Антимонопольная политика – пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Автор ставит своей целью подробное рассмотрение понятий «конкуренция», «монополия» и «антимонопольная политика», как составляющих одного целого экономического процесса.
Исходя из целей, автор ставит следующие задачи:
раскрыть понятия конкуренции и монополии;
провести сравнительный анализ полезности конкуренции и монополии;
раскрыть понятие антимонопольная политика и рассмотреть процесс ее развития в период реформирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2
Часть 1. Конкуренция и монополия.
Понятие конкуренции …………………………………………………………………3
Понятие монополии………………………………………………………………….. .8
Цена и предельный доход при монополии…………………………………………...9
Эластичность спроса при монополии. Правило «большого пальца» при ценообразовании………………………………………………………………………13
Монопольная власть и ее источники. Коэффициент Лернера……………………...15
Виды монополий……………………………………………………………………….16
Сравнительные оценки полезности конкуренции и монополии……………………22
ВЫВОД………………………………………………………………………………………25
Часть 2. Антимонопольная политика.
2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования….27
2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период
реформирования экономики…………………………………………………………..31
2.3. Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор
формирования конкурентной среды…………………………………………………..35
ВЫВОД………………………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы…………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эк.теории.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Сравнительная  оценка полезности монополии.

Продолжение таблицы 1

Достоинства (преимущества)

Недостатки (издержки)

Для экономики в целом

  1. Прогнозируемость рынка, ограниченно банкротство фирм.
  2. Возможность государства осуществлять контроль и регулирование деятельности предприятия (отрасли).
  3. Государству легче выстроить свои отношения с одним предприятием-отраслью, чем с большим числом компаний, конкурирующих на рынке.
  4. Государство может переложить часть своих расходных функций на предприятие-монополиста на взаимовыгодных договорных условиях.
  5. Информационная прозрачность, прогнозируемость и управляемость рынка.
  6. Активная благотворительная деятельность, участие в мероприятиях социального характера, более тесные связи с общественностью ради престижа и создания благоприятного имиджа.
  7. Предоставление высоких заработных плат, значительных социальных гарантий и создание хороших условий труда для многочисленного персонала компании.
  8. Существуют экономические, технологические и организационные условия для реализации открытий и нововведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для фирмы-монополиста

  1. Безопасность ведения бизнеса, стабильное положение фирмы на рынке, отсутствие возможности банкротства.

 

  1. Возможно установление монопольно высоких (низких) цен.
  2. Наличие исключительного права распоряжения ресурсами.

 

 

  1. Барьеры для вступления в отрасль могут позволить монополисту получать сверхприбыли даже в долгосрочном периоде.

 

 

  1. Цены существенно превышают средние производственные затраты, соответственно, ценовая дискриминация может принести дополнительные прибыли.
  2. Возможность давления на потребителей, контрагентов, общество в целом.
  3. Возможность осуществлять монополистическую деятельность.
  4. Существует потенциальная возможность аккумуляции средств на НИОКР

Для экономики в целом

  1. Возможность сращивания монополии с государством.
  2. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политичсекими конфликтами.
  3. Необходимо государственное вмешательство в регулирование  деятельности монополий в плане выплаты долгов и уплаты налогов.
  4. На экономическую эффективность рынка оказывают сдерживающее влияние барьеры входа.
  5. Стремление монополии к повышению цен стимулирует импорт и ухудшает условия торговли для отечественного бизнеса.
  6. Низкая скорость обращения капитала, замедленная оборачиваемость.

 

 

  1. Монопольная цена превышает предельные издержки, что провоцирует постоянный нерегулируемый рост цен.
  2. Высокие монопольные прибыли провоцируют неэффективное распределение ресурсов общества всех видов.
  3. Отсутствие стремления к снижению производственных издержек.
  4. Слабо стимулируются прогресс, инновации, развитие экономики, за исключением случаев государственной поддержки.
  5. Используется стандартная технология, изменяющаяся очень медленно
  6. Часть необходимой обществу продукции не производится, что сокращает возможность выбора в целом.
  7. Компания-монополист формирует рынок, а соответственно, и спрос, что ведет к неэффективному формированию импульсов от спроса к производству.

 

Для фирмы-монополиста

  1. Отсутствие постоянного давления конкурентов и защищенное положение на рынке ограничивают стимулы для производственной эффективности, формируют бездеятельность.
  2. Высокий уровень зависимости от государственного регулирования.
  3. Государство имеет возможность регулировать действия монополиста в области ценообразования и качества продукции, контролировать политику компании
  4. Государство имеет право определять географическую сферу деятельности монополиста, что формирует высокие межрегиональные барьеры и снижает межрегиональный товарообмен.
  5. Ограниченные альтернативы в выборе поставщиков и т.д.
  6. Высокие управленческие издержки, громоздкость управленческого аппарата.
  7. Присутствуют потенциальные основы к ослаблению рыночной мощи.
  8. Отсутствуют стимулы к использованию прогрессивных технологий, слабая заинтересованность в НИОКР и использовании НТП.
  9. Существует некоторое противодействие техническим улучшениям, которые могут вызвать внезапный моральный износ оборудования.

 

Сравнительный анализ теоретических взглядов на экономическую сущность монопольных и конкурентных рынков позволяет сделать вывод, что в российской экономике преимущества конкуренции более ограничены и сдержаны, чем в странах с развитой рыночной экономикой. [4.46]

 

ВЫВОД

Конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность. Отличительным критерием конкурентного рынка является его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса.

Противоположностью конкуренции является монополия, которая существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, у которого нет близкого заменителя и множества покупателей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. Поскольку фирма-монополист – единственный производитель товара, ее кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста наклонена вниз. Существуют два основных следствия нисходящей кривой спроса, объясняющих поведение монополистов.

Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия должна понизить цену, чтобы повысить свои продажи. Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены – с большими объемами производства. В результате монополист поставлен перед выбором между количеством продукции и ценой: он должен продавать или по более высокой цене меньшее количество единиц продукции, или по более низкой – большее количество единиц продукции. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства.

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения

Сравнительный анализ теоретических взглядов на экономическую сущность монопольных и конкурентных рынков позволяет сделать вывод, что в российской экономике преимущества конкуренции более ограничены и сдержаны, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Антимонопольная политика

2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования

Эффективность функционирования общества формируется за счет результативности отдельных отраслей и эффективности политики правительства. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разнообразны. Один из таких инструментов – государственная антимонопольная (конкурентная) политика, которая призвана обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.

Антимонопольная политика -  комплекс мер, направленных демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная политика – более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».

Государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. [4.190]

Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).

В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рис.7).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ



Оптимизация экономической структуры рынка

Воздействие на экономическое поведение субъектов: ограничение и пересечение

 

Корректировка экономических результатов


 

 

Анализ уровня концентрации на товарных рынках

 

 

 

Горизонтальных и вертикальных соглашений

 

 

Устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров


      

 

Контроль за процессами концентрации

 

Недобросовестной конкуренции

 

Поддержка малого предпринимательства и формирование конкурентной среды


 

Определение доминирующего положения

 

Монополистической деятельности

 

Проведение политики демонополизации производства и обращения


                                                                                                                                             


Рисунок 7.- Экономические цели политики антимонопольного регулирования

 

Достижение этих целей предполагает:

  • организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;
  • обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;
  • проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
  • обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
  • снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
  • активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
  • упорядочение оказания государственной помощи;
  • организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
  • пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить  следующие положения:

  1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и      предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
  2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  3. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
  4. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов. [4.192]

Последовательное проведение государством антимонопольной политики – важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач конкурентной политики на 2004-2008 гг. выделяются:

    • антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;
    • модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;
    • контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;
    • содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;
    • защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;
    • расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
    • интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;
    • разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;
    • усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию. [4.194]

Информация о работе Антимонопольная политика – пути совершенствования