Анализ занятости и безработицы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
БЕЗРАБОТИЦА: ЕЕ ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ
Понятие безработицы. Причины ее образования
Сущность и виды безработицы
Факторы, влияющие на рост и сокращение безработицы
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Анализ причин безработицы в Республике Казахстан
Анализ занятости и безработицы в Республике Казахстан
Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

Во втором – явное недоиспользование трудового  фактора производства, это не только нарушение социально экономических  прав человека, но и негативное давление на государственные финансы, связанное  с необходимостью содержания большого количества безработных и т.п.

Рынок труда  является самым несовершенным видом  рынка. Работники, предлагающие свою рабочую  силу, как правило, не достаточно информированы  о существовании спроса на их труд. Они не всегда знают обо всех свободных  местах работы даже в пределах своего города. Еще хуже они знают о  наличии рабочих мест в других регионах. В условиях рынка действует  экономический закон перемены труда, суть которого проявляется в том, что для того, чтобы улучшить свое экономическое положение, нужно  активнее работать, что предполагает необходимость постоянного совершенствования  и соответственно сменяемость форм трудовой деятельности в течении  всего периода трудовой жизни.

Так, например, американцы меняют работу в среднем 7,5 раз. В Японии, где часть рабочих  охвачены пожизненным наймом – 2,6 раз. В Западной Европе этот показатель больше, чем в Японии, но меньше чем  в США.

В развитых странах рынок, с его изменчивой конъюнктурой, заставляет две трети  работников непрерывно учиться. Массовый характер имеют кружки качества, группы обмена опытом, курсы освоения новых  технологий и приемов труда.

Для регулирования  рынка труда и занятости населения  в Республике Казахстан действует  «Закон о труде Республики Казахстан» от 10 декабря 1999 года и «Закон о занятости  населения» от 23 января 2001 года. Согласно «Закону о занятости населения» - безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют право  на получение государственной адресной социальной помощи [10].

В большинстве  стран с развитой рыночной экономикой проявляется дифференцированный подход к различным категориям лиц на рынке труда, в частности молодежи. В этих целях разрабатываются  и внедряются специальные программы  для борьбы с безработицей среди  молодежи. В этих программах значительное место занимают меры по созданию для  молодежи рабочих мест с участием предпринимателей, которым субсидируются  расходы по выплате заработной платы, государство полностью принимает  на себя расходы по профессиональной подготовке. 9 октября 1996 года вышло  распоряжение Президента Республики Казахстан  «О мерах по совершенствованию государственной  молодежной политики», предусматривающее  решение этих проблем [8, c. 123].

Можно выделить следующие причины безработицы  в Казахстане:

  1. чрезмерная опека родителями своих детей. Родители не дают совершеннолетним детям стать самостоятельными, не разрешают работать на полставки (подрабатывать) во время учебы в ВУЗе и т.д;
  2. отголоски кризиса 90-х годов прошлого века, когда родители попали под сокращения, им не платили зарплату вовремя, в результате чего они были вынуждены пойти заниматься собственным делом, торговать на рынке. Поэтому они не могут помочь своим детям после окончания учебы найти работу, т.к. сами не работают по специальности;
  3. работодатели. Быстро меняющийся мир, высокий темп жизни, технологии, конкуренция, вынуждают работодателей изначально устремляться на оптимизацию персонала, высокую производительность и эффективность, забывая о морально-нравственных обязательствах. Поэтому они не хотят брать на работу людей после 40 лет, женщин (из-за того, что они могут уйти в декрет), а набирают неопытных (в большинстве своем малограмотных) молодых людей, увольняют их без проблем под выдуманной причиной, увольняют людей, которые часто выходят на больничный;
  4. последняя основная причина – это же конечно потребность в тех или иных специалистах на рынке труда. У абитуриентов резко изменились ценности с морально-нравственных на материальные. Все хотят ничего не делать и получать за это большие деньги, стать большими начальниками. Поэтому и выбирают, как они считают, престижные специальности, такие как таможенное дело, банковское дело, финансы и кредит, экономика и менеджмент, переводческое дело, юридическое право, но рынок труда давно перенасыщен работниками этой специализации.

Истинные причины массовой (скрытой, неофициальной) безработицы в РК заключаются в следующем: многие ссылаются на образование, на то, что  учебные заведения (ВУЗы, колледжи, ПТУ) стали готовить неквалифицированные  кадры, в результате чего выпускники не могут найти работу. Но не всё  так просто. Можно согласится с  тем, что учебные заведения готовят  теоретиков, не уделяя внимание практике, но не всё зависит от них. У самих  абитуриентов нет осознания, чем  они будут заниматься после получения  специальности. Существует много учебных  заведений, которые выпускают некачественных специалистов – это, в основном, наличие заочной формы обучения, коррупция и т.д. Таким образом, обладание дипломом о высшем образовании  не гарантирует, что выпускник найдет работу (хоть какую-нибудь, даже не по специальности).

 

2.2 Анализ занятости и безработицы  в Республике Казахстан

 

Официальные данные по безработице в Казахстане публикуют Агентство РК по статистике совместно с Министерством труда  и социальной защиты. Источником для  этих данных служит текущее обследование населения - выборочное обследование семей, которое для агентства по статистике проводит Бюро переписей. Выборка охватывает около 50 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно и подобранных таким образом, чтобы представлять все население  страны. Вопреки распространенному  мнению данные по безработице не формируются  на основе обращений за пособием по безработице.

По данным агентства Республики Казахстан  по статистике во втором квартале 2011 года численность безработного населения (лиц, в возрасте 15 лет и старше, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 467,0 тыс. человек. Это по сравнению с аналогичным  периодом 2010г. меньше на 36,9 тыс. человек. Уровень безработицы сложился в 5,4% (во втором квартале 2010г.5,8%). Уровень  молодежной безработицы (в возрасте 15-24 лет) на второй квартал 2011 года составил 4,5 % (таблица 2).

 

Таблица 1 –  Уровень безработицы по регионам Республики Казахстан за 2010 года и  за 2 квартал 2011 года 

Регион 

2010

2011

Республика Казахстан

5,5 %

5,4 %

Акмолинская

5,7 %

5,5 %

Актюбинская

5,0 %

4,8 %

Алматинская

5,2 %

5,1 %

Атырауская

5,1 %

5,0 %

Западно-Казахстанская

5,4 %

5,3 %

Жамбылская

5,6 %

5,5 %

Карагандинская

5,3 %

5,3 %

Костанайская

5,5 %

5,4 %

Кызылординская

5,7 %

5,5 %

Мангистауская

5,9 %

5,8 %

Южно-Казахстанская

5,7 %

5,7 %

Павлодарская

5,3 %

5,2 %

Северо-Казахстанская

5,7 %

5,5 %

Восточно-Казахстанская

5,4 %

5,2 %

г. Астана

5,0 %

5,8 %

г. Алматы

5,8 %

5,6 %


 

По данным Агенства Республики Казахстан по статистике анализ уровня безработицы показал, что самый высокий уровень  безработицы за 2010 год наблюдался в Мангистауской области – 5,9 %, а самый низкий в Актюбинсой области – 5,0 % и в городе Астане – 5,0%, в среднем по республике он составил 5,5 %. Во втором квартале 2011 года самый высокий уровень безработицы  зафиксирован в Мангистауской области  – 5,8 % и в городе Астане – 5,8 %, а  в среднем по республике он составил – 5,4 %.

Анализ  уровня безработицы по регионам показал, что в среднем по республике уровень  безработицы снизился на 0,1 % (таблица 1).

 

Таблица 2 –  Основные показатели рынка труда

 

тысяч 

человек 

 

2008

2009

2010

Экономически активное население 

8415,0

8457,9

8610,7

Занятое население 

7857,2

7903,4

8114,2

Наемные работники

5199,4

5238,8

5409,4

Самостоятельно занятое

2657,8

2664,6

2704,8

Безработное население 

557,8

554,5

496,5

Уровень безработицы,%

6,6

6,6

5,8

Уровень молодежной безработицы, % (в  возрасте 15-24 лет)

7,4

6,7

5,2

Уровень долгосрочной безработицы, %

2,8

2,5

2,2

Экономически неактивное население

3416,2

3500,3

3487,7


 

Анализ  показывает, что уровень безработицы  с 2008 года по 2010 год сократился на 0,8 %, а занятое население увеличилось  на 257 тысяч человек [таблица 2].

Доля безработных мужчин во II квартале текущего года составила 42,2%, женщин – 57,8%. Численность безработных женщин сложилась в 269,9 тыс. человек, что на 72,8 тыс. человек (на 36,9%) больше числа мужчин.

Во II квартале  2011 года в общем числе безработных доля молодежи (в возрасте 15-24 лет) составила 11,5%, или 53,9 тыс. человек. Уровень молодежной безработицы сложился в 4,5% (таблица 3).

Таблица 3 – Безработное  население по полу и возрасту во 2 квартале 2011 года

 

Обобщая проведенный анализ, можно выделить следующие особенности  современной безработицы в Республике Казахстан:

  1. наибольший удельный вес среди безработных занимает молодежь в возрасте 25-29 лет, причем женщин, безработных в этом возрасте, намного больше, чем мужчин;
  2. наименьший удельный вес в структуре безработного населения занимают молодежь в возрасте 16-19 лет и люди предпенсионного возраста;
  3. самый высокий уровень безработицы в 2010 году наблюдался в Мангистауской области, во втором квартале 2011 года - в г. Астане и Мангистауской области, а самый низкий в 2010 году в Актюбинской области и в г. Астане, во втором квартале  2011 года в Актюбинской области;
  4. на сегодняшний день, численность безработного населения, занятого поиском работы в качестве наемных работников немного превышает численность безработного населения, занятого поиском любой работы.

Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по Республике Казахстан за период с 2008 по 2010 года и за 2 квартал 2011 года, определены области, ситуация на рынке труда которых  характеризуется самым высоким  и низким уровнем безработицы.

 

2.3 Пути решения проблемы  безработицы в Республике Казахстан

 

Государство играет регулирующую роль в постоянном поддержании сбалансированности экономических  приоритетов и приоритетов занятости  в программах экономических преобразований.

Основная  задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики – максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер  по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости  населения[11].

Цель  этой программы является обеспечение  продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей  силы, повышение качества рабочей  силы. Задачи программы:

  1. осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;
  2. содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;
  3. информационная поддержка политики занятости населения в регионе.

Информация о работе Анализ занятости и безработицы в Республике Казахстан