Антимонопольная политика – пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Автор ставит своей целью подробное рассмотрение понятий «конкуренция», «монополия» и «антимонопольная политика», как составляющих одного целого экономического процесса.
Исходя из целей, автор ставит следующие задачи:
раскрыть понятия конкуренции и монополии;
провести сравнительный анализ полезности конкуренции и монополии;
раскрыть понятие антимонопольная политика и рассмотреть процесс ее развития в период реформирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2
Часть 1. Конкуренция и монополия.
Понятие конкуренции …………………………………………………………………3
Понятие монополии………………………………………………………………….. .8
Цена и предельный доход при монополии…………………………………………...9
Эластичность спроса при монополии. Правило «большого пальца» при ценообразовании………………………………………………………………………13
Монопольная власть и ее источники. Коэффициент Лернера……………………...15
Виды монополий……………………………………………………………………….16
Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии……………………22
ВЫВОД………………………………………………………………………………………25
Часть 2. Антимонопольная политика.
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования….27
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период
реформирования экономики…………………………………………………………..31
2.3. Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор
формирования конкурентной среды…………………………………………………..35
ВЫВОД………………………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы…………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эк.теории.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями производства и реализации продукции. В подавляющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей-коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления, - транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и др. Следует заметить, что в последние годы в мировой практике даже в этих сферах осуществляются попытки создания конкурирующих структур. [4.27]

Достижение монопольного положения может быть как результатом активного внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиально нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использования технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара-заменителя такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции. В связи с тем, что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

Возникновение протекционистских монополий связано с активной политикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого существенные административные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются прямые субсидии и льготы, включая освобождение от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов и др.

Протекционистские монополии при малоэффективной деятельности могут добиваться успешных экономических результатов за счет манипулирования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. Протекционистские монополии, действуя в условиях государственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально важный фактор, предопределяющий особенности их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатами законодательно не урегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка могут быть нарушение экономического равновесия на рынке, технологические и социальные конфликты, проявление монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.

По форме собственности можно выделить два типа монополий: частную и государственную. [4.28]

Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных в перспективе условий для деятельности.

Особенность государственной монополии состоит в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.

По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования монополий – экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный).

В основе данной классификации лежат географические границы рынка, на котором осуществляет свою деятельность монополия. Соответственно, масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться. В условии глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму транснациональных монополий (например, компания «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов).

Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн «АвтоВАЗ» и др.

Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе. [4.29]

Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно закрыты.

По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.

Организационная монополия возникает путем договоренностей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картелей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.).

В экономической теории различают следующие формы монополистических объединений:

    • Картель – монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод;
    • Синдикат – форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей.

Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;

    • Трест – монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объединение производства и сбыта, финансов и управления;
    • Многоотраслевой концерн - монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.

Типичными современными концернами являются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ). [4.30]

Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уникальных продуктов, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и появления товара-заменителя.

Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.

В условиях, когда предприятие может воздействовать на цену товара, изменяя его количество, в его действиях даже на конкурентном рынке возможны монопольная власть и монополистическое поведение. [4.31]

В современных условиях экономическая жизнь общества реагирует на наличие двух противоположных тенденций: с одной стороны, на развитие активного конкурентного соперничества, с другой – на рост влияния на рынок монополистического поведения отдельных групп фирм для достижения определенных целей. Монополистическое поведение усиливается вследствие:

    • ускорения концентрации и централизации капитала, слияний и поглощений компаний;
    • усиления дифференциации продуктов;
    • уникальности производимого продукта или услуги;
    • роста ограничений на использование ресурсов;
    • ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях;
    • преимуществ реализации конкурентных стратегий компаний, сочетающих знание условий функционирования рынка и грамотное управление компанией;
    • усложнения отраслевой структуры производства, резкого повышения роли инфраструктуры;
    • открытия рынков отдельных стран международному капиталу, расширение роли транснациональных корпораций;
    • скорости роста рынка;
    • активизации горизонтальной и вертикальной интеграции;
    • активной государственной поддержки и помощи отдельным субъектам рынка;
    • согласованного поведения (картеля) на рынке независимых субъектов.

С увеличением размеров отдельных субъектов рынка обычно растет их экономическая сила и власть. Рыночной силой продавца признается способность, извлекая прибыль, поддерживать цены выше конкурентного уровня на протяжении достаточно продолжительного времени. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Степень, до которой продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть абсолютным монополистом – достаточна доля рынка, превышающая 65%.

В российском законодательстве такое положение называется доминирующим. Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке либо товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. Такое положение дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Монопольная власть и доминирующее положение могут быть антиконкурентными, направленными на ограничение, недопущение или устранение конкуренции. [4.32]

Результатом реализации монопольной силы может стать ограничение возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

В современной экономике стремление к частичной монополизации охватило практически все сферы рынка – сократилось количество стандартизованных, недифференцированных продуктов и услуг разных компаний. При этом конкуренция между монополистами в условиях транспарентности рынков ужесточилась. В последнее время она чаще всего принимает формы агрессивной неценовой конкуренции, стимулирующей продажи и создающей значительный комплекс услуг для потребителей. Монопольно-регулирующие силы в краткосрочном периоде в состоянии не только ограничивать разрушительные влияния стихийных сил ценовой конкуренции и способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей, но и создавать широкий спектр альтернативных выгод для конечных потребителей. Однако в стратегическом плане, и особенно при локализованных рынках услуг, монополия приводит к застойным явлениям, в том числе сдерживанию научно-технического прогресса, падению эффективности производства и снижению благосостояния потребителей.

Соотношение элементов монополии и конкуренции в разных секторах резко различается, как и реакция на смену субъектов рынка. Глобализация экономических процессов приводит к сокращению числа монополизированных товарных рынков и увеличению степени монополизации на рынках услуг.

Таким образом, по сравнению с совершенной конкуренцией важнейшими результатами монополии являются уменьшение выпуска продукции, повышение цен и перенос доходов от потребителей к производителям. На расширение спроса рынки с сильными элементами монополизации реагируют повышением цен, а отрасли с элементами чистой конкуренции – расширением предложения продукции. [4.33]

 

1.7. Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии.

Комплексное исследование проблем функционирования конкурентных и монопольных рынков в позиции их влияния на конечного потребителя, функционирование конкретной фирмы, развитие научно-технического прогресса и экономическое развитие общества в целом позволяет обобщить сравнительные преимущества и издержки конкуренции и монополии в общетеоретическом аспекте (табл.1). [4.39]

  1. Сравнительная оценка полезности конкуренции.

Таблица 1

Достоинства (преимущества)

Недостатки (издержки)

Для экономики в целом

  1. Изменение институциональной среды экономики страны.
  2. Структурные изменения в производящих и обслуживающих отраслях, формирующих ВВП.

 

 

  1. Повышение эффективности распределения и перераспределения ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребительских предпочтений.
  2. Создаются условия для формирования стабильного потребительского рынка.
  3. Высокий уровень насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, ликвидация товарного дефицита.
  4. Формируется инфраструктура рынка.

 

 

 

  1. Развивается малый и средний бизнес.

 

  1. Процесс «естественного отбора» позволяет оставаться на рынке более конкурентноспособным компаниям при оптимизации государственного регулирования.
  2. Растет мотивация к профессиональному росту на рынке труда.

 

 

 

  1. Создается экономический и социальный базис для развития среднего класса.
  2. Ограничивается роль государства в управлении экономической и хозяйственной деятельностью субъектов рынка и в контроле за ней.
  3. Обновление технологии производства, модернизация производства, разработка новых товаров и торговых марок.

 

Для потребителя

  1. На рынке предлагается широкий и насыщенный ассортимент товаров, отсутствие дефицита.
  2. Растут конкурентноспособность и потребительские свойства продукции.

 

  1. Формируется рыночная власть потребителя, направленная на снижение цен и повышение качества обслуживания.

 

  1. Неценовая конкуренция позволяет потребителям получать полную информацию о товарах и услугах на рынке, увеличивается объем и расширяется спектр потребляемых услуг.
  2. Придание продукции таких эксплуатационных характеристик и свойств, которые смогут снизить потребность и затраты покупателя на обслуживание продукции, обеспечивает большую надежность.

 

Для субъекта рынка (фирмы)

  1. Поиск новых возможностей использования имеющихся ресурсов.
  2. Относительно свободный вход на рынок.

 

  1. Внешняя среда стимулирует компанию работать более эффективно (повышать скорость обращения капитала, ресурсов, товаров).

 

  1. Разрабатывается гибкая ценовая, ассортиментная и сбытовая политика.

 

  1. Формируется самостоятельная оперативная деятельность фирмы на рынке.
  2. Достигаются конкурентные преимущества за счет совершенствования инструментов маркетинга, мобильности капитала, эффективного менеджмента.
  3. Существуют альтернативы в выборе поставщиков, покупателей.
  4. Слабая зависимость от государственного патронажа и регулирования, отсутствие указаний о первоочередных и обязательных поставке, производстве и др.
  5. Активизация неценовых методов конкуренции.

Для экономики в целом

  1. Отсутствие предсказуемости экономической политики субъектов рынка.
  2. Государству трудно отслеживать деятельность малых и средних предприятий, возникает сложность в контроле и координации рыночных процессов.
  3. Повышается доля теневого оборота (оффшорные зоны, сокрытие от налогообложения, уход капитала за рубеж).

 

  1. Короткий жизненный цикл компаний, активная миграция, отсутствие стабильности.
  2. Возможность осуществления недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа.

 

  1. Возможность осуществления монополистических действий и установление власти на рынке тех фирм, которые имеют более высокую рыночную долю.
  2. Увеличение безработицы, снижение социальной защищенности.
  3. Социальное расслоение общества.

 

 

 

  1. Стремление к достижению конкурентных преимуществ за счет широкого применения мер неправового характера (получение льгот и преимуществ от органов власти, коррупция, снижение трансакционных издержек и др.).
  2. Сокращение издержек производства и обращения не за счет внедрения новых технологий и оптимизации затрат, а путем снижения расходов на социальные нужды, проведения финансовых и налоговых махинаций, ограничение в заработной плате и др.

 

 

Для потребителя

  1. Отсутствие равенства возможностей выбора для покупателей.
  2. Проблема выбора среди товаров-аналогов, имеющих сходные или близкие потребительские свойства.
  3. Появление психологического дискомфорта у потребителей из-за невозможности приобретения постоянно меняющегося модифицированного товара.
  4. Наличие несоответствия баланса «цена-качество»
  5. Недостаточная сегментация рынка компаниями (отсутствует товар хорошего качества, ориентированный на среднего потребителя).
  6. Активное использование недобросовестной и недостоверной рекламы, вводящей потребителей в заблуждение относительно качества товара, характера, способа и места его производства.

 

 

Для субъекта рынка (фирмы)

  1. Возможность банкротства фирм, небольшой жизненный период их функционирования.
  2. Непрогнозируемость рынка, определяющая неустойчивый уровень прибыли.
  3. Необходимость постоянного отслеживания рынка и выработки стратегических решений, направленных на достижение преимуществ и выживание.
  4. Недобросовестная конкурентная борьба и проявление монопольной власти со стороны фирм-конкурентов.
  5. Высокий уровень косвенных затрат, связанный с продвижением товаров на рынке (издержки на рекламу и т.д.).
  6. Большое количество конкурентов.

 

 

  1. Ограниченная возможность обеспечить концентрацию ресурсов для ускорения НТП; низкий уровень амортизационных отчислений на обновление производства, отсутствие и ограничение научно-технической базы и недостаток специалистов для проведения исследований.

Информация о работе Антимонопольная политика – пути совершенствования