Характеристика рынка ценных бумаг и процесса его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать основы функционирования рынка ценных бумаг и изучить процесс его регулирования в Российской Федерации и за её пределами.
Достижению указанной цели служат следующие задачи курсовой работы:
1) определить сущность рынка ценных бумаг;
2) изучить методы его регулирования;
3) изучить международный и российский рынки ценных бумаг, их взаимосвязь, а также выделить особенности функционирования и регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика рынка ценных бумаг и процесса его регулирования - копия.docx

— 104.29 Кб (Скачать файл)

     Саморегулируемые  организации создаются на основании  разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Для создания такой организации требуется участие не менее 10 профессиональных участников и разработанный комплекс правил и положений. Это должны быть правила вступления и выхода в организацию, порядок получения доходов и осуществления расходов организации, правила защиты клиентов, ограничения в манипулировании ценами и др.

     Саморегулируемые  организации функционируют на рынках практически всех развитых стран, причём их роль постоянно увеличивается.51

     2.4 Модели регулирования рынка ценных бумаг

     Существует  две модели регулирования рынка ценных бумаг:

     1) регулирование фондового рынка осуществляется государственными органами управления, и лишь небольшая часть полномочий передаётся объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая системы существует во Франции;

     2) максимальный объём полномочий по регулированию рынка ценных бумаг передаётся государством саморегулирующим организациям – объединения профессиональных участников РЦБ. Но государство сохраняет за собой основную контрольную функцию. Такая система существует в Великобритании, Японии и развивается в России.52

     В большинстве стран мира государство  идёт по пути среднего между этими двумя крайними моделями.53

     В начале 90 – х гг. XX в. в России была выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором присутствуют и банки, и небанковские инвестиционные институты. Эта модель не предполагает объёмных ограничений на операции с ценными бумагами, модель агрессивного банка, способного иметь крупные портфели акций нефинансовых предприятий, окружающего себя различными небанковскими финансовыми институтами и осуществляющего реальный контроль их деятельности.54 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК 
 

     В условиях глобализации трудно представить  развитие РЦБ РФ обособленно от влияния мирового рынка. Открытость финансовых рынков определяет возможность поступления зарубежного капитала (в виде прямых и портфельных инвестиций), объёмы поступления которого в значительной степени зависят от процентных ставок, устойчивости курса валюты, различного рода рисков, а также от макроэкономических параметров развития конкретной страны. Кроме того, на состояние национальных финансовых рынков оказывает влияние и состояние мировой экономики и мировых финансовых рынков. Следует сказать о том, что РЦБ РФ сильно зависит от потока финансовых ресурсов, поступающих с мирового рынка капитала, и именно – динамика последнего определяет стабильную неравновесность РЦБ РФ, следовательно, РЦБ РФ – неравновесная экономическая система.55

       Становление российского фондового рынка в процессе рыночной трансформации экономики происходило революционным путём. Поэтому активно использовался опыт и модели фондовых рынков развитых стран. Этим обусловлено создание в РФ смешанной модели, предполагающей равноправное присутствие на рынке банков и небанковских инвестиционных институтов. Российский РЦБ как силу естественных причин, так и в результате столкновений полярных позиций таких регуляторов рынка, как Центральный банк РФ и в прошлом ещё Федеральной комиссии по РЦБ (теперь регулирующим органом является Федеральная служба по финансовым рынкам), развивался как противоречивая модель – конгломерат германской и американской. В результате, инфраструктура рынка акций (наличие регистраторов), реализация права собственности не ценные бумаги (именные ценные бумаги в РФ), существование крупных инвестиционных компаний построены по американскому образцу. Такие аспекты, как смешение роли инвестиционного и кредитного банков, владение кредитными банками крупными пакетами акций и их активная роль на рынке, присущи германской модели.

       В настоящее время можно говорить, что российский фондовый рынок  сложился и функционирует. Он  относится к категории развивающихся  рынков, для которых характерна  высокая доходность, но, как правило,  и более высокая степень риска.  В последние годы на российском  РЦБ произошёл ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов; укрепилась законодательная база; наработаны новые механизмы защиты прав инвесторов.56

  Так же, следует отметить, что для  российского фондового рынка  основным драйвером роста являются цены на нефть.57

    1. Этапы становления и развития рынка ценных бумаг в РФ

       Российский рынок ценных бумаг – один из самых молодых рынков в мире, становление и развитие которого можно разделить на несколько этапов:

     1) первый этап (1991 – 1992 гг.). 1991 год был первым годом интенсивного создания акционерных обществ, выпуска ценных бумаг, активизации участников рынка. Операции с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках сводились, по существу, к первичному их размещению (что для бирж совершенно не свойственно), причём на биржах доминировали акции самих бирж. Вторичного рынка не было вообще, заключались отдельные сделки по купле – продаже акций. В качестве позитивного следует отметить возникновение компьютерных сетей. Отдельно необходимо сказать о выпуске государственных ценных бумаг – облигаций. Этот период также характеризуется началом законодательного регулирования РЦБ: ставится вопрос о надёжности ценных бумаг, определении их рейтинга и т. д. Первые фондовые биржи начали свою деятельность.

     2) второй этап (1992 – 1994 гг.). Характеризуется выходом в обращение «именного приватизационного чека» – ваучера. Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инструмент. Активно заработали инвестиционно – финансовые компании, финансовые брокеры, фондовые отделы банков. Начали появляться чековые инвестиционные фонды, которые привлекали ваучеры населения, аккумулировали их и участвовали в чековых аукционах по приватизации предприятий. Правда, большинство из таких организаций кануло в лету. Неграмотные действия подорвали доверие к фондовому рынку. Отставание законодательной базы от реального развития РЦБ привело к краху многих существовавших в то время финансовых пирамид. Второй этап развития РЦБ закончился крахом финансовых пирамид. Все акции понизились в цене, а акционеры полностью разочаровались в российском фондовом рынке.

     3) третий этап (1994 г. – 4 – й квартал 1995 г.). Этот этап можно назвать депрессивным. Недавний крах финансовых пирамид и приближение парламентских выборов привели к ещё более сильному падению акций приватизированных предприятий.

     4) четвёртый этап (1996 г. – 17 августа 1998 г.). Его характеризуют два важных события – выпуск облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ),которые позволили переориентировать население  с покупки наличного доллара США на покупку данного инструмента, добиваясь тем самым возобновления доверия к РЦБ в целом; и введение валютного коридора. Инвесторы начали получать значительную прибыль в долларах США, инвестируя финансовые ресурсы в покупку безрисковых государственных ценных бумаг. Доход по данным финансовым инструментам значительно превышал темпы девальвации рубля. Доход по государственным ценным бумагам превышал порой 50 % годовых, что вносило дисбаланс в фундаментальные качества государственных ценных бумаг и в свою очередь ставило под сомнение полное выполнение обязательств по внутреннему долгу РФ. Отрицательное воздействие на РЦБ оказал азиатский кризис и значительное падение цен на энергоресурсы – основной источник валютных поступлений. Получив кредиты от МВФ Банк России начал удерживать рубль от падения, истратив за короткий срок несколько миллиардов долларов США. В результате произошёл отказ от выполнения обязательств по внутреннему долгу и значительная девальвация рубля. 17 августа 1998 г. Россия объявила дефолт по внутренним долгам. Последствия: российский РЦБ впал в глубокую депрессию, и недоверие к российским ценным бумагам возросло многократно.58

     С момента появления и вплоть до 1998 г. фондовый рынок РФ не выполнял тех функций в экономике, которые он выполнял в развитых странах, почти не работал на её развитие и обеспечение экономического роста.59

     5) пятый этап (17 августа 1998 г. – 2000 г.). Характеризуется восстановлением, стабилизацией и дальнейшим развитием российского фондового рынка. Основными чертами данного этапа являются: резкое сокращение доли государственных ценных бумаг на российском РЦБ; резкое сокращение объёмов вексельного обращения; рынок корпоративных ценных бумаг характеризуется торговлей акциями крупных предприятий топливно – энергетического комплекса и металлургической промышленности, имеющих экспортный потенциал; дальнейшее совершенствование нормативно – правовой базы регулирования РЦБ; отсутствие эффективных правовых механизмов функционирования РЦБ, что влечёт за собой недоверие со стороны широкого круга инвесторов.

     6) шестой этап (2000 г. – 2008 г.). Среди позитивных изменений РЦБ России можно выделить следующее: за 2000 – 2004 гг. ёмкость рынка и его ликвидности увеличилась более чем в 5 раз, капитализация рынка акций превысила 200 млрд. дол. и соотношение капитализации рынка акций к ВВП составляет 45 %; создана инфраструктура РЦБ и при этом качественно улучшилась индустрия рынка; повысился уровень корпоративного поведения; произошёл рост доверия инвесторов как отечественных, так и зарубежных к России.60

     7) седьмой этап. 2008 г. характеризует новый этап в функционировании фондового рынка РФ. Полномасштабный кризис, стартовавший в США, постепенно «инфицировал» экономики практически всего мира, в том числе и России. Его влияние на фондовый рынок выразилось в обвальном падении котировок по всем рыночным инструментам, снижении ведущих российских индексов, вызванных массовым сходом в российского рынка иностранных инвесторов.61

     Большое значение для стабилизации фондового  рынка и увеличения залоговой базы для рефинансирования имеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Их главная функция – сохранить сбережения населения. Важные потенциальные ресурсы рынка сберегательных ценных бумаг - накопления граждан в наличной иностранной валюте. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создаёт определённую альтернативу сбережениям в валюте.62

     3.2 Регулирование рынка ценных бумаг в РФ

     РЦБ РФ присуща вторая модель регулирования, то есть государство сохраняет за собой основную контролирующую функцию, но при этом большой объём полномочий передаётся саморегулирующим организациям.

     Ведущую роль в области государственного регулирования РЦБ РФ занимает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). На неё возложен контроль за деятельностью профессиональных участников РЦБ и определением стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг.63

     Государственными органами, регулирующими рынок ценных бумаг, также являются: Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам при Правительстве РФ; Министерство финансов; Федеральное казначейство; Государственный комитет по управлению государственным имуществом; Центральный банк РФ; Российский фонд имущества; Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

     В соответствии с Федеральным Законом «О рынке ценных бумаг» в задачи органов государственного регулирования входят: установление обязательных требований к профессиональным участникам РЦБ; регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроль за соблюдением правил, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ; запрещение занятий предпринимательской деятельностью на РЦБ без лицензии; защита прав владельцев ценных бумаг и контроль за соблюдением их эмитентами и профессиональными участниками рынка.64

     Определённое  место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулирующиеся организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СОПУ), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) – общероссийская саморегулируемая организация, объединяющая профессиональных участников фондового рынка. Ассоциация объединяет более 400 компаний. Филиалы НАУФОР действуют в 14 крупных городах России. Статус НАУФОР как саморегулируемой организации основан на Федеральном Законе «О рынке ценных бумаг» и разрешении, выданном ФСФР. НАУФОР устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на РЦБ, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Миссия НАУФОР состоит в совершенствовании правового регулирования РЦБ РФ, обеспечении условий профессиональной деятельности участников РЦБ РФ, установлении правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, защите интересов инвесторов.65

     Регулирование финансовых рынков в России имеет  свою специфику по сравнению с  механизмами регулирования в  развитых странах. В нашей стране внимание акцентируется на повышении  ликвидности рынка, в первую очередь, банковского сектора, и массивной  государственной поддержке, как  и в США. В Европе же большое значение придаётся совершенствованию рейтингов компаний, независимости, объективности и прозрачности работы рейтинговых агентств, предоставлению достоверной информации участникам рынка. К сожалению, в нашей стране этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Инфраструктура финансового рынка остаётся непрозрачной, отличается низкой эффективностью.66

Информация о работе Характеристика рынка ценных бумаг и процесса его регулирования