Анализ занятости и безработицы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
БЕЗРАБОТИЦА: ЕЕ ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ
Понятие безработицы. Причины ее образования
Сущность и виды безработицы
Факторы, влияющие на рост и сокращение безработицы
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Анализ причин безработицы в Республике Казахстан
Анализ занятости и безработицы в Республике Казахстан
Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

Основные направления и механизм реализации программы:

1) меры, стимулирующие рост уровня занятости  населения. Рост занятости населения  будет обеспечиваться через создание  новых и дополнительных рабочих  мест в отраслях экономики;

2) меры  по сбалансированности спроса  и предложения рабочей силы. Для  сбалансированности спроса и  предложения рабочей силы необходимо  совершенствование мониторинга  спроса и предложения на рабочую  силу на рынке труда.;

3) организация  занятости целевых групп населения;  Осуществление мер по содействию  занятости целевых групп населения  за счет создания социальных  рабочих мест, содействия трудоустройству  на текущие вакансии, установления  квоты рабочих мест для трудоустройства  инвалидов, проведения мониторинга  занятости целевых групп населения,  исполнительной системы перечня  профессий, специальностей, пользующихся  спросом на рынке труда с  целью организации обучения лиц,  отбывающих наказание и т. д.;

4) поддержка  и развитие малого и среднего  предпринимательства. Она будет  осуществляться за счет создания  благоприятных условий, увеличения  возможности кредитования субъектов  малого бизнеса, развития частной  сферы услуг и гибких форм  занятости, национальных промыслов,  поддержки трудовой и предпринимательской  инициативы лиц, желающих открыть  свое дело, направления безработных  на обучение с целью дальнейшей  ориентации их на самостоятельное  создание рабочего места;

5) организация  гибкой системы профессиональной  подготовки и переподготовки  безработных с учетом потребностей  на рынке труда будет проводиться  путем повышения конкурентоспособности  безработных на рынке труда  через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;

6) организация  и совершенствование общественных  работ. В связи с приоритетным  развитием общественных работ  предполагается расширение и  ориентация общественных работ  на улучшение санитарно – эпидемиологического  состояния населенных пунктов,  участие в проведении ремонтов  объектов социально – культурного  назначения, в проведении общественно  значимых мероприятий;

7) меры  по повышению роли местных  исполнительных органов в решении  региональных проблем занятости.  Ими будет продолжена работа  по информированию населения  и работодателей о ситуации  на рынке труда, консультированию  лиц, испытывающих трудности в  поиске работы, направлению на  профессиональную подготовку и  переподготовку, повышение квалификации  безработных с целью повышения  конкурентоспособности на рынке  труда и повышение качества  обучения, включая целевые группы  и т. д.;

8) взаимодействие  уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными  агентствами занятости. Интеграция  деятельности уполномоченного органа  с работодателями, общественными  объединениями, частными агентствами  занятости, занимающимися трудовым  посредничеством в вопросах регулирования  занятости и рынка труда.

В настоящее  время правительством Республики Казахстан  и местными исполнительными органами с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются программы занятости населения, предусматривающие:

  1. меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;
  2. меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
  3. организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  4. поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
  5. организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;
  6. организацию и совершенствование общественных работ;
  7. меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
  8. интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
  9. совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
  10. создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.

Политика  занятости была и остается самой  действенной социальной политикой. Министерством труда и социальной защиты населения РК было предложено использовать новую модель занятости  населения. Ее цель будет заключаться  в обеспечении продуктивной занятости  населения на основе сочетания высокопроизводительного  труда с низким уровнем безработицы.

Основными составными элементами новой модели станут: первое – реальный прогноз  потребностей отраслей в специалистах технического и обслуживающего труда  с учетом Стратегии индустриально  – инновационного развития, в том  числе «30 корпоративных лидеров».

Острой  проблемой, является растущий дефицит  квалифицированных рабочих кадров на предприятиях практически всех отраслей промышленности. У этой проблемы несколько  аспектов.

Во-первых, перепроизводство кадров невостребованных профессий и недостаточные объемы подготовки по требующимся на рынке  труда профессиям в системе начального профобразования.

Во- вторых, низкий уровень оплаты труда молодых  рабочих.

В этой связи  планируется со следующего года, начать разработку балансов трудовых ресурсов областей и далее выйти на республиканский  уровень.

Вторым - будет механизм регулирования распределения  трудовых ресурсов. Одной из серьезных  проблем является неэффективная  занятость населения и низкая мобильность рабочей силы.

Третья  составляющая часть модели - это  механизмы активного включения  в рынок имеющихся внутренних резервов трудовых ресурсов. Расчеты  показывают, что за счет вовлечения безработных, формализации трудовых отношений  самозанятого населения, роста занятости  сохранивших трудоспособность инвалидов  можно получить дополнительно два  миллиона работников. При этом активизация  рынка должна основываться на принцип  «взаимных обязательств» между  гражданами, ищущими работу, и местными исполнительными органами.

Четвертая составляющая часть модели - это  механизм государственно-частного партнерства, предполагающий экономическую мотивацию  участия работодателей в развитии трудовых ресурсов [12].

В нашей  республике ведется активная государственная  политика по борьбе с безработицей. В частности на сегодняшний день действует программа «С дипломом – в село», благодаря ее реализации успешно решается проблема дефицита дипломированных специалистов разного  профиля в сельской местности. Молодые  специалисты после окончания  вузов с удовольствием уезжают  работать в село. Стимулом для этого  служат условия программы: выплата  специалистам единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП, социальная поддержка для приобретения жилья (бюджетный кредит сроком на 15 лет  со ставкой вознаграждения 0,01% в  размере 630 МРП с 1 января 2010 года), повышение  не менее чем на 25% должностных  окладов специалистам учреждений социальной сферы, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в  сельских населенных пунктах.

Кроме этого  на сегодняшний день принята программа  занятости 2020, реализация которой будет  осуществляться по следующим трем направлениям:

  1. обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда;
  2. содействие развитию предпринимательства на селе;
  3. повышение мобильности трудовых ресурсов.

Программу предлагается реализовать в три  этапа: 2011 год будет пилотным, это позволит отработать механизмы реализации Программы и её правовое обеспечение. Второй этап: 2012-2015 годы и третий этап с 2016 по 2020 годы.

Подводя итог можно сказать, что с каждым годом уровень безработицы в  нашей стране сокращается, и это  видно из проведенного мною анализа. Наша страна долго отходила от кризиса 90-х годов и совсем недавно  вышла на новый уровень развития. Но проблема безработицы все еще  очень велика. Государство разрабатывает  и внедряет различные программы  для решения этой проблемы, но оно  не может предложить людям ту работу, которая устраивала бы их или же соответствовала уровню их образования. Полностью избавиться от безработицы  невозможно, и это не нужно делать. Конкуренция на рынке труда подталкивает, и даже можно сказать, заставляет людей повышать уровень своего образования, свой профессионализм, подниматься  по карьерной лестнице, и это делается многими не для повышения своего уровня жизни и социального статуса, а для того, что бы просто «удержаться  на плаву».

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безработица является макроэкономической проблемой, которая была, есть и будет во все времена.

Безработица и уровень занятости являются одними из главных аспектов в экономике  государства. Они служат оценивающими факторами для выявления эффективности  функционирования и развития рыночных отношений, что на данный период времени  для всех государств, и в особенности  для Казахстана, является одним из определяющих факторов успешного развития и процветания.

Анализируя  определения безработицы, можно  составить общее понятие. Безработица  – как социальное явление, когда  экономически активное население не может применять трудоспособные навыки по причине отсутствия условий, необходимых для этого, т.е. не может  обеспечить себя работой в силу тех  или иных обстоятельств, например таких, как отсутствие работы, отсутствие желания работать, недостаточно информации, знаний, навыков и т.п.

Уровень безработицы зависит от множества  факторов, которые, взаимодействуя друг с другом, или по отдельности, создают  безработицу.

Существует  множество видов безработицы. Она  подразделяется в зависимости от численности, времени, технических  данных, вида рабочей деятельности. В Казахстане безработица в основном встречается в виде циклической, фрикционной и структурной.

Причины возникновения безработицы достаточно распространены во многих странах. Определение  причин в разное время различные  экономические школы характеризовали  по-своему, но в большинстве же их мнения сходились.

Что касается законодательной базы РК, то наиболее полно освятить данную проблему может  закон Республики Казахстан «О занятости  населения». В этом законе четко  определены понятия, которые необходимы для изучения данной проблемы, определены основные принципы и направления  государственной политики в области  занятости населения, государственные  гарантии в сфере занятости населения, реализация государственной политики занятости, участие работодателей  в обеспечении занятости населения, обязанности работодателей, права  частных агентств, обязанности государства  в области обеспечения социальной защиты от безработицы, условия регистрации  безработных, условия снятия со счета  безработных, обязанности зарегистрированных безработных, условия общественных работ, и другие пункты.

Состояние и  проблемы рынка труда были рассмотрены  мною в главе 2.2. Рассмотрев данные по безработице в Казахстане, можно  заметить, что в общем, безработица  в данное время сократилась, и  находится не на таком высоком  уровне, как раньше. Но все же у  государства сохраняется уровень  безработицы выше естественного. Конечно, это только официальные данные, а  существует еще и теневая безработица, уровень которой превышает показатели статистических данных в несколько  раз, во сколько точно, к сожалению, никто сказать не может. Тем не менее, даже если судить по официальным  источникам, уровень безработицы  сокращался с каждым годом, и сейчас он заметно ниже, чем был 3 года назад. Это также отразилось и на теневой  безработице, она также сократилась.

Безработица, как макроэкономическое явление, присуща  всем государствам. Она была, есть, и  всегда будет, будь государство на первом месте по развитию, или на последнем. Полностью избежать ее никогда не получится, тем более, это повлечет за собой другие отрицательные экономические  явления. Но контролировать ее вполне возможно, для этого необходимы меры, которые должно регулировать государство. Оно обязано в полной мере обеспечивать людей необходимыми условиями для  того, чтобы человек, даже если не выходит  в силу различных причин, работать по профессии, хотя бы смог найти работу, чтобы заработать себе на «кусок хлеба», как говорят люди. Конечно, это  уже крайности. Но все же хотелось бы отметить, что главной целью  экономически развивающегося государства, а в особенности Казахстана, который  постепенно выходит на новый уровень  развития, является контроль деятельности, которая будет обеспечивать работоспособных  людей, в особенности тех, кто  действительно хочет и нуждается  в работе.

Информация о работе Анализ занятости и безработицы в Республике Казахстан