Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса

Содержание

Введение……………………………………………………………….....……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

Из них 52,5% составили предприниматели, работающие более одного года; 16,6% - граждане начинающие предпринимательскую деятельность; 9,5% - безработные; 4,1% - студенты; 17,3% - не имеющие отношения к предпринимательству.

Тематические курсы и семинары в текущем году проводились по следующим вопросам:

  • основы предпринимательской деятельности;
  • ведения кассовых операций; налогообложения;
  • ценовой политики;
  • законодательства о труде и охраны труда;
  • таможенного законодательства;
  • защиты прав потребителей и др.

В 2012 году увеличился объем средств, выделяемых субъектам инфраструктуры из областных бюджетов, для расширения спектра оказываемых услуг субъектам малого предпринимательства направленных на развитие и поддержку предпринимательства, решение проблем занятости населения в регионах и др.

Следует отметить, что затраты понесенные государством на создание и развитие центров, возвращаются в бюджет страны в форме налоговых отчислений центров. В 2012 году центрами уплачено налогов в бюджет - 400 млн. рублей (в 2011 году -276 млн. рублей). ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» стал лучшим центром поддержки предпринимательства в 2012 году и лауреатом конкурса «Лучший предприниматель» в соответствующей номинации в 2012 году.

Одним их наиболее значимых элементов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства являются инкубаторы малого предпринимательства). Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов определены Положением об инкубаторах малого предпринимательства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. N° 640 (в ред. постановления Совмина от 28.02.2002 N 288).

На 1 января 2013 г. в Реестр юридических лиц имеющих статус инкубатора, который ведет Минэкономики, включено 8 юридических лиц.

В таблице 7 представлена информация о территориальном размещении инкубаторов в республике.

 

Таблица 7 - Расположение инкубаторов в областях республики

Наименование области

Количество

Инкубаторов

А

1

2

1

Брестская область

-

2

Витебская область

1

3

Гомельская область

2

4

Гродненская область

1

5

Могилевская область

1

6

Минская область

1

7

г. Минск

2

Всего

8


 

Инкубаторы представляют на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, обеспечивают возможность коллективного пользования оргтехникой, проводят обучение, оказывают консалтинговые, информационные услуги арендаторам, содействуют в поиске партнеров, проведении маркетинговых исследований, разработке и внедрению субъектами малого предпринимательства новых технологий и др.

 

                       3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике  

                                Беларусь и условия его активизации

 

 

Законодательство Респубики Беларусь гарантирует:

  • право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
  • защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
  • научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
  • страхование предпринимательского риска;
  • запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

В общем помощь субъектам малого бизнеса имеет свои положительные эффекты, которые распространены не только в Республике Беларусь, но и в развитых зарубежных странах. Важное и неотъемлемой частью эффективного введения малого бизнеса является его инфраструктура.

Субъектами инфраструктуры являются:

1. центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.

2. инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.[11]

По состоянию на 14 сентября 2011 г. в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из  59 центров поддержки предпринимательства  и 14 инкубаторов малого предпринимательства. [10]

Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.

В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи – до 2 500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат – при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита – от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая. [11]

Начиная с 2010 года, БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства. Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии – до 3 лет.

Наделение БФФПП функциями гарантийного фонда является перспективным шагом в направлении развития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Наибольший прогресс в реформах наблюдался в регистрации предприятий. Благодаря принятию декрета № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась в рейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четыре процедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном уставном фонде, время открытия бизнеса сократилось почти на месяц.

С 1 января 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом законодательстве. Среди позитивных изменений можно отметить свободу выбора предприятия по квартальной или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволит немного сократить затраты по времени администрированию налога и получить временную экономию финансовых средств предприятия. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налогового законодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. [2] Это может отвлечь часть оборотных средств предприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключить рост цен.

Важной мерой по улучшению условий ведения малого бизнеса в стране и развития сферы услуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможность перевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.

И, тем не менее, принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали серьезное влияние на изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствия финансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властью были бы еще более ощутимыми.

Для дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Беларусь законом предусмотрена государственная поддержка, которая должна осуществляться по следующим основным направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
  • создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
  • введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
  • лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
  • реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
  • организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

Таким образом, для развития малого бизнеса, внедрения новых субъектов малого предпринимательства необходимо создать имущественную, финансовую и информационную поддержку органов государственного управления. Необходимо продолжать совершенствование законодательной базы, а так же либеральных условий для продвижения экономической деятельности в сфере малого бизнеса и предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследования, проведенные в данной работе, позволили  изучить все стороны малого бизнеса, его значимость в современной рыночной экономике, а так же определить проблемы развития и пути его активизации в Республике Беларусь.

Итоги изучения малого бизнеса дают возможность сделать выводы:

  1. Малый бизнес важная часть рыночной экономики. Без него государство не может полноценно функционировать и развиваться. Важная его функция состоит в том, что малый бизнес предоставляет большое количество рабочих мест. Так же не мало важно насыщение рынка товарами и услугами, производство специальных товаров. 

2 Малые предприятия сегодня  стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств

Таких успехов малый бизнесдостиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.

3 Малый бизнес Республики Беларусь  представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.

Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг.

4 Для активизации малого предпринимательства  в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь