Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса

Содержание

Введение……………………………………………………………….....……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с достоинствами малому бизнесу присущи и некоторые недостатки. Это:

- более высокий уровень риска, обусловленный высокой степенью неустойчивости положения на рынке

-  большая зависимость  от крупных компаний,

- ошибки в управлении  собственным делом,

- слабая компетентность  руководителей,

- повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования,

- трудности в заимствовании  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов,

- неуверенность и осторожность  хозяйствующих партнёров при  заключении договоров и др.

Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации. Следует отметить, что Малый бизнес в рыночной экономике ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

 

 

 

1.2 Социально-экономическая  роль малого бизнеса 

 

 

 Мировая практика гласит,  что  в  странах  с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние  на развитие  народного  хозяйства,  решение  социальных   проблем, увеличение численности  занятых  рабочих.  По   численности  работающих,   по   объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых  работ субъекты  малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования. [4]

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малый бизнес является опорой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит внушительные доходы в местный бюджет. Малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Развитие малого бизнеса в различных странах осуществляется по-разному, но результат был получен одинаковый: массовое формирование малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль, как в экономической, так и социальной сфере.

В экономически развитых странах давно осознали, что наемный работник - плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.

Данная политика является выгодной и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности.

Примечательна позиция известного немецкого политика Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой мелкий предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели любой подвизающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время заменить. [5]

Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.

Эффект от деятельности малых предприятий достигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений с крупными компаниями. Это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости достигает 70 %, в стоимости продукции доля субподрядных, как правило, малых фирм составляет 25 - 30 %.

 Малые фирмы оказались на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических идей. Они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели. В расчете на одного занятого они создают почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жесткой ориентации на потребителя, гибкости в управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

Указанные свойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научных исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией. [23]

Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных монополизированных предприятий, не поддается быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства.

Очевидно, что при современных масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.  Анализируя  предпринимательскую  среду,  можно выделить  ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства. 

Во-первых,  сложная  экономическая  обстановка,   царящая   в   стране:

инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных  связей,  высокий  уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей. Во-вторых,  низкий  уровень  организационно-экономических  и   правовых знаний предпринимателей, отсутствие  должной  деловой  этики,  хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе. В-третьих, негативное отношение определенной части  населения,  которое связывает предпринимательство напрямую только  с  посредничеством,  куплей-продажей. В-четвертых, неотработанность  организационных  и  правовых  основ  для регулирования развития бизнеса на региональном уровне.  В-пятых, слабость государственной поддержки малого бизнеса. Сложившаяся экономическая  ситуация  негативно 

воздействует  на  малый бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и  рост  цен  на  все  факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства.  И  в  их числе в первую очередь  оказываются  предприятия,  которые  функционируют  в сфере производства товаров  и  бытовых  услуг  для  населения,  потребляющие сырье, материалы  и  др.,  стоимость  которых  постоянно  растет.  Налоговое давление также оказывает влияние на  производственные  предприятия  в  сфере

малого бизнеса. И сложившиеся  экономические  условия  подрывают  стимулы  к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Становление малого  бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь

 

2.1 Становление малого  бизнеса в Республике Беларусь

 

Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь началось около двадцати лет назад. За это время произошли достаточно большие перемены как в качественном, так и в количественном составе предпринимательских структур малого бизнеса, в государственной, а так же экономической политиках. Став независимой в 1991 году, наша страна стала преемником советского прошлого: нестабильную структуру цен, повышенную индустриализацию, заторможенность развития сферы услуг, дефицит частной собственности в частности в сельском хозяйстве. Внедрение изменений в экономике подвело экономику к спаду, который длился до 1996 г. Темпы экономического роста и его устойчивость зависят от эффективного использования основных факторов производства. Одним из наиболее важных факторов экономики является предпринимательство. В соответствии с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике Беларусь в 1997 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь до 2010 года. Был определен базисный период: 1996-2000 г.г., а также дополнительно - начало текущего пятилетия. Выделены два этапа. Первый (до 2005 г.) - это период развернутого построения рыночных отношений и создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований. Второй (после 2005 г.) - этап активной структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. [6]

В Программе отмечается, что при определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципа развития предпринимательства; рационального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства, дальнейшего формирования наиболее благоприятных условий для развития данного сектора экономики.

Практически все принципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют свое значение для разработки НСУР-2020 г.

Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. для экономики переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. В вышеназванной НСУР признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относится, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени уже сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая своей целью совершенствование регулирования предпринимательской деятельности для создания благоприятных условий динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" регламентировано понятие субъектов малого предпринимательства. [7]

Малое предпринимательство существует в следующих формах:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. Субъекты малого предпринимательства образуют разветвлённую сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса. [2]

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь