Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

Объектом изучения являются меры поддержки малого бизнеса в России и за рубежом.
Именно поэтому, целью исследования является изучение механизмов поддержки малого бизнеса. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Определить понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике;
Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах;
Рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса;
4. Выделить основные формы и методы поддержки предпринимательства в России;
5. Перечислить и подробно рассмотреть все негосударственные структуры поддержки малого бизнеса.

Содержание

Введение
1. Сущность малого бизнеса
2. Основы государственной поддержки малого бизнеса
3. Формы и методы поддержки предпринимательства
4. Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Сущность малого бизнеса

2. Основы государственной поддержки малого бизнеса

3. Формы и методы поддержки предпринимательства

4. Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса

Заключение

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История малого бизнеса  своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря  ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право.

Актуальность данной темы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка

Надо также отметить, что в части географии, отношение  к малому бизнесу в стране неоднородно. В различных регионах суммы кредитов, предоставляемых фондами поддержки  предпринимательства, различны, как  и выделяемые министерством финансов квоты. С другой стороны, сам бизнес и финансовые организации также распределены по территории России весьма неоднородно.

В настоящее время  малый бизнес активно развивается  во всех странах мира, а его развитие во многом зависит от государственной  поддержки.

Объектом изучения являются меры поддержки малого бизнеса в России и за рубежом.

Именно поэтому, целью исследования является изучение механизмов поддержки малого бизнеса. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

  1. Определить понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике;
  2. Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах;
    1. Рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса;

4. Выделить основные  формы и методы поддержки предпринимательства в России;

5. Перечислить и подробно  рассмотреть все негосударственные структуры поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность малого бизнеса

 

Бизнес – это предпринимательская  экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.

Малый бизнес в настоящее  время – широко распространённое явление. Малое предпринимательство  – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.

Часто определение малого бизнеса связывают с критериями, по которым разделяют малое, среднее и большое предпринимательство: численностью персонала (занятых работников), величиной оборота (прибыли, дохода), величиной активов, размером уставного капитала. По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым определяют малое предпринимательство, превышает 50. Но почти во всех развитых странах первым критерием для малого бизнеса является численность работающих на предприятии.

Изучая численность  занятых на предприятии, (Таблица 1) можно сделать вывод о том, что она является оптимальной для сфер малого бизнеса, то есть такого количества занятых на малом предприятии людей достаточно для ведения малого бизнеса. И чем меньше товарооборот в определённой отрасли, тем меньше допустимое число занятых в ней.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие 3 месяца.

Малый бизнес можно разделить  не несколько видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

Все виды малого бизнеса  достаточно распространены практически  во всех сферах деятельности. Малый  бизнес находится в центре интересов  современного общества. Редко хотя бы один сектор любой развитой страны может функционировать без производства малым бизнесом продукции и услуг, так как именно благодаря развитию малого предпринимательства происходит развитие крупного производства.

Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление.

Однако, малому предпринимательству  помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.

 

 

 

2. Основы государственной поддержки малого бизнеса

 

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий.

Установлено, что в первые два  года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

 Указом были уменьшены в  2 раза налоговые ставки для  банков и страховых организаций,  которые обслуживают преимущественно  малые предприятия, занимающиеся  указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции.

 В соответствии с указом  малые предприятия были освобождены  от внесения авансовых взносов  по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.

За последнее десятилетие в  России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

1. В прошлом году президент России издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный аппарат системы  поддержки малого предпринимательства  включает государственные структуры,  ответственные за развитие малого  предпринимательства на федеральном  уровне.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их более 170.

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и  методы поддержки предпринимательства

 

В России существуют различные  организационные формы государственной  поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Возможно несколько  организационных форм предпринимательства  в зависимости от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь.

Например, чтобы арендовать помещения или найти сотрудников  для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о  тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.

Информация о работе Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса