Анализ занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Занятость – это цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Вложенные файлы: 1 файл

кур.р. Экономика.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

     Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Занятость – это цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

     Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов. Поэтому процессы, затрагивающие  коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно  должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую проблему. Считается что стресс, полученный при извещении об увольнении, по своей силе равнозначен реакции на смерть близкого родственника или на сообщение о неизбежности тюремного заключения.

     При безработице недоиспользуется экономический потенциал общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства. Поэтому в стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей. А сбалансированный экономический рост экономики - тот идеальный вариант развития, когда все элементы хозяйственной системы работают согласованно, обеспечивая поступательный рост благосостояния всех участников производства.

     При продолжительной безработице теряется квалификация освободившихся работников. Даже при последующем включении в производственный процесс работник выходит на нормальный устойчивый уровень производительности труда примерно в полугодовой срок. И весь этот период адаптации работник недодает в результатах своего труда по сравнению с постоянными рабочими кадрами той или иной квалификации в разных условиях труда.

     Трудности перехода нашей страны на «рельсы» интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цехи оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых, уже освоенных рабочих местах. Капиталовложения оказались омертвленными. Эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

     Целью данной работы является исследование сложившейся занятости  населения в РФ.

     Задачами  данной работы являются:

    - дать  теоретические основы рынка труда;

    - провести  анализ экономически активного  населения;

Объект  исследования – РФ

Предмет исследования – рынок труда

 

1. Рынок труда, его  элементы

1.1. Экономически активное  население, его  состав

 

     Экономически активное население — это население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 15 до 72 лет.

     Экономически  активное население развивается  на рынке труда.

     Рынок труда – это способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.

     Элементы  рынка труда:

  1. Субъекты рынка труда:

-  контрагенты трудовых отношений – работники и работодатели;

-  посредники между работниками и работодателями (службы занятости);

-  представители органов власти;

- представители интересов работников (профсоюзы) и работодателей (союзы предпринимателей).

  1. Конъюнктура рынка труда.

      Сложившаяся на рынке труда экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением спроса и предложения рабочей силы, уровнем цены на рабочую силу, профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и др. экономическими показателями.

      Конъюнктура рынка труда определяется совокупностью условий (технических, экономических, социальных, правовых), под воздействием которых формируется спрос на рабочую силу и ее предложение, а также ее цена.

  1. Инфраструктура рынка труда.

     Инфраструктура  рынка труда – система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, банки данных о рабочих местах, статистическая информация и др.).

     Наличие и взаимодействие всех элементов  рынка труда необходимы для его  нормального функционирования, под  которым понимается положение, когда  созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К таким функциям относятся: организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы; обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия; установление равновесных ставок заработной платы; содействие решению вопросов занятости населения; осуществление социальной поддержки безработных.

     Особенность данного показателя заключается  в том, что он зависит от самоопределения человека.

     Так, некоторые группы граждан могут  быть отнесены к экономически активному  населению лишь частично (например, студенты дневных отделений вузов или пенсионеры относятся к этой категории не полностью, а в зависимости от того, есть ли у гражданина потребность в работе, готовность приступить к работе, и ищут ли они работу).

     В зависимости от уровня развития страны «плавает» нижний возрастной порог, по которому собираются и публикуются данные.

     В России, в соответствии с требованиями МОТ учёт экономически активного населения ведётся в рамках обследования населения по проблемам занятости, которое проводится раз в квартал. Росстат один раз в два года публикует статистический сборник «Труд и занятость в России», а также периодически выходит в свет статистический сборник «Экономически активное население».

     Состав  экономически активного населения:

  1. Занятые:
    1. работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
    2. занимающиеся предпринимательской деятельностью;
    3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
    4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
    5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
    6. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
    7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);
    8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
    9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
  2. Безработные:

     К безработным относят лиц в  возрасте 16 лет и старше, которые  в рассматриваемый период:

  1. не имели работы и заработка;
  2. зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  3. занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  4. были готовы приступить к работе;
  5. проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.1

      Таким образом, рынок труда – система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, рынок труда имеет ряд специфических особенностей социального и социально-психологического характера, отличающих его от других (товарных) рынков.

1.2. Законодательная  основа РФ

 

     Для нормального функционирования рынка  труда необходимы законодательные  акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и т.д.

     В РФ создана основательная законодательная база по вопросам регулирования труда и занятости населения.

     Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ и в Федеральном законе РФ «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991г. (в ред. от 27.07.2010г.) (далее Закон о занятости).

     В ст. 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.2

     Направления политики государства в сфере  содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость  создания государством условий для  наиболее полного существования  права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6).3

     Основные  направления политики российского  государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость  закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

  1. Развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда.
  2. Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  3. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
  4. Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
  5. Объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения.
  6. Координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
  7. Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм.

     Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего – федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

     В РФ, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

     Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст. 21).4

     Примечательно, что в отношении отдельных  категорий граждан, особо нуждающихся  в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости.

Информация о работе Анализ занятости населения