экономика Египта
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической истории.docx

— 213.28 Кб (Скачать файл)

Что известно о египетских мудрецах, авторах этих учений? Прежде всего то, что среди них были многие (если даже не все) фараоны, считавшие своим долгом оставить духовное завещание своему наследнику, и не только для того, чтобы в такой форме передать ему накопленный опыт. Это делалось, в первую очередь, для того, чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы Справедливости. Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, — это поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре. Скорее всего, многие удивительные учения и тексты на папирусах, авторами которых были владыки Египта, были утрачены на протяжении долгой истории этой страны. Быть может, некоторые из них до сих пор погребены в песках Египта.

Авторами учений были также  и визири, которым фараон давал особые поручения. Они отвечали за то, чтобы законы гармонии и справедливости применялись на практике и были стержнем государственной жизни Египта. Самым известным из них был Птаххотеп, его поучения чудом сохранились на одном-единственном папирусе. Этот знаменитый визирь VI династии оставил письменное свидетельство своего богатого жизненного опыта, когда ему исполнилось 110 лет — а этот возраст традиционно приписывают мудрецам Египта. Другие мудрецы, например, Июпер, были также и пророками, предсказывали несчастья и катастрофы, которые обрушатся на людей, если те перестанут следовать законам справедливости. Среди хаоса и немилости богов они предлагали единственное решение, позволяющее возродить гармонию, — «искать Мудрость и применять ее в жизни». В Новом царстве в период расцвета Карнака, в то время, когда создавалась Долина Царей, в письменных свидетельствах появляются имена знаменитых мудрецов Египта: Ани, Аменемоп, Анхшешонк, Петосирис и многие другие...

Слово себайт (sebayt) на языке египтян означает «учение». В его основе лежит корень себа, обозначающий, среди прочего, «дверь» и «звезду». Учения египетских мудрецов удивительным образом выполняли роль дверей, открывающих путь к Мудрости. Они были подобны звездам, освещающим темноту и указывающим сердцу человека, что этот путь продолжается и в жизни, и после смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Экономические знания Древнего  Египта.

 

Об экономическом развитии Древнего Египта нам известно не так  много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились  лишь два документа о тех временах: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.). В «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару», где речь идет о правилах государственного управления и хозяйствования (Древний Египет XXII в.до н.э.). Еще одним из ранних источников является «Речение Ипусера» (Древний Египет XVIII в.до н.э.), в котором описан социальный переворот, разрушение  централизованной системы управления и последствия этого. Причины такого переворота – обширное взяточничество и коррупция чиновничества, рост масштабов домового рабства и ростовщичества.

В «Поучении Гераклеопольского царя своему сыну», наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. Правитель характеризуется как человек, “творящий правду” и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну- наследнику, автор “Поучения” (царь Ахтой) советует ему: “Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы”.

Приведенные положения  о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского  общества, заинтересованных в изображении  существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. В «Речении Ипусера» говорится об одном таком движении (1750 г. до н.э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие “страшные перемены”, содеянные “беззаконниками”. Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны. Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.

Произведения дидактической (поучительной) литературы, облечённые в литературную форму, дают законченную  систему рабовладельческой морали. Эти «Поучения» относятся к эпохам расцвета египетской культуры, к Среднему и Новому Царству, но некоторые из них восходят в своих прототипах даже ко времени Древнего Царства.

В «Поучении Птахотепа», содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного человека». Просителю, обиженному и пострадавшему, рекомендуется терпеливое смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам. Поэтому автор «Поучения» советует человеку не возноситься, стремясь заглушить в нём даже зачатки недовольства своей участью. «Если ты сидишь или стоишь в приёмной, то спокойно жди своей очереди. Внимательно смотри на слугу, который вызывает. Много места у того, кого вызывают. В приёмной царят свои законы, и всё здесь творится по землемерному шнурку. Бог предоставляет (людям) передние места... но локтями ничего не достигнешь».

Та же мысль о необходимости  укрепления рабовладельческого строя  красной нитью проходит через  два однотипных «Поучения»: мудреца  Ипувера и Ноферреху (текст на папирусе Государственного Эрмитажа в Ленинграде). В этих поучениях в образной и художественной форме описывается крупное восстание бедняков и рабов, происшедшее в конце Среднего Царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра» (папирус хранится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде), которое содержит в себе ряд советов относительно того, как управлять государством в это тяжёлое и смутное время. Царь говорит своему сыну о том, как он должен относиться к своим чиновникам и князьям, как он должен выбирать себе помощников, набирать войско, укреплять границы в Сирии. Не меньший интерес представляет и «Поучение царя Аменемхета I», в котором описывается покушение на царя, совершённое дерзкими мятежниками в самом царском дворце. Царь рассказывает об этом событии в образных и ярких выражениях: «Это случилось после ужина, когда уже наступила ночь. Я прилёг на час, чтобы отдохнуть, и спал на своей постели. Я устал и моё сердце начало дремать. И вдруг как будто раздался звон оружия и как будто бы спрашивали обо мне. И тогда я стал подобно змее в пустыне. Я проснулся, отряхнул с себя сон, чтобы одному вступить в бой, и заметил, что произошёл рукопашный бой среди моей охраны. Когда я быстро схватил в руки своё оружие, я прогнал наглеца... Но нет такого человека, который был бы сильным ночью, и нет возможности бороться одному... Неужели женщины подготовили сражение? Неужели борьбу подготовили внутри дворца? Неужели людей обманули, введя их в заблуждение относительно этого дела? Со дня моего рождения несчастье не подступало ко мне...» Рассказывая об этих событиях, царь советует своему сыну быть осторожным и никому не доверять. Все эти «Поучения» содержат множество исторических сведений и являются ценными источниками по изучению египетской культуры.

К «Поучениям» стоит  довольно близко одно литературное произведение, «Жалобы крестьянина», в котором  рассказывается, как один крестьянин просит вельможу вернуть ему отнятое  у него имущество. Красноречивого крестьянина  отправляют в царский дворец. Царь, восхищённый его красноречием, приказывает  выдавать крестьянину провизию и  с удовольствием слушает его  искусно построенные речи, восхваляющие справедливость царя.

Вывод: Потребности производства, социально-экономического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность же позволила их фиксировать и передавать следующим поколениям.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных  знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.

Познания египтян в  различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Зарождение научных знаний в Египте и других древнейших государствах не привело к появлению науки  в собственном смысле слова; можно  говорить только о ее элементах, которые пользовались главным образом в практических, утилитарных целях. Кроме того, египетская «наука» очень тесно связана с мифологией, религией и магией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сельское хозяйство и промышленность Египта.

 

2.1 Сельское хозяйство Египта.

 

Ранним царством называют период, охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства. 
    Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство. 
    Вся долина Нила является по существу гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает пребывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой почве осаждается ил, приносимый рекой с ее верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддается обработке и отличается исключительным плодородием. 
    Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

При ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. 
    Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий - мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово "область" (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники.        Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.

Как и в последующие времена, Верхний Египет - узкая долина реки в южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть  этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и  потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. 
    Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса.

В эпоху развитого неолита (V тысячелетие  до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. 
    Земледельцы неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Дикорастущие злаки могли произрастать в Северной Африке. Здесь в эпоху неолита был более влажный климат. Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось самостоятельным путем.

Ухудшение природных условий жизни  ранних земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их расселения по берегам  реки и стимулировать борьбу с  болотами и зарослями долины. Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.), которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка.

Покрытая болотами и озерами  дельта в целом была освоена позднее  долины Нила, но земледельцы и рыбаки ее южных окраин раньше перешли к  оседлости, чем население юга Верхнего Египта.

Их поля были расположены главным  образом на островах. Ранняя оседлость  населения позволяет предположить, что ирригационные работы могли быть начаты здесь. 
В результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила, тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамб и плотин. Для создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях воду паводка необходимое для посева время, наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила (с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-степной растительностью. Паводки Нила вызывались таянием снегов в Абиссинских горах, где брал свои истоки Голубой Нил, и тропическими ливнями в районе Великих озер Центральной Африки, откуда вытекал Белый Нил. Голубой Нил стремительно нес огромные массы весенней воды. Воды Белого Нила при слиянии с более бурным Голубым Нилом отбрасывались обратно к Хартуму, широко разливаясь, и образуя естественный водоем, который способствовал медленному спаду паводка в Египте и препятствовал его высыханию в период низкой воды. Воды паводка не только орошали почву, но и удобряли ее плодородным илом - минеральных частиц. На высоких берегах реки ил откладывался более толстым слоем, создавая рельеф долины, понижающийся к пустынным ныне нагорьям, который способствовал самотечному затоплению естественно орошаемых полей.

Информация о работе Хозяйственные отношения в древнейшем очаге цивилизации Египте