Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа
Автор ставит своей целью подробное рассмотрение понятий «конкуренция», «монополия» и «антимонопольная политика», как составляющих одного целого экономического процесса.
Исходя из целей, автор ставит следующие задачи:
раскрыть понятия конкуренции и монополии;
провести сравнительный анализ полезности конкуренции и монополии;
раскрыть понятие антимонопольная политика и рассмотреть процесс ее развития в период реформирования экономики;
Введение…………………………………………………………………………………….2
Часть 1. Конкуренция и монополия.
Понятие конкуренции …………………………………………………………………3
Понятие монополии………………………………………………………………….. .8
Цена и предельный доход при монополии…………………………………………...9
Эластичность спроса при монополии. Правило «большого пальца» при ценообразовании………………………………………………………………………13
Монопольная власть и ее источники. Коэффициент Лернера……………………...15
Виды монополий……………………………………………………………………….16
Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии……………………22
ВЫВОД………………………………………………………………………………………25
Часть 2. Антимонопольная политика.
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования….27
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период
реформирования экономики…………………………………………………………..31
2.3. Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор
формирования конкурентной среды…………………………………………………..35
ВЫВОД………………………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы…………………………………………………………42
2. Сравнительная оценка полезности монополии.
Продолжение таблицы 1
Достоинства (преимущества) |
Недостатки (издержки) |
Для экономики в целом
Для фирмы-монополиста
|
Для экономики в целом
Для фирмы-монополиста
|
Сравнительный анализ теоретических взглядов на экономическую сущность монопольных и конкурентных рынков позволяет сделать вывод, что в российской экономике преимущества конкуренции более ограничены и сдержаны, чем в странах с развитой рыночной экономикой. [4.46]
ВЫВОД
Конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность. Отличительным критерием конкурентного рынка является его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса.
Противоположностью конкуренции является монополия, которая существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, у которого нет близкого заменителя и множества покупателей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. Поскольку фирма-монополист – единственный производитель товара, ее кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста наклонена вниз. Существуют два основных следствия нисходящей кривой спроса, объясняющих поведение монополистов.
Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия должна понизить цену, чтобы повысить свои продажи. Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены – с большими объемами производства. В результате монополист поставлен перед выбором между количеством продукции и ценой: он должен продавать или по более высокой цене меньшее количество единиц продукции, или по более низкой – большее количество единиц продукции. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства.
Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения
Сравнительный анализ теоретических взглядов на экономическую сущность монопольных и конкурентных рынков позволяет сделать вывод, что в российской экономике преимущества конкуренции более ограничены и сдержаны, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Часть 2. Антимонопольная политика
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования
Эффективность функционирования общества формируется за счет результативности отдельных отраслей и эффективности политики правительства. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разнообразны. Один из таких инструментов – государственная антимонопольная (конкурентная) политика, которая призвана обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.
Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Конкурентная политика – более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».
Государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. [4.190]
Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).
В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рис.7).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ |
|
Воздействие на экономическое поведение субъектов: ограничение и пересечение |
Анализ уровня концентрации на товарных рынках
|
Горизонтальных и вертикальных соглашений |
|
Контроль за процессами концентрации |
Недобросовестной конкуренции |
Монополистической деятельности |
Рисунок 7.- Экономические цели политики антимонопольного регулирования
Достижение этих целей предполагает:
В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения:
Последовательное проведение государством антимонопольной политики – важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач конкурентной политики на 2004-2008 гг. выделяются:
Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию. [4.194]
Информация о работе Антимонопольная политика – пути совершенствования