Анализ налоговой нагрузки и доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2003-2005 гг.;
дать характеристику доходной части федерального бюджета 2003-2005 гг. с последующими анализом и выводами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции…………5
1.2. Бюджетная система РФ и принципы ее построения……………………..8
Глава 2. Характеристика динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.
2.1. Основные параметры Федерального бюджета РФ……………………...16
2.2. Характеристика доходов Федерального бюджета РФ………………….19
2.3. Характеристика расходов Федерального бюджета РФ…………............24
Глава 3. Анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.…………………..…………………………………….........30
Заключение…………………………...……………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Доходы Федерального бюджета РФ в 2005 г предусматривались  в сумме 3326,0 млрд. руб. или 17,8% ВВП (в 2003 и 2004 гг. объем доходов бюджета к уровню ВВП соответствующих лет был выше на 0,7% и 0,1% соответственно). Без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд РФ доходы федерального бюджета-2005 составили 2671,7 млрд. руб. или 14,3% ВВП, что на 0,2% и 1,4% ВВП меньше, чем в 2004 и 2003 гг. соответственно. Необходимо отметить, что в 2003 и 2004 гг. в составе доходов федерального бюджета учитывались и доходы целевых бюджетных фондов, а именно – Фонда Министерства РФ по атомной энергии , в который ежегодно зачислялись средства в размере 14,1 млрд. руб. В 2005 г. в структуре доходов федерального бюджета налоговые доходы составили 2885,2 млрд. руб. или 15,4% к ВВП (в 2003 и 2004 гг. объем налоговых доходов в составе бюджета к уровню ВВП соответствующих лет был ниже на 0,9% и 1,9% соответственно), неналоговые доходы – 174,3 млрд. руб. или 0,9% ВВП (по сравнению с 2004 и 2003 гг. спад на 0,5% и 0,2% ВВП).

Формирование расходной  части Федерального бюджета РФ в  период 2003-2005 гг. осуществлялось исходя из целей и задач, сформулированных в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и бюджетной политике 2003-2005 гг., а также в соответствии с проектом программы социально-экономического развития России на 2003-2005 гг.

Объем расходов Федерального бюджета РФ за рассматриваемый период времени сократился с 18% к ВВП в 2003 г. до 16,3% ВВП в 2005 г. При этом непроцентные расходы в 2005 г. по сравнению с 2004 и 2003 гг. сократились на 1% и 0,6% ВВП соответственно и составили 13,6% к ВВП или 2537,3 млрд. руб. в абсолютном значении.

Более подробная характеристика доходов и расходов Федерального бюджета РФ приведена ниже.

2.2 Характеристика доходов  Федерального бюджета РФ 

Под доходами бюджета  понимаются денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Согласно классификации  доходов бюджетов Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых  и неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы (Таблица 2), формирующие основную часть доходов  Федерального бюджета РФ – 94,5% (2005 г.), включают:

1. Налоги на прибыль,  доходы (налог на прибыль организаций;  налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). Их доля в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета РФ составила в 2005 г. 8% или 259 млрд. руб. в абсолютном значении, что на 2% и 0,5% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно.

2. Налоги и взносы  на социальные нужды (единый  социальный налог). Если в период 2003-2004 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всех налоговых поступлений  Федерального бюджета РФ, то в  2005 г. тенденция изменилась, и  его удельный вес уменьшился до 8%.

3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на  территории Российской Федерации  (налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ; акцизы). Эта  группа имеет наибольший удельный  вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС – в пределах 75-90%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом уменьшается (в 2003 г. она составляла 40%, в 2004 г. – 32%, а в 2005 г. – 25%).

4. Налоги на товары  и услуги, ввозимые на территорию  РФ (налог на добавленную стоимость  на товары и услуги, ввозимые  на территорию РФ;

Таблица 2. Структура налоговых  доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.) .

Наименование показателей 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Утверждено Законом  в % к ВВП Утверждено Законом в % к ВВП Утверждено Законом в % к ВВП 

Налоговые доходы 2 300,4 17,6 2 541,3 16,6 3 151,7 16,8

Налоги на прибыль 178,3 1,4 164,6 1,1 259,0 1,4

Налог на прибыль организаций 178,3 1,4 158,5 1,0 252,3 1,3

Налог на прибыль организаций с  доходов, полученных в виде процентов  по гос. и муниц. ценным бумагам - - 6,1 0,04 6,7 0,04

Налоги и взносы на социальные нужды 365,6 2,8 438,2 2,9 266,5 1,4

Единый социальный налог 365,6 2,8 438,2 2,9 266,5 1,4

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 918,2 7,0 803,9 5,3 791,8 4,2

Налог на добавленную стоимость 690,5 5,3 709,5 4,6 713,2 3,8

Акцизы 227,7 1,7 94,4 0,6 78,6 0,4

Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ 259,5 2,0 283,1 1,9 413,7 2,2

Налог на добавленную стоимость 255,8 2,0 278,9 1,8 407,5 2,2

Акцизы 3,7 0,03 4,2 0,03 6,2 0,033

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 181,9 1,4 275,4 1,8 483,0 2,6

Налог на добычу полезных ископаемых 181,9 1,4 267,9 1,8 464,9 2,5

Регулярные платежи  за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции - - 0,8 0,01 1,2 0,01

Водный налог - - - - 11,2 0,1

Сборы за пользование  объектами водных биологических  ресурсов - - 6,7 0,04 5,7 0,03

Государственная пошлина 5,4 0,04 5,3 0,03 18,6 0,1

Доходы от внешнеэкономической  деятельности 379,7 2,9 569,6 3,72 919,1 4,9

Доходы по отмененным налогам 11,8 0,1 1,2 0,01 -

Валовый внутренний продукт 13 050,0 15 300,0 18 720,0

акцизы). В 2003 и 2004 гг. их удельный вес в составе налоговых доходов  Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2003 г. и 2004 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2005 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).

5. Налоги на товары  и услуги, ввозимые на территорию  РФ (налог на добавленную стоимость  на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2003 и 2004 гг. их удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2003 г. и 2004 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2005 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).

6. Налоги, сборы и регулярные  платежи за пользование природными  ресурсами (налог на добычу  полезных ископаемых; регулярные  платежи за добычу полезных  ископаемых (роялти) при выполнении  соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Как видно из данных Таблицы 2, они составили в 2005 г. 2,6% к ВВП, что на 0,8% и 1,2% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно. Эта группа доходов обеспечила Федеральный бюджет РФ в 2005 г. 15% всех налоговых поступлений (или 483 млрд. руб.), а в 2003 г. и 2004 г. – соответственно 8% и 11% (181,9 млрд. руб. и 275,4 млрд. руб.).

7. Государственная пошлина.  Ее удельный вес в составе  налоговых доходов Федерального  бюджета РФ незначителен - 0,6% в 2005 г., и по 0,2% в 2003 и 2004 гг.

8. Доходы от внешнеэкономической  деятельности (таможенные пошлины;  таможенные сборы; доходы от  реализации на экспорт высокообогащенного  урана и природного сырьевого  компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов с 15,5% в 2003 г. до 29% в 2005 г. в общем объеме налоговых поступлений.

Неналоговые доходы (Таблица 3), составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2005 г.), включают:

1. Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности.  Эта группа доходов имеет наибольший  вес в структуре неналоговых  поступлений. В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений – в 2003 г. она составила 57,8%, в 2004 г. – 43,2%, а в 2005 г. – 41,9%.

Таблица 3. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.) .

Наименование показателей 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Утверждено Законом  в % к ВВП Утверждено Законом в % к ВВП Утверждено Законом в % к ВВП 

Неналоговые доходы 103,3 0,8 187,1 1,2 174,3 0,9

Доходы от использования  имущества, находящегося в гос. и  муниц. собственности 59,7 0,5 80,9 0,5 73,0 0,4

Платежи при пользовании  природными ресурсами 7,8 0,1 32,6 0,2 35,1 0,2

Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат государства 28,9 0,2 63,1 0,4 58,0 0,3

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов 0,2 0,002 2,1 0,01 0,9 0,005

Административные платежи  и сборы 1,4 0,01 1,4 0,01 1,7 0,01

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 1,4 0,01 1,2 0,01 1,5 0,01

Прочие неналоговые доходы 3,9 0,03 5,8 0,04 4,1 0,02

Валовый внутренний продукт 13 050,0 15 300,0 18 720,0

2. Платежи при пользовании  природными ресурсами (плата за  негативное воздействие на окружающую  среду; платежи при пользовании  недрами; плата за пользование  водными биологическими ресурсами  по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий). В 2003 г. поступления по этим платежам составили 7,6% (7,8 млрд. руб.) от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы. Так, в 2004 г. и 2005 г. их удельные веса в общей массе неналоговых поступлений превысили уровень отметки в 17,4% (32,6 млрд. руб.) и 20,1% (35,1 млрд. руб. в) соответственно.

Таблица 4. Основные статьи доходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.).

Статья расходов 2003 г. 2004 г. 2005 г.

млрд. руб. в % к доходам  млрд. руб. в % к доходам млрд. руб. в % к доходам 

Доходы всего 2 417,8 2 742,9 3 326,1

1. ЕСН 365,6 15,1 438,2 16,0 266,5 8,0

2. НДС 946,3 39,1 988,4 36,0 1 120,5 33,7

3. Таможенные пошлины  336,0 13,9 532,5 19,4 868,0 26,1

4. Налог на добычу  полезных ископаемых 181,9 7,5 267,9 9,8 464,9 14,0

5. Налог на прибыль организаций 178,3 7,4 158,5 5,8 252,3 7,6

6. Акцизы 231,4 9,6 98,6 3,6 84,8 2,5

3. Доходы от оказания  платных услуг и компенсации  затрат государства (плата за  выдаваемые паспорта, пробирная  плата, лицензионные сборы и  т.д.). В 2005 г. удельный вес по  данному виду доходов составил 33,3% или 58 млрд. руб. (спад на 0,4% к уровню 2004 г., и рост на 5,5% к уровню 2003 г.).

4. Доходы от продажи  материальных и нематериальных  активов. Удельный вес данных  доходов в составе неналоговых  поступлений Федерального бюджета РФ незначителен – 0,2% в 2003 г., 1,1% - в 2004г. и 0,5% - в 2005 г.

5. Административные платежи  и сборы. Доля данного вида  неналоговых поступлений по отношению  к ВВП за период 2003-2005 гг. находилась  на постоянном уровне - 0,01%. Тем  не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2003 г. до 0,7% в 2004 г. и с 0,7% в 2004 г. до 1% в 2005 г.

6. Штрафы, санкции, возмещение  ущерба. Они так же, как и административные  платежи и сборы, доходы от  продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федерального бюджета РФ - 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.

7. Прочие неналоговые  доходы. Их доля в общем объеме  неналоговых поступлений в 2005 г. составила 2,4% (или 4,1 млрд. руб. в абсолютном значении), что на 0,7% и 1,4% меньше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно.

Таким образом, приведенная  характеристика динамики и структуры  доходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг., показала, что основными  источниками доходной части бюджета являются: единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета), налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%), таможенные пошлины (13,9-26,1%), налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%), налог на прибыль организаций (5,8-7,6%) и акцизы (2,5-9,6%).

2.3. Характеристика расходов  Федерального бюджета РФ 

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Как было уже отмечено в параграфе 2 предыдущей главы, в бюджетной системе РФ в настоящее время используется три классификации расходов, одной из которых является функциональная.

В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.

Разделы этой классификации  предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства:

1. Общегосударственные  вопросы (функционирование главы  государства – Президента РФ; функционирование законодательных  (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. имеет тенденцию к снижению с 20,5% (481,5 млрд. руб. и 3,7% ВВП) в 2003 г. до 16% (488,6 млрд. руб. и 2,6% ВВП) в 2005 г. Это свидетельствует об относительном сокращении затрат на финансирование государственного аппарата. Кроме того, такая динамичность показателей обусловлена и упразднением Фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Информация о работе Анализ налоговой нагрузки и доходов бюджета