Антимонопольная политика – пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Автор ставит своей целью подробное рассмотрение понятий «конкуренция», «монополия» и «антимонопольная политика», как составляющих одного целого экономического процесса.
Исходя из целей, автор ставит следующие задачи:
раскрыть понятия конкуренции и монополии;
провести сравнительный анализ полезности конкуренции и монополии;
раскрыть понятие антимонопольная политика и рассмотреть процесс ее развития в период реформирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2
Часть 1. Конкуренция и монополия.
Понятие конкуренции …………………………………………………………………3
Понятие монополии………………………………………………………………….. .8
Цена и предельный доход при монополии…………………………………………...9
Эластичность спроса при монополии. Правило «большого пальца» при ценообразовании………………………………………………………………………13
Монопольная власть и ее источники. Коэффициент Лернера……………………...15
Виды монополий……………………………………………………………………….16
Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии……………………22
ВЫВОД………………………………………………………………………………………25
Часть 2. Антимонопольная политика.
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования….27
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период
реформирования экономики…………………………………………………………..31
2.3. Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор
формирования конкурентной среды…………………………………………………..35
ВЫВОД………………………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы…………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эк.теории.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Принципы и методы реализации антимонопольной политики

Таблица 2

Принципы

Методы

  1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации
  1. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных, межрегиональных и других барьеров).
  2. Поддержка малого предпринимательства.
  3. Проведение политики демонополизации производства и обращения.
  4. Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них.
  5. Совершенствование антимонопольного законодательства
  6. Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий.
  1. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

 

  1. Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке.
  2. Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции.
  3. Пресечение недобросовестной конкуренции.
  4. Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
  1. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции
  1. Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка.
  2. Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка.
  1. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов
  1. Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления.
  2. Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское.
  3. Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства.
  4. Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

 

2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики.

Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг имеет структуру, показанную на рис. 8 [4.195]:

Рисунок 8.- Структура антимонопольного законодательства Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 г.

 

В российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности относится к марту 1991 г., когда был принят Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:

  • наличие административно-командной системы управления, устойчивый и массовый дефицит, многократно обостряющий конкуренцию потребителей и превращающий всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;
  • концентрация и специализация производства. В конце 1980-г гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России. Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант – это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации, что потребовало принятия ряда законов для определения организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.  

При разработке Закона «О конкуренции…» учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования  и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния экономики Российской Федерации.

Применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменения и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи. [4.196]

Принятие Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также нового гражданского кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Закон «О конкуренции…».

Новой редакцией 1995 г. уточнены сфера применения Закона, важнейшие его категории; значительные дополнения предусмотрены в разделе, касающемся государственного контроля за процессами концентрации на товарных рынках. Определенным изменениям подверглась терминология, относящаяся к пресечению недобросовестной конкуренции в сфере эксплуатации интеллектуальной собственности. Для предупреждения монопольных (олигопольных) слияний и объединений устанавливается предварительный контроль за созданием, ликвидацией, слиянием и другими видами преобразований коммерческих организаций в целях ограничения рыночной концентрации путем выборочного запрета некоторых видов «крупных» слияний или подобных им договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами (ХС).

Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, является введение Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее – Реестр).

Целевое назначение Реестра – подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля за соблюдения ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике. [4.197]

Практическая работа по формированию Реестра показала, что с 1997 г. количество включенных в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и их снижение. По состоянию на 1 января 2005 г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 – в федеральный раздел.

В конце 2002 г. была предложена новая редакция Закона «О конкуренции…», включающая изменения и дополнения действующих положений антимонопольного законодательства. [4.198]

В июле 2006 г. принят принципиально новый Закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3, предметами и целями которого являются:

«…1. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными  органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

2. Целями настоящего Федерального  закона являются обеспечение  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности  в Российской Федерации, защита  конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков»2.

Закон предусматривает изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. Одной из существенных его особенностей является введение четких и ясных критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект и не приводящие к недопущению и устранению конкуренции, могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми.

Закон вводит принципиально новый подход к контролю за распределением льгот и преимуществ, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Для повышения действенности антимонопольного контроля в Законе конкретизированы нормы, определяющие обязанность хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефициариях) и об участвующих в сделках оффшорных компаниях.

Ответственностью за нарушение антимонопольного законодательства может быть «Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход»3.

Политика антимонопольного регулирования России осуществлялась не только за счет совершенствования базового Закона, применяемого для товарных рынков, но и других законодательных актов, достаточно самостоятельных по своей сущности.

Важное место в антимонопольной практике занимает контроль за деятельностью субъектов естественных монополий. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-Ф3 «О естественных монополиях» распространялся только на деятельность субъектов естественных монополий, регулируемых федеральным законодательством. Круг естественных монополий составили исключительно отдельные базовые сферы инфраструктурных отраслей.

Специфика рекламной деятельности, выражающаяся в обслуживании коммерческого оборота с целью стимулирования сбыта товаров, уже в начале 1990-г годов показала чрезмерную обобщенность и явную недостаточность норм, направленных против недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способности ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред. В июле 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.03.1995 № 108-Ф3 «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законодательства и устанавливающий правила поведения фирм на рынке рекламной продукции.

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», разработанный МАП России, принят летом 1999 г. и вступил в силу только с 1 января 2000 г., что свидетельствует о наметившемся влиянии МАП на деятельность финансовых организаций наравне с Центробанком России, ФКЦБ России, Минфином России.

За последние годы в основном сформированы направления конкурентной политики и система антимонопольного законодательства, охватывающего практически все сферы экономической деятельности, создан профессиональный антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления), который может осуществлять новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировке государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм. [4.205]

 

    1.   Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор формирования конкурентной среды.

Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды относятся к важнейшим факторам перехода к рынку. Для стран Содружества это особенно актуально, так как монополизация сегментов народного хозяйства в советское время носила гипертрофированный характер. В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.

Информация о работе Антимонопольная политика – пути совершенствования