Анализ налоговой нагрузки и доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2003-2005 гг.;
дать характеристику доходной части федерального бюджета 2003-2005 гг. с последующими анализом и выводами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции…………5
1.2. Бюджетная система РФ и принципы ее построения……………………..8
Глава 2. Характеристика динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.
2.1. Основные параметры Федерального бюджета РФ……………………...16
2.2. Характеристика доходов Федерального бюджета РФ………………….19
2.3. Характеристика расходов Федерального бюджета РФ…………............24
Глава 3. Анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.…………………..…………………………………….........30
Заключение…………………………...……………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Бюджеты, действующие  на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный  бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты  используются для расчетов минимальных  социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.

Утверждаются бюджеты  ежегодно и действуют в течение  финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным.

Ведущее звено бюджетной  системы РФ - федеральный (государственный) бюджет; с его помощью перераспределяются до 40 % национального дохода страны и финансируются основные экономические  и социальные программы.

Бюджетная система РФ основана на ряде принципов.

Принцип единства бюджетной  системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов предполагает:

• право законодательных (представительных) органов государственной  власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию соответствующих бюджетов;

• право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов;

• право использования  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов  над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны  с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета

Принцип достоверности  бюджета предусматривает обеспечение  надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Ввиду исключительной сложности бюджета как экономической категории используются различные виды классификации.

Классификация доходов  бюджетов РФ является группировкой доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы и основывается на законодательных  актах РФ, определяющих источники  их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и ее субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства (общегосударственные  вопросы; национальная оборона; правоохранительная деятельность и национальная безопасность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации и спорт; здравоохранение; социальная политика; межбюджетные трансферты). Ко второму уровню относятся подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. К третьему уровню относится классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая их финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Экономическая классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (расходы; оплата труда и начисления на оплату труда; приобретение услуг; обслуживание долговых обязательств; безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям или бюджетам; социальное обеспечение; прочие расходы; поступления нефинансовых активов; увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; поступление финансовых активов; увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам; выбытие финансовых активов; уменьшение стоимости ценных бумаг; уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам)

Ведомственная классификация  расходов бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов утверждается в  разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика динамики и структуры  доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.

2.1. Основные  параметры Федерального бюджета  РФ

Федеральный бюджет, являясь  первым уровнем бюджетной системы  Российской Федерации, представляет собой  основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным  Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех российских граждан.

Основные параметры федерального бюджета на 2003-2005 гг. приведены в Таблице 1. Они сформированы на основе показателей прогноза социально-экономического развития России, составляемого ежегодно и на среднесрочную перспективу.

Как видно из таблицы, Федеральный бюджет РФ за рассматриваемый период времени формируется с профицитом, образующимся в связи с превышением параметров доходов над расходами . В 2004 г. он согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» составил 83,4 млрд. руб. и послужил основой для создания Стабилизационного фонда, призванного обеспечивать устойчивость экономики и бюджетной системы России к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры (снижению цен на нефть).

Формирование доходной базы Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. осуществлялось исходя из основных положений налоговой

реформы в 2003-2006 гг. и в  соответствии со сценарными условиями  социально-экономического развития России. В расчетах показателей доходов 

Таблица 1. Основные параметры  Федерального бюджета РФ на 2003-2005 гг. (млрд. руб.) .

Наименование 

показателей

2003 г.

Утверждено Законом  в % к ВВП

2004 г.

Утверждено Законом  в % к ВВП

2005 г.

 

Утверждено Законом  в % к ВВП

I. Доходы всего из них:

417,8

18,5

742,9

17,9

326,0

17,8

Налоговые доходы

892,4

14,5

071,4

13,5

885,2

15,4

Неналоговые доходы

145,7

1,1

219,2

1,4

174,3

0,9

Доходы целевых бюджетных  фондов в том числе

14,1

0,1

14,1

0,1

-

-

Единый социальный налог

365,6

2,8

438,2

2,9

266,5

1,4

Отчисления в Стабилизационный фонд

-

-

83,4

0,5

387,8

2,1

II. Расходы всего

345,6

18,0

659,4

17,4

047,9

6,3

             
             

 

2 2 3 1

1. Процентные расходы  277,5 2,1 287,6 1,9 244,2 1,3

в том числе: 0,0

внутренние 57,5 0,4 64,4 0,4 74,9 0,4

внешние 220,0 1,7 223,2 1,5 169,3 0,9

2. Непроцентные расходы  (без единого социального налога) 1 702,5 13,0 1 933,7 12,6 2 537,3 13,6

3. Единый социальный  налог 365,6 2,8 438,2 2,9 266,5 1,4

III. Профицит, дефицит 72,2 0,6 83,4 0,5 278,1 1,5

Валовый внутренний продукт 13 050,0 15 300,0 18 720,0

федерального бюджета учитывались принятые и введенные в действие федеральные законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Информация о работе Анализ налоговой нагрузки и доходов бюджета