Антимонопольная политика – пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Автор ставит своей целью подробное рассмотрение понятий «конкуренция», «монополия» и «антимонопольная политика», как составляющих одного целого экономического процесса.
Исходя из целей, автор ставит следующие задачи:
раскрыть понятия конкуренции и монополии;
провести сравнительный анализ полезности конкуренции и монополии;
раскрыть понятие антимонопольная политика и рассмотреть процесс ее развития в период реформирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2
Часть 1. Конкуренция и монополия.
Понятие конкуренции …………………………………………………………………3
Понятие монополии………………………………………………………………….. .8
Цена и предельный доход при монополии…………………………………………...9
Эластичность спроса при монополии. Правило «большого пальца» при ценообразовании………………………………………………………………………13
Монопольная власть и ее источники. Коэффициент Лернера……………………...15
Виды монополий……………………………………………………………………….16
Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии……………………22
ВЫВОД………………………………………………………………………………………25
Часть 2. Антимонопольная политика.
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования….27
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период
реформирования экономики…………………………………………………………..31
2.3. Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор
формирования конкурентной среды…………………………………………………..35
ВЫВОД………………………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы…………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эк.теории.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Тема – антимонопольная политика – пути совершенствования

СОДЕРЖАНИЕ

 

№ страницы

Введение…………………………………………………………………………………….2 

Часть 1. Конкуренция и монополия.

    1. Понятие конкуренции …………………………………………………………………3
    2. Понятие монополии………………………………………………………………….. .8
    3. Цена и предельный доход при монополии…………………………………………...9
    4. Эластичность спроса при монополии. Правило «большого пальца» при ценообразовании………………………………………………………………………13
    5. Монопольная власть и ее источники. Коэффициент Лернера……………………...15
    6. Виды монополий……………………………………………………………………….16
    7. Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии……………………22

ВЫВОД………………………………………………………………………………………25

Часть 2. Антимонопольная политика.

2.1. Необходимость государственной  политики антимонопольного регулирования….27

2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период

       реформирования экономики…………………………………………………………..31

2.3. Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор

       формирования конкурентной среды…………………………………………………..35

ВЫВОД………………………………………………………………………………………39

Заключение…………………………………………………………………………………..40

Список используемой литературы…………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом исследования данной курсовой работы является политика антимонопольного регулирования, неотрывно связанная с такими понятиями, как «конкуренция» и «монополия», также рассматриваемые в данной работе.

В качестве теоретической основы для раскрытия выбранной темы были использованы: работа Доктора экономических наук И.В. Князевой, рассматривающей вопросы антимонопольной политики в России, совместная работа …. под редакцией И.А. Южанова, описывающая проведение совместной антимонопольной политики в странах Содружества, статья С. Авдашевой и А. Шаститко о модернизации антимонопольной политики, статья Н. Розановой о проблемах и перспективах антимонопольной политики в России.      

Автор ставит своей целью подробное рассмотрение понятий «конкуренция», «монополия» и «антимонопольная политика», как составляющих одного целого экономического процесса.

Исходя из целей, автор ставит следующие задачи:

    • раскрыть понятия конкуренции и монополии;
    • провести сравнительный анализ полезности конкуренции и монополии;
    • раскрыть понятие антимонопольная политика и рассмотреть процесс ее развития в период реформирования экономики;
    • описать процессы государственного регулирования антимонопольной политики.

В условиях современных рыночных отношений управленческий аппарат предприятий должен уметь быстро ориентироваться в условиях конкретного рынка, принимать обоснованные решения, а также уметь анализировать весь комплекс факторов и прогнозировать их изменение. Актуальность выбранной темы также обуславливается тем фактором, что создание конкурентной среды – неотъемлемое условие для развития рыночных отношений.

Знания в вопросе антимонопольной политики позволяют отстаивать свои экономические и правовые интересы в условиях конкурентного рынка.

 

 

 

 

Часть 1. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

 

    1. Понятие конкуренции.

 

В экономической литературе второй половины ХХ в., посвященной проблемам монопольных и конкурентных рынков, существует многообразие понятия «конкуренция».

Преимущественное положение в экономической литературе занимают определения, касающиеся поведения субъектов рынка.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона конкуренция рассматривается как «соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы».

А.Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил пять условий ее функционирования:

    • Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
    • Число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
    • Экономические субъекты должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;
    • Должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием;
    • Необходимо выждать время, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев. [4.С 17]

Сущность конкуренции, по мнению А.Смита, представляет совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Такая тенденция на рынке будет настолько длительной, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли, где могут быть получены более высокие прибыли. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества.

В начале ХХ в. изменились взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Основной критике подверглась модель совершенной конкуренции за чрезмерное внимание только к одному ее виду – ценовой конкуренции и за невозможность раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также за игнорирование роли научно-технических инноваций и воздействия государства на развитие и поддержку конкуренции.

Э. Чемберлин убедительно доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. Впервые монополия и конкуренция рассмотрены не как антитезы, введено понятие «монополистическая конкуренция», и термины, в него входящие, не исключают друг друга.

В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и возможностей использования уже существующих. [4.С 18]

Конкуренция - «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»1.

Автор учебника «Теория отраслевых рынков» Ф. Шерер трактует конкуренцию как «рыночную ситуацию, при которой число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж». [4.С 19]

Конкурентным является такой рынок, где контролирующими выступают интересы потребителей, а фирмы ведут борьбу за ограниченный объем их платежеспособного спроса.

Хотя конкурентные условия на различных отраслевых рынках никогда не бывают одинаковыми, процессы соперничества у них аналогичны, что позволяет рассматривать их через методологическую призму взаимодействия целого ряда сил (факторов). Профессор М. Портер выделяет пять конкурентных сил, результатом действия которых и является состояние конкуренции в отрасли.

  1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.
  2. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
  3. Потенциальное появление новых конкурентов.
  4. Рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья.
  5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции. [4.С 20]

Конкуренция, включающая разнообразный спектр взаимоотношений субъектов рынка, усиливается в противовес монополистическим целям как компаний-конкурентов, так и контрагентов – поставщиков и потребителей продукции. К факторам, усиливающим конкурентное поведение, относятся:

    • Диверсификация производства крупных компаний;
    • Развитие новых технологий, опережающее развитие научно-технического прогресса;
    • Выравнивание размеров и возможностей компаний, действующих на рынке;
    • Увеличение числа малых и средних фирм, повышение эффективности их функционирования;
    • Увеличение числа конкурентов в условиях экономического роста, глобализации и интернационализации рынков, либерализации международной торговли, региональной интеграции;
    • Использование маркетинговых подходов в управлении, позволяющих осуществлять приведение всех ресурсов фирмы в соответствие с требованиями и возможностями рынка;
    • Появление разнообразных рыночных стратегий и корпоративных программ для достижения конкурентных преимуществ;
    • Сегментация рынков, формирование рыночных ниш и развитие целевой аудитории потребителей;
    • Сокращение жизненного цикла товаров;
    • Устойчивое расширение рыночного спроса благодаря экономической и политической стабильности в мире;
    • Рост благосостояния потребителей, что предопределяет низкие затраты потребителя при переключении его с продукции одного производителя на продукцию другого;
    • Активное потребительское поведение, которое становится мощной конкурентной силой, позволяющей владеть рычагами контроля за ценами, качеством, сервисом и пр.;
    • Проведение государством конкурентной и антимонопольной политики. [4.С 21]

Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, и, прежде всего, на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. [4. 22]

 

    1. Понятие монополии.

 

Противоположностью конкуренции является монополия, которая существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, у которого нет близкого заменителя и множества покупателей. [9.С 182]

В словаре Брокгауза и Ефрона монополия характеризуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях».

Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившихся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления». [4.23]

К основным признакам монополии (при отсутствии диверсификации цен) следует относить:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит уникальный  продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

3. Фирма-монополист воздействует  на рыночную цену. Кривая спроса  у монополиста имеет отрицательный  наклон. Монополист «ищет» ту  цену, которая приносит ему максимальную  прибыль. Но это не означает, что  монополист может назначить сколь  угодно высокую цену.

4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления  в отрасль.

5. Существуют ограничения в доступности  информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете  технологию производства своей продукции. [9.183]

 

    1. Виды монополий.

 

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам. Представим следующие классификационные признаки монополий: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения (Рис.1.).

 

 

 

Рисунок 1.- Классификация различных видов монополий

 

 

По характеру движущих сил можно выделить три типа монополии: естественную, продуктовую и протекционистскую.

Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно, спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, а какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы.

Информация о работе Антимонопольная политика – пути совершенствования