Налоговые источники доходов бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Так как доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Содержание

1. Введение
2. Законодательное регулирование формирования налоговых доходов бюджетов
2.1. Экономическая роль и функции бюджета
2.2. Управление налогообложением
3. Налоговые доходы бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов: состав и распределение.
3.1. Классификация налогов
3.2. Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета (Вы так и не ввели этот пункт в содержание работы. Я вижу, что есть таблица с показателями в конце работы. Перенесите ее в п.3.2. и прокомментируйте)
3.3. Государственные внебюджетные фонды
4 . Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе
4.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
4.2. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
4.3. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов
5. Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговые источники доходов бюджетов.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Тема  № 6. Налоговые источники доходов  бюджетов

 

  1. Введение
  2. Законодательное регулирование формирования налоговых доходов бюджетов

2.1. Экономическая роль и функции бюджета

2.2. Управление налогообложением

3. Налоговые доходы бюджетов различных уровней бюджетной              системы РФ и государственных внебюджетных фондов: состав и распределение.

3.1. Классификация налогов

3.2. Анализ структуры налоговых  доходов федерального бюджета  (Вы так и не ввели этот  пункт в содержание работы. Я  вижу, что есть таблица с показателями в конце работы. Перенесите ее в п.3.2. и прокомментируйте)

3.3. Государственные внебюджетные фонды

4 . Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

4.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

4.2. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде

4.3.  Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов

5. Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

  1. Введение

Тема курсовой работы «Налоговые источники доходов бюджетов»  актуальна, так как доходы бюджета  выражают экономические отношения, возникающие у государства с  предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

Налоги являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается  на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40–60% валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными  отношениями, складывающимися у  государства с юридическими и  физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой – выступают объектом дальнейшего  распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.1 Таким образом, доходы бюджетов являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом,

Целью данной курсовой работы является анализ и характеристика налоговых доходов бюджетной системы РФ

Для достижения поставленной цели были определены следующие  задачи:

1. Определить законодательное регулирование формирования налоговых доходов бюджетов

2. Описать состав и распределение налоговых доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов РФ

3. Выявить основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Законодательное регулирование формирования налоговых доходов бюджетов

2.1 Экономическая роль и функции бюджета

К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ. По своей сути налоговыми доходами бюджетов являются финансовые средства, собираемые (перераспределяемые) в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюджетной системы РФ в процессе налогообложения.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления2.

Существует и более  широкое определение бюджета, когда  под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих у государства  с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собой сложную систему экономических отношений, посредством которых, с одной стороны, осуществляется перераспределение созданного в обществе валового национального продукта, а, с другой, происходит выделение денежных средств из централизованного фонда на финансирование отдельных функций государства, деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностей отдельных категорий граждан.3

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место.

В бюджете концентрируется  часть национального дохода, которая  затем перераспределяется, что позволяет  осуществлять государственное регулирование  экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную систему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношениях и государственном устройстве.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Управление налогообложением

Все многообразие налоговых отношений само по себе не существует. Их должным образом организуют и управляют. Налоговая система не является исключением. Под управлением налоговой системой понимают совокупность приемов и методов планомерного воздействия на налоговую систему в целях формирования государственных доходов и эффективного воздействия на экономические процессы.

В управлении налоговой системой выделяют два функциональных элемента: общее управление и оперативное  управление (контроль).  
Общее и оперативное управление налоговой системой РФ осуществляются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.  
Общее управление на федеральном уровне осуществляется высшими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Президентом РФ, Правительством РФ.

Федеральное Собрание РФ обеспечивает законодательно-правовое закрепление и детализацию основных направлений налоговой политики (перечень налогов и сборов, порядок их взимания, бюджетную принадлежность) с учетом вносимых Правительством РФ предложений об изменениях в налоговой системе.                                                                                  

Президент РФ определяет основные направления налоговой политики РФ и направления реформирования налоговой системы, вносит на рассмотрение Государственной думы законопроекты или принимает указы для восполнения пробелов налогового законодательства.  
          Правительство РФ разрабатывает и приводит в исполнение конкретные меры и законопроекты в целях реализации налоговой политики РФ. Реализует принятый порядок уплаты налогов и сборов.  
          На региональном уровне общее управление осуществляется законодательным органом субъектов РФ, главой субъекта РФ и исполнительным органом субъекта РФ.

Законодательный орган субъекта РФ уточняет и детализирует в предусмотренных пределах налоговое  законодательство РФ. Решает вопрос о введении на территории субъекта необязательных, но предусмотренных НК РФ региональных налогов и сборов.

Глава субъекта РФ осуществляет общее руководство  и координацию действий органов  власти субъекта РФ в области налогообложения.  
         Исполнительный орган субъекта РФ осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по взиманию налогов и сборов на региональном уровне.

Общее управление налоговой системой на местном  уровне власти осуществляется законодательным органом местного самоуправления, главой муниципального образования, местным органом исполнительной власти.  
          Законодательный орган местного самоуправления решает вопрос о введении на территории субъекта необязательных, но предусмотренных НК РФ местных налогов.

Глава муниципального образования осуществляет общее руководство и координацию действий органов местного самоуправления в области налогообложения.

Местный орган  исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по взиманию налогов на местном уровне.  
          К системе органов оперативного управления налоговой системой РФ относятся:

1.  финансовые органы (Министерство финансов РФ);

2. налоговые  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

3. таможенные  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области таможенного  дела, подчиненные ему таможенные  органы РФ);

4. органы внутренних  дел. 

В ст. 34.2 Налогового кодекса РФ определены полномочия финансовых органов в области налогов и сборов. Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области  финансов, дают письменные разъяснения  по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Согласно ст. 30 Налогового кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов (Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 29.06.2004) «О налоговых органах РФ»). В связи принятием Закона РФ от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ), а ряд полномочий МНС РФ был передан Министерству финансов РФ.

Правовой статус руководящего государственного налогового органа в виде федерального министерства был установлен Указом Президента РФ от 18.12.1998 г. МНС РФ являлось правопреемником  Государственной налоговой службы РФ, которая, в свою очередь, была правопреемницей государственных налоговых инспекций, созданных 1.06.1990 г. на основании Закона СССР от 21.05.1990 г. «О правах, обязанностях и ответственности госналогинспекций» и входивших в состав МФ СССР и МФ РФ. Деятельность ФНС РФ регулируется Законом РФ от 21.03.1991 г. «О налоговых органах в Российской Федерации» (послед. ред. от 29.12.2004 г.).  
        Согласно ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством РФ.  
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.  
В ст.ст. 36, 37 Налогового кодекса РФ прописаны полномочия и ответственность органов внутренних дел и их должностных лиц в области налогов и сборов. После принятия и вступления в действие Закона РФ от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ им были переданы полномочия органов налоговой полиции.  
 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налоговые доходы бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов: состав и распределение.

3. 1. Классификация налогов

Все налоги и сборы в Российской Федерации делятся на федеральные, региональные, местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, они обязательны к уплате на всей территории государства.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ, они обязательны к уплате в соответствующих субъектах РФ. Региональные власти определяют налоговые ставки, сроки уплаты налогов. Но они не могут вводить новые налоги и налоговые ставки региональные власти определяют в установленных для них пределах. Перечень региональных налогов устанавливается только Налоговым Кодексом РФ.

Информация о работе Налоговые источники доходов бюджетов