Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса

Содержание

Введение……………………………………………………………….....……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

 

Этап становления рыночного механизма в Республике Беларусь начался в середине 80-ых годов. На тот момент наша страна была еще в составе СССР. Укрепление либеральных позиций в экономике республике после распада СССР стало  сильным толчком для развития предпринимательства. На первых парах государство было сторонником принципа невмешательства в негосударственные секторы экономики. Бизнес процветал, не существовала нормативно-правовая база, которая должна регулировать отношения в данной сфере. Несмотря на отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, устаревшее и постоянно меняющееся законодательство и другие характерные для стран с переходной экономикой проблемы, частный сектор в это время в это время неуклонно расширялся как по числу официально зарегистрированных фирм, так и по количеству занятых в этом секторе экономике.

С 1994 года важнейшей государственной целью было провозглашено создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, развитие предпринимательства и создание благоприятной экономической среды. С этого времени государственная политика по отношению к развитию предпринимательства характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство предпринимало попытки оказать малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью, определились основные направления политики государства по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство установило многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль за деятельностью частных предприятий и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения. Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий и их вклад в экономику остаются практически неизменными.

Таким образом, становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории Беларуси можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап: до 1996 года – быстрый рост количества малых предприятий при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства;

2 этап: после 1996 года – переход  к жесткому государственному  регулированию и контролю предпринимательской деятельности, характеризующийся прекращением роста количества частных предприятий, снижением объемов внутренних и внешних инвестиций, падением производительности труда и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг.

Изменение нормативно-правовых условий деятельности субъектов малого предпринимательства, а также упорядочение деятельности мелкорозничных объектов (киосков, палаток) активизировало в сфере малого предпринимательства процесс преобразования индивидуальных предпринимателей в юридические лица.

Удельный вес малых предприятий в валовом внутреннем продукте республики в 2012 году составил 8,2% (2011 году – 7,2%).

В целом малыми предприятиями произведено 8,6 % от общего объема промышленной продукции. Объем розничного товарооборота, произведенного малыми предприятиями, составил 9,2% от общего объема. Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях работы предприятий и организаций Республики Беларусь представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 - Вклад малого предпринимательства в развитие народного хозяйства Республики Беларусь в 2009-2012 гг.

Показатели

2009

год

2010

год

2011

год

2012

год

А

1

2

3

4

Среднесписочная численность работников, %

8,1

8,2

8,4

8,5

Списочная численность работников в среднем за год, %

7,9

8,0

8,3

 

Средняя численность внешних совместителей, %

22,9

22,2

28,2

32,1

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, %

37,2

33,1

30,8

32,6

Валовой внутренний продукт, %

6,7

6,5

7,2

8,2

Выпуск товаров и услуг, %

7,3

6,8

7,4

8,6

Инвестиции в основной капитал, %

6,5

6,6

6,9

7,2

Розничный товарооборот, %

7,0

8,6

9,1

9,2


 

Отличается также и структура предприятий в разрезе отраслей в зависимости от формы собственности. Так, если среди малых предприятий государственной собственности преобладают промышленные предприятия, а далее идут предприятия торговли и общественного питания и строительства, то почти половину частных МП составляют предприятия торговли и общественного питания. Хотя доля промышленных предприятий лишь ненамного меньше, чем среди МП государственной собственности. Это обусловлено спецификой работы в каждой из областей и соответствует мировой практике.

Центром предпринимательской активности является город Минск и Минская область – 63,6 % малых предприятий. Гомельская область находится на втором месте по предпринимательской активности после Минской области -8,4% малых предприятий от общей их численности по Республике. Поскольку Гомельская область является второй по величине и по значению областью Республики Беларусь, приведенное выше распределение малых предприятий подтверждает тот факт, что уровень предпринимательской активности тем выше, чем крупнее регион и выше его промышленный потенциал.

Распределение числа малых предприятий по областям республики в 2009- 2012 годах представлено в таблице 4.

 

Таблица 4 - Распределение числа малых предприятий по областям Республики Беларусь

Области

2009 год

2010год

Темп роста 2010/

2009,

%

 

2011 год

Темп роста 2011/

2010,

%

2012 год

Темп роста 2012/

2011,

%

Ед.

в %

к

итогу

Ед.

в %

к

итогу

Ед.

в %

к

итогу

Ед.

в %

к

итогу

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Республика Беларусь

28310

100,0

27768

100,0

98,1

29044

100,0

104,6

30987

100,0

106,7

в том числе по областям:

                     

Брестская

2010

7,1

1843

6,6

91,7

1866

6,4

101,2

2002

6,5

107,3

Витебская

2155

7,6

2095

7,5

97,2

2225

7,7

106,2

2459

7,9

110,5

Гомельская

2292

8,1

2262

8,1

98,7

2375

8,2

105,0

2598

8,4

109,4

Гродненская

1921

6,8

1826

6,6

95,1

1816

6,3

99,4

1984

6,4

109,2

г. Минск

15224

53,8

14709

53,0

96,6

15713

54,1

106,8

16407

53,0

104,4

Минская

2744

9,7

2826

10,2

103,0

3030

10,4

107,2

3296

10,6

108,8

Могилевская

1964

6,9

2207

8,0

112,4

2019

6,9

91,5

2241

7,2

111,0


 

Данные о рентабельности малых предприятий по отраслям экономики за период 2009-2012 года представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Рентабельность малых предприятий по отраслям экономики за период 2009-2012 гг., %

Отрасли

2009

год

2010

год

2011

год

2012

год

А

1

2

3

4

Всего по Республике Беларусь

15,5

9,9

9,8

11,1

в том числе по отраслям

       

промышленность

13,5

9,3

9,1

10,1

сельское хозяйство

32,6

13,5

8,7

0,6

Строительство

14,2

13,2

12,1

14,5

транспорт и связь

5,1

3,3

5,0

5,0

торговля и общественное питание

25,1

13,9

14,1

18,8

материально-техническое снабжение и сбыт

14,1

-66,8

-49,8

-16,3

жилищно-коммунальное хозяйство

30,2

11,4

15,0

-1,9

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

6,3

7,8

11,3

6,1

здравоохранение, физическая культура и социальное

обеспечение

1,4

3,7

6,4

4,5


 

 

Правовые и организационно-экономические основы создания и функционирования центров поддержки предпринимательства (далее - центры) определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 г. №1111 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» На 1 марта 2011 г. в Реестр юридических лиц имеющих статус центра включено 40 юридических лиц.

В таблице 6 представлена информация о территориальном расположении центров в республике.

 

Таблица 6 - Расположение центров в областях республики

Наименование

Количество центров

А

1

2

1

Брестская область

5

2

Витебская область

3

3

Гомельская область

3

4

Гродненская область

3

5

Могилевская область

7

6

Минская область

7

7

г. Минск

12

ИТОГО

40


 

Основными направлениями деятельности центров в 2012 году являлись:

  • оказание информационных, консалтинговых услуг субъектам малого предпринимательства (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и деятельности субъектов предпринимательства и др.);
  • подготовка бизнес-планов и заявок на получение кредитов;
  • маркетинговые исследования;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • организация участия субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках и др.

В 2012 году услугами центров в республике было охвачено 49081 человек, что на 12,6 % больше в сравнении с 2011 годом.

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь