Банки и банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение банковской системы и особенностей ее функционирования в РФ. В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть понятия банков и банковских систем, а также функции банков;
рассмотреть особенности построения банковских систем;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие банков и банковских систем 5
1.1 Понятие и основные функции банков. 5
1.2 Особенности построения банковских систем. 12
1.3 Центральный банк и его функции. Кредитно-денежная политика 16
2 Банковская система РФ (2004-2009 гг.) 27
2.1 Построение банковской системы в РФ 27
2.2 Деятельность российских банков 30
2.3 Центральный Банк РФ: направления и методы денежно-кредитной политики…….………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Вложенные файлы: 1 файл

очень готовый курсач(макра).docx

— 708.53 Кб (Скачать файл)
  1. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  2. осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с их банковских счетов.

Эти две группы операций непосредственно не влияют на объем  денежной массы в обращении, однако они также конституируют природу банков.

Кроме того, только банки могут:

-   привлекать во вклады и размещать от своего имени драгоценные металлы;

      -   выдавать банковские гарантии.

Таковы самые принципиальные характеристики, определяющие экономические

«координаты» банков [1, c. 11].

Так же рассмотрим основные функции банков в экономике.

Банковский сектор — это  элемент (подсистема) экономической  системы страны. Какие же особые функции он выполняет или должен выполнять?

Для начала следует отметить, что, во-первых, фундаментальные движущие силы экономического развития общества лежат вне банковской системы, во-вторых, господствующий в стране тип банков может значительно ускорять либо задерживать экономическое развитие, в-третьих, функции или роли центрального и коммерческих банков в экономике страны должны быть разными. С учетом отмеченного и, не акцентируя внимание на различиях между центральным и коммерческими банками, можно считать, что у них две комплексные функции.

Первая функция — это  обеспечение субъектов экономики  денежными средствами, необходимыми для текущих расчетов и платежей (деньги как средства предоплаты, средства обращения, средства платежа, средства для выполнения налоговых и иных обязательств), а также для развития экономики (денежные кредиты и прямые инвестиции в форме приобретения паев или акций хозяйствующих  субъектов, включая государственные, а также их облигаций и иных ценных бумаг). С этой точки зрения аккумулирование банками временно свободных денег предприятий, организаций и населения предстает не как функция, а как способ ее выполнения.

Эта первая функция банков позволяет рассматривать их как  организации для

финансового посредничества. В этом качестве коммерческие банки, в частности:

1) концентрируют у себя финансовые средства большинства участников хозяйственного оборота, объединяя разрозненные суммы  в общие денежные фонды, которые уже в силу своих значительных размеров представляют весьма серьезный экономический ресурс;

2) опосредуют расчеты  и платежи по большинству хозяйственных  сделок, которые заключают между  собой субъекты экономики, без  чего был бы практически невозможен  нормальный товарооборот в обществе, тем самым банки позволяют  указанным субъектам экономить  на так называемых транзакционных издержках (затраты на заключение и проведение сделок), минимизировать предпринимательские и иные финансовые риски;

3) проводят налоговые  и иные обязательные платежи  своих клиентов за их счет,

стараясь оптимизировать такие платежи;

4) обеспечивают сохранность, и даже приращение сумм, доверенных им клиентами;

5) обеспечивают перевод  наличных денег в безналичные и наоборот, своевременно снабжают клиентов необходимой наличностью;

6) на основании специальных  договоров управляют на доверительных  началах

деньгами и иным имуществом отдельных клиентов в их интересах  или в интересах указанных  ими лиц;

7) проводят валютообменные операции;

8) оказывая клиентам перечисленные  выше услуги, банки тем самым:

  1. проводят в жизнь денежную политику Центрального банка, а потому и экономическую политику государства, способствуют стабилизации денежного обращения в стране;
  2. формируют денежное предложение, в том числе предложение ресурсов для инвестиций;
  3. являются как бы проводниками или даже «поводырями» в рыночной экономике для других участников рынка (для их денежных потоков) — производственных предприятий, организаций торговли, небанковского финансового сектора и населения;

9) канализируют собираемые  средства в наиболее перспективные  отрасли экономики;

10) часть собственных средств в пределах разрешенных нормативов непосредственно или через свои дочерние компании (путь обхода указанных нормативов) вкладывают в уставные капиталы некредитных предприятий и организаций в целях совместного с ними хозяйствования и получения соответствующих дивидендов. В этом случае банки нельзя рассматривать как посреднические организации. Сфера действия банков и иных кредитных организаций — это сфера нематериального производства, где полезный труд воплощается в особом результате, имеющем, как правило, собственную стоимость, где вырабатываются свои особые продукты — услуги. У материального производства в принципе нет иной функции, кроме производства материальных благ. Равным образом функцией нематериального производства является производство услуг. В этом смысле банки и иные кредитные организации производят совершенно уникальную продукцию— банковские или денежные технологии, без которых не может обойтись ни один субъект хозяйствования и которые бесконечно разнообразны в разных банках, даже когда проводятся стандартные, казалось бы, операции.

Вторая функция банков как раз и состоит в обеспечении субъектов экономики специфически банковскими продуктами (технологиями работы с денежными средствами).

Рассмотренные функции банков в экономике являются объективно необходимыми. От них следует отличать:

  1. вменяемые банкам органами государственной власти объективно не свойственные им контрольные функции в отношении клиентов (контроль за кассовой дисциплиной клиентов, валютный контроль, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обеспечение выполнения налогоплательщиками — клиентами банков обязанности уплачивать налоги и сборы и т.п.). Расходы, связанные с исполнением данных публичных функций, покрываются за счет доходов коммерческого банка (доля таких расходов весьма значительна и они повышают стоимость банковских услуг);
  2. так называемые ролевые функции, которые банки подчас добровольно или вынужденно берут на себя и которые отражают намерения владельцев или иных лиц («карманный банк», «семейный банк», «банк этноса», «банк криминала», «авантюрный банк», «банк олигарха», «банк-дублер» или «банк-мост», «банк-двойник», «банк-пират», «банк-игрок», «банк-мираж», «банк-лис» и др.).

Как было показано выше, банковский продукт можно понимать как потенциальную  услугу, а банковскую услугу — как реализованный его продукт. Термин «банковский продукт» вполне адекватно отражает суть происходящего — производство банком собственного продукта, выступающего в форме услуги.  Последние, как известно, бывают двух видов: материальные и чистые (личные). Оказывая материальные услуги, организация производит новую стоимость (увеличивает национальный доход); денежную оценку могут иметь и чистые услуги. Таким образом, банки — организации производящие, в ходе своей полезной специфической деятельности увеличивающие объем ВВП, а не просто «финансовые посредники», оперирующие стоимостями, которые создают другие.

Банковский сектор — это  такая социально-экономическая отрасль  хозяйства и общественной жизни в целом, которая весьма остро и гибко реагирует на любые изменения как в экономической, так и социально-политической жизни страны. При этом важно иметь в виду, что в силу вовлеченности в сферу банковской деятельности и связанных с нею интересов предельно большого количества действующих лиц и значительных денежных сумм происходящие в ней процессы приобретают, как правило, глобальный характер и по степени воздействия на общество нередко сопоставимы с влиянием государства. Это свидетельствует о выдающемся месте банковской системы в любой экономике [5].

    1. Особенности построения банковских систем.

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности. В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции, т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).

Вышесказанное представлено на рисунке 2.

Центральный банк



 


Небанковские кредитные  организации


Коммерческие банки


Вспомогательные организации



 


Рисунок 2− Структура банковской системы

С учетом изложенного можно  утверждать, что банковская система  России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):

  1. Банк России;
  2. Агентство страхования вкладов (АСВ) как элемент верхнего уровня банковской системы;
  3. отечественные коммерческие банки и НКО;
  4. филиалы и иные территориально удаленные подразделения (кроме представительств) отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;
  5. зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;
  6. российские загранбанки и их филиалы за рубежом;
  7. действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;
  8. действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ.

Много недоразумений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Мировая и отечественная банковская практика и теория говорят, что совокупность действующих в стране банков и иных кредитных организаций может иметь одно - либо двухуровневую организацию.

Схематично взаимоотношения  банков в одноуровневой и двухуровневой  банковских системах изображены на Рисунке 3 и Рисунке 4 [10].

 

Рисунок 3– Одноуровневая банковская система [10]

Рисунок 4− Двухуровневая  банковская система [10]

 

 Первый уровень, верхний,  — центральный банк (иногда этот уровень может включать в себя и некоторые другие элементы), второй уровень, нижний, базовый, — коммерческие банки и прочие кредитные организации (небанковские). Иных принципиальных вариантов не существует.

Развитая банковская система  как элемент рыночной экономики  должна и может

быть только двухуровневой.

Тем не менее, в России по-прежнему появляются предложения конструировать

банковскую систему, которая  бы включала в себя больше уровней. Указанные предложения ошибочны, однако они своеобразно отражают некую объективную реальность, а именно достаточно сложную структурную организацию каждого из названных уровней, особенно второго, нижнего.

Во-первых, как уже было показано, этот уровень включает в себя, по крайней мере, два крупных блока — коммерческие банки и прочие кредитные организации (а если считать вспомогательные организации, то три блока). Все организации, входящие в указанные блоки, являются коммерческими, находятся на одном уровне логически и фактически. Следовательно, все элементы нижнего яруса банковской системы при всех различиях между ними занимают по крупному счету один уровень, поскольку, с одной стороны, не зависят друг от друга, равноправны, однопорядковы в рамках закона, могут согласовывать свои действия по принципу координации или конкурировать, а с другой — все они в равной мере должны подчиняться контролю и регулированию со стороны центрального банка (и других звеньев верхнего уровня, если таковые имеются в стране), с которым находятся в отношениях субординации.

Во-вторых, каждый из блоков, в свою очередь, также имеет достаточно сложную структуру и распадается на многоэлементные подуровни. Так, коммерческие банки могут и должны классифицироваться на самые разнообразные виды на основе разных критериев. Например, по общепринятому критерию формы собственности банки должны быть поделены на четыре вида: государственные; частные; кооперативные; смешанные. И ни один из этих видов, включая банки государственные (здесь не имеется в виду, конечно, центральный), на статус особого уровня банковской системы наряду с названными выше двумя уровнями претендовать не может.

Возьмем другой критерий —  характер деятельности, в соответствии с которым

все коммерческие банки делятся  на реально универсальные и фактически специализированные. На самом деле каждый универсальный банк обычно в каждый данный момент времени специализируется на ограниченном числе операций (использует на их проведение большую часть своих ресурсов). Равным образом в условиях России так называемые специализированные банки также проводят все требуемые Законом и нужные клиентам операции. В результате сама классификация в значительной мере условна. Но даже если между банками обнаружатся существенные различия по степени универсализации или специализации (предположим, один банк реально работает как универсальное заведение, не отдавая предпочтения никаким операциям и никаким клиентам, второй обслуживает главным образом строительные организации, т.е. приобрел отраслевую специализацию, а третий предпочитает иметь дело со страховыми

фирмами, т.е. является функционально  специализированным), сам по себе такой факт не может служить основанием для «конструирования» каких-то новых уровней банковской системы.

Еще один возможный критерий — модель (стратегия) выстраивания бизнеса,

Информация о работе Банки и банковская система