Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа
Автор ставит своей целью подробное рассмотрение понятий «конкуренция», «монополия» и «антимонопольная политика», как составляющих одного целого экономического процесса.
Исходя из целей, автор ставит следующие задачи:
раскрыть понятия конкуренции и монополии;
провести сравнительный анализ полезности конкуренции и монополии;
раскрыть понятие антимонопольная политика и рассмотреть процесс ее развития в период реформирования экономики;
Введение…………………………………………………………………………………….2
Часть 1. Конкуренция и монополия.
Понятие конкуренции …………………………………………………………………3
Понятие монополии………………………………………………………………….. .8
Цена и предельный доход при монополии…………………………………………...9
Эластичность спроса при монополии. Правило «большого пальца» при ценообразовании………………………………………………………………………13
Монопольная власть и ее источники. Коэффициент Лернера……………………...15
Виды монополий……………………………………………………………………….16
Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии……………………22
ВЫВОД………………………………………………………………………………………25
Часть 2. Антимонопольная политика.
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования….27
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период
реформирования экономики…………………………………………………………..31
2.3. Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор
формирования конкурентной среды…………………………………………………..35
ВЫВОД………………………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы…………………………………………………………42
Многостороннее сотрудничество стран СНГ на пути последовательного и поэтапного создания Общего экономического пространства – одно из основных условий достижения главной цели Экономического союза: обеспечить стабильное развитие национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня населения.
Вопросы, связанные с антимонопольным контролем, пресечением недобросовестной конкуренции, защитой прав потребителей, регулируются в рамках национальных законодательств государств специально созданными органами.
К основным задачам государственных антимонопольных органов старн Содружества относятся:
Одним из основных направлений деятельности антимонопольных органов с момента их образования является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. На сегодняшний день практически во всех государствах приняты основные законы в области антимонопольной политики.
В зависимости от степени готовности законодательного поля, обеспечивающего становление и развитие рыночной экономики, в ряде государств приняты специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности. В их числе – законодательные акты о рекламе, защите прав потребителей, естественных монополиях.
Созданные в государствах нормативная и правовая базы позволяют антимонопольным органам принимать необходимые организационные и административные меры совершенствования процессов демонополизации, включая принципы и методы ее реализации, при непосредственном участии органов исполнительной власти всех уровней.
Взаимодействие стран СНГ в области конкуренции играет положительную роль с точки зрения создания однородного правового пространства на территории СНГ. Базисные принципы координации и сотрудничества в области конкуренции закреплены в Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 г. (далее – Договор). Договор имеет своей целью создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон для проведения согласованной антимонопольной политики и развития конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущение действий, наносящих экономический ущерб интересам сторон монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией. Основными задачами Договора являются:
Договор зафиксировал основные правила по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, определил основные термины и понятия, вошедшие впоследствии во многие законы стран СНГ.
В 1993 г. в соответствии с Договором о проведении согласованной антимонопольной политики был учрежден Межгосударственный совет по антимонопольной политике (далее – Антимонопольный совет), главной целью которого является эффективная реализация достигнутых договоренностей путем выработки единообразных правил, критериев и способов оценки монополистической деятельности. В своей работе Антимонопольный совет руководствуется Уставом СНГ, Договором о создании Экономического союза, а также соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, Положением о Межгосударственном совете по антимонопольной политике.
В соответствии с Положением Антимонопольный совет решает следующие основные задачи:
Помимо Антимонопольного совета существуют другие формы взаимодействия стран СНГ и их антимонопольных органов. Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» был заключен между Российской Федерацией и республиками Беларусь, Казахстан и Киргизстан в Москве 29 марта 1996 г. (в начале 1999 г. к этому Договору присоединился также Таджикистан). Этот Договор выдвигает необходимость дальнейшего интеграционного развития стран СНГ, в том числе в области конкуренции и создания благоприятных условий для свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов государств-участников договора. Договор открыт для присоединения к нему других членов. Для достижения этих целей учреждены органы управления интеграцией: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. Ближайшая задача государств-участников Договора об углублении интеграции – формирование единого экономического пространства, т.е. общего рынка товаров, услуг, капитал и труда.
Союз Беларуси и России формализован Договором и Уставом от 2 апреля 1997 г.
В экономической сфере задачами союза являются:
В развитие Договора разработан ряд программ, направленных на развитие Союза Беларуси и России. В рамках этих программ антимонопольные органы России и Беларуси координируют законодательства обоих государств в области антимонопольного регулирования и поддержки предпринимательства. В 1998 г. подписана «Организационно-правовая модель антимонопольного регулирования России и Беларуси», которая предусматривает координацию законопроектной деятельности сторон, создание единого информационного пространства, регулярное проведение консультаций и переговоров для выработки взаимоприемлемых решений.
25 декабря 1998 г. подписано
Соглашение между Российской
Федерацией и Республикой
ВЫВОД
Государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости.
Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).
Последовательное проведение государством антимонопольной политики – важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России.
Глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.
В июле 2006 г. принят принципиально новый Закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3. Одной из существенных его особенностей является введение четких и ясных критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект и не приводящие к недопущению и устранению конкуренции, могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми.
Закон вводит принципиально новый подход к контролю за распределением льгот и преимуществ, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики.
В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.
Многостороннее сотрудничество стран СНГ на пути последовательного и поэтапного создания Общего экономического пространства – одно из основных условий достижения главной цели Экономического союза: обеспечить стабильное развитие национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная антимонопольная (конкурентная) политика направлена на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг, защиту прав потребителей. Но она не должна ограничиваться только проведением мер по ограничению и пресечению монополистических действий и недобросовестной конкуренции, а также должна включать комплекс пропагандистских, учебных и разъяснительных мероприятий по формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Основной целью антимонопольной политики является создание условий для формирования добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов и устойчивому экономическому развитию, не допущение злоупотреблений доминирующим положением.
В наследие административно-командной системы управления в начале 1990-х гг. российский рынок был высокомонополизированный. И этот фактор учитывался при создании Закона «О конкуренции…». Но применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода, поэтому за период действия Закон не раз подвергался редактированию, при этом основная концепция оставалась неизменной.
В своем программном заявлении руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев на расширенном заседании коллегии ФАС сказал следующее: «Формирование основ защиты конкуренции – стратегическая задача всех органов исполнительной власти. Формирование эффективной антимонопольной политики невозможно, если она не является политикой правительства».
Новая концепция Закона «О защите конкуренции» предполагает создание единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Список используемой литературы
Информация о работе Антимонопольная политика – пути совершенствования