Антимонопольная политика – пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Автор ставит своей целью подробное рассмотрение понятий «конкуренция», «монополия» и «антимонопольная политика», как составляющих одного целого экономического процесса.
Исходя из целей, автор ставит следующие задачи:
раскрыть понятия конкуренции и монополии;
провести сравнительный анализ полезности конкуренции и монополии;
раскрыть понятие антимонопольная политика и рассмотреть процесс ее развития в период реформирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2
Часть 1. Конкуренция и монополия.
Понятие конкуренции …………………………………………………………………3
Понятие монополии………………………………………………………………….. .8
Цена и предельный доход при монополии…………………………………………...9
Эластичность спроса при монополии. Правило «большого пальца» при ценообразовании………………………………………………………………………13
Монопольная власть и ее источники. Коэффициент Лернера……………………...15
Виды монополий……………………………………………………………………….16
Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии……………………22
ВЫВОД………………………………………………………………………………………25
Часть 2. Антимонопольная политика.
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования….27
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период
реформирования экономики…………………………………………………………..31
2.3. Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор
формирования конкурентной среды…………………………………………………..35
ВЫВОД………………………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы…………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эк.теории.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Многостороннее сотрудничество стран СНГ на пути последовательного и поэтапного создания Общего экономического пространства – одно из основных условий достижения главной цели Экономического союза: обеспечить стабильное развитие национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня населения.

Вопросы, связанные с антимонопольным контролем, пресечением недобросовестной конкуренции, защитой прав потребителей, регулируются в рамках национальных законодательств государств специально созданными органами.

К основным задачам государственных антимонопольных органов старн Содружества относятся:

    • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
    • разработка и осуществление мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
    • защита законных интересов граждан (потребителей) от проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции. [10.335]

Одним из основных направлений деятельности антимонопольных органов с момента их образования является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. На сегодняшний день практически во всех государствах приняты основные законы в области антимонопольной политики.

В зависимости от степени готовности законодательного поля, обеспечивающего становление и развитие рыночной экономики, в ряде государств приняты специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности. В их числе – законодательные акты о рекламе, защите прав потребителей, естественных монополиях.

Созданные в государствах нормативная и правовая базы позволяют антимонопольным органам принимать необходимые организационные и административные меры совершенствования процессов демонополизации, включая принципы и методы ее реализации, при непосредственном участии органов исполнительной власти всех уровней.

Взаимодействие стран СНГ в области конкуренции играет положительную роль с точки зрения создания однородного правового пространства на территории СНГ. Базисные принципы координации и сотрудничества в области конкуренции закреплены в Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 г. (далее – Договор). Договор имеет своей целью создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон для проведения согласованной антимонопольной политики и развития конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущение действий, наносящих экономический ущерб интересам сторон монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией. Основными задачами Договора являются:

    • координация совместных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    • сближение антимонопольного законодательства государств-участников Договора;
    • создание условий для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;
    • согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, а также создание на этой основе механизмов сотрудничества.  [10.336]

Договор зафиксировал основные правила по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, определил основные термины и понятия, вошедшие впоследствии во многие законы стран СНГ.

В 1993 г. в соответствии с Договором о проведении согласованной антимонопольной политики был учрежден Межгосударственный совет по антимонопольной политике (далее – Антимонопольный совет), главной целью которого является эффективная реализация достигнутых договоренностей путем выработки единообразных правил, критериев и способов оценки монополистической деятельности. В своей работе Антимонопольный совет руководствуется Уставом СНГ, Договором о создании Экономического союза, а также соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, Положением о Межгосударственном совете по антимонопольной политике.

В соответствии с Положением Антимонопольный совет решает следующие основные задачи:

    • координация совместной деятельности сторон по созданию правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в общем экономическом пространстве;
    • содействие сторонам в разработке и совершенствовании национального законодательства по вопросам конкуренции;
    • разработка правил и механизмов реализации конкретных аспектов предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    • содействие сторонам в обмене нормативно-правовой, методической и другой информацией в области антимонопольной политики и конкуренции;
    • рассмотрение и разрешение споров между хозяйствующими субъектами сторон по вопросам, являющимся предметом Договора;
    • выработка и внесение предложений о разрешении спорных вопросов между сторонами по предмету Договора для рассмотрения на заседаниях Совета глав правительств;
    • организация экспертиз проектов документов, связанных с реализацией Договора;
    • выдача хозяйствующим субъектам сторон обязательных для исполнения предписаний по принятым решениям;
    • выход с ходатайствами и запросами о разрешении споров в Экономический суд СНГ. [10.338]

Помимо Антимонопольного совета существуют другие формы взаимодействия стран СНГ и их антимонопольных органов. Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» был заключен между Российской Федерацией и республиками Беларусь, Казахстан и Киргизстан в Москве 29 марта 1996 г. (в начале 1999 г. к этому Договору присоединился также Таджикистан). Этот Договор выдвигает необходимость дальнейшего интеграционного развития стран СНГ, в том числе в области конкуренции и создания благоприятных условий для свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов государств-участников договора. Договор открыт для присоединения к нему других членов. Для достижения этих целей учреждены органы управления интеграцией: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. Ближайшая задача государств-участников Договора об углублении интеграции – формирование единого экономического пространства, т.е. общего рынка товаров, услуг, капитал и труда.

Союз Беларуси и России формализован Договором и Уставом от 2 апреля 1997 г.

В экономической сфере задачами союза являются:

    • обеспечение динамичного экономического развития государств-участников Союза;
    • создание равных условий и гарантий деятельности хозяйствующих субъектов, единого экономического пространства государств-участников Союза;
    • формирование и реализация согласованной программы рыночных реформ с учетом особенностей экономического развития каждого государства-участника;
    • создание условий для свободной экономической конкуренции хозяйствующих субъектов;
    • развитие взаимной торговли и эффективное функционирование единого таможенного пространства;
    • создание условий для деятельности совместных транснациональных компаний;
    • другие направленные на укрепление Союза в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В развитие Договора разработан ряд программ, направленных на развитие Союза Беларуси и России. В рамках этих программ антимонопольные органы России и Беларуси координируют законодательства обоих государств в области антимонопольного регулирования и поддержки предпринимательства. В 1998 г. подписана «Организационно-правовая модель антимонопольного регулирования России и Беларуси», которая предусматривает координацию законопроектной деятельности сторон, создание единого информационного пространства, регулярное проведение консультаций и переговоров для выработки взаимоприемлемых решений.

25 декабря 1998 г. подписано  Соглашение между Российской  Федерацией и Республикой Беларусь  о создании равных условий  субъектам хозяйствования. [10.339]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

Государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости.

Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).

Последовательное проведение государством антимонопольной политики – важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России.

Глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

В июле 2006 г. принят принципиально новый Закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3. Одной из существенных его особенностей является введение четких и ясных критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект и не приводящие к недопущению и устранению конкуренции, могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми.

Закон вводит принципиально новый подход к контролю за распределением льгот и преимуществ, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики.

В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.

Многостороннее сотрудничество стран СНГ на пути последовательного и поэтапного создания Общего экономического пространства – одно из основных условий достижения главной цели Экономического союза: обеспечить стабильное развитие национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная антимонопольная (конкурентная) политика направлена на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг, защиту прав потребителей. Но она не должна ограничиваться только проведением мер по ограничению и пресечению монополистических действий и недобросовестной конкуренции, а также должна включать комплекс пропагандистских, учебных и разъяснительных мероприятий по формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Основной целью антимонопольной политики является создание условий для формирования добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов и устойчивому экономическому развитию, не допущение злоупотреблений доминирующим положением. 

В наследие административно-командной системы управления в начале 1990-х гг. российский рынок был высокомонополизированный. И этот фактор учитывался при создании Закона «О конкуренции…». Но применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода, поэтому за период действия Закон не раз подвергался редактированию, при этом основная концепция оставалась неизменной.

В своем программном заявлении руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев на расширенном заседании коллегии ФАС сказал следующее: «Формирование основ защиты конкуренции – стратегическая задача всех органов исполнительной власти. Формирование эффективной антимонопольной политики невозможно, если она не является политикой правительства».

Новая концепция Закона «О защите конкуренции» предполагает создание единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
  2. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  3. Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России / С. Авдашева; А. Шаститко // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – С. 100-116
  4. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов / - М.: Омега-Л, 2006. – 526 с.
  5. Князева И.В. Процессы концентрации на товарных рынках: методы антимонопольного регулирования. – Новосибирск: СибУПК, 2001.
  6. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / Ред. Цыганова А.Г. - М.: Логос, 1999. - 366 с.
  7. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. – 736 с.
  8. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы [текст] / Н. Розанова // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – С. 117-131
  9. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 592 с.
  10. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.
  11. http://fas.gov.ru/

Информация о работе Антимонопольная политика – пути совершенствования