Северный морской путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:16, дипломная работа

Краткое описание

В связи с развитием и освоением шельфовых месторождений, а так же развитием судоходства в данном регионе, интерес стран Арктического бассейна активизировался как никогда раньше.
Претензии на арктический шельф, где по данным доклада американского комитета Geological Survey сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира, предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву.

Содержание

Введение
1.История освоения Арктики
Первые исследователи Арктики
Морские арктические экспедиции
Исследование Арктики ледокольными судами, самолётами и полярными станциями
2.Обеспечение безопасности плавания по СМП
Общие сведения
Границы района
Особенности плавания
Острова и проливы
Глубины, рельеф дна и грунт
Реки
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Режим плавания
Районы разделения движения судов
Навигационная информация
Карское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования (СНО)
Порты
Спасательная служба
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендации для подхода к Карскому морю с запада
Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
Плавание от мыса Желания до острова Диксон
Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
Море Лаптевых
Общие сведения
Берега
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Порты и якорные места
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева
Восточно-Сибирское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание при отсутствии льда
Плавание во льдах
Чукотское море
Общие сведения
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Население и населенные пункты
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря
3.Эксперимент "Северный морской путь 2011"
Общие сведения
Результаты эксперимента Северный морской путь 2011
Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути
Оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов
Результаты экспериментальной отработки технологии обмена данными между кораблем, ИАЦ КВНО и диспетчерским центром КБ НАВИС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 6.82 Мб (Скачать файл)

 

Средства навигационного оборудования

Чукотское море обеспечено как визуальными, так и радиотехническими  средствами навигационного оборудования.

Средства навигационного оборудования представляют собой светящие знаки, которые довольно равномерно распределены на побережье материка и в темное время суток обеспечивают плавание вдоль берегов.

Из радиотехнических средств  навигационного оборудования здесь  есть морские радиомаяки, радиолокационные маяки-ответчики и пассивные радиолокационные отражатели, установленные на навигационных знаках.

Условия радиолокационного  ориентирования в целом благоприятны.

При ясной атмосфере и  южных ветрах отмечается наличие  повышенной радиолокационной наблюдаемости, что увеличивает дальность радиолокационного  обнаружения надводных объектов.

 

Население и населенные пункты

Население побережья материка и островов Чукотского моря малочисленно. Основную его массу составляют чукчи  и русские. В небольшом количестве живут эскимосы.

Населенные пункты имеются  на протяжении всего побережья. Обычно селения состоят из 50–80 небольших  построек, среди которых выделяются одноэтажные деревянные дома или  служебные постройки полярных станций. Более значительны поселок Мыс Шмидта и селение Уэлен.

Полярные станции есть у мыса Отто Шмидта, в бухте Роджерс (остров Врангеля), у мысов Ванкарем, Нэттэн и в селении Уэлен.

 

Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям

В период навигации все  суда, плавающие в Чукотском море, оперативно подчиняются Штабу Востока, базирующемуся в порту Певек. Штаб, располагая данными ледовой авиаразведки, сообщениями полярных станций и прогнозами погоды, определяет наиболее удобные пути для судов и дает им соответствующие рекомендации Без разрешения штаба ни одно судно не должно входить в лед. Капитаны судов, следующих в Чукотское море, последнюю информацию о навигационно-гидрографической и ледовой обстановке получают от штаба морских операций по радио, связавшись с ним на подходе к портам Певек или Провидения.

Приведенные ниже рекомендации следует рассматривать только как  общие указания, основанные на опыте  плавания судов

Плавание в Чукотском  море, как и вообще в арктических  морях, требует особенно тщательного  наблюдения за состоянием компасов и  систематического определения их поправок При плавании во льдах в условиях частой ограниченной видимости и недостаточной изученности течений необходимо вести точное счисление, правильный учет дрейфа, контрольное измерение глубин, систематическое радиопеленгование береговых радиомаяков. Постоянное использование судового радиолокатора на всех шкалах дальности как для определения места судна, так и для следования во льдах – важное условие безаварийного плавания

 

При пользовании механическими  лагами необходимо помнить, что их показания  вблизи кромки льда в холодной и  плотной воде обычно бывают меньше действительно пройденного расстояния При определении места астрономическим способом надо учитывать, что рефракция в Чукотском море достигает больших величин. Для получения действительной величины наклонения горизонта необходимо применять наклономер.

Ввиду недостатка береговых  ориентиров часто приходится ориентироваться  по вершинам гор, удаленных от береговой  линии. Условия ориентировки могут  осложняться облачностью, закрывающей  вершины гор, и определяться тогда  можно только по радиопеленгам. В  районе больших лагун некоторые  горы с моря могут быть приняты  за мысы. Вид берега значительно  изменяется в зависимости от сезона. Осенью после выпадения первого снега ближайшие к морю горы, как правило, резко выделяются своим темным цветом на фоне поднимающихся за ними более высоких белых гор, поскольку снег на последних после выпадения осенью не тает. В начале навигации, как и поздней осенью, определяться по прибрежным горам затруднительно.

Независимо от того, будет  ли плавание совершаться под проводкой  ледокола или автономно, мореплаватель  должен знать основные правила плавания и маневрирования во льдах.

Используя для ориентировки во льдах различный цвет неба, следует  помнить, что в Чукотском море, особенно в его северных районах, лед бывает сильно загрязнен примесями  минерального и органического происхождения  в виде водорослей, ила и т. п. В  период интенсивного таяния эти примеси  скапливаются на поверхности льда, придавая ему темный цвет. Иногда примесей на льду так много, что при отсутствии снега лед дает на облаках темный отсвет, который неопытный наблюдатель может принять за водяное небо.

При маневрировании во льду надо учитывать, что в западной части  Чукотского моря вне пределов влияния  теплого течения, идущего из Берингова  пролива, лед больше тает с надводной  поверхности. Поэтому подводные  части льдин становятся много  шире надводных, выступая в виде таранов, достигающих в длину более 10 м. Это обстоятельство требует соблюдения особой осторожности при проходе  мимо отдельных крупных льдин, которые  рекомендуется оставлять как  можно дальше от судна. Если судну  после прохождения льдины надо изменить курс, следует помнить, что корма  может быстро перемещаться в сторону  только что пройденной льдины и судно, ударившись о лед, может повредить  борт, винт или руль. Обычно наиболее крепкая часть льдины находится  именно под водой.

 

Рекомендованные основные пути для плавания в западной части  Чукотского моря

Рекомендованные пути для  плавания в западной части Чукотского моря, приведены на навигационных  карта, в соответствующих рекомендациях  для плавания и Лоции Чукотского моря.

Распределение льда в этом море, обусловливающее выбор варианта пути, отличается здесь большим непостоянством.

Если в течение навигации  преобладают северо-западный и северный ветры, сплоченный торосистый лед блокирует  все материковое побережье моря и подходы к острову Врангеля, создавая почти непреодолимые препятствия даже для мощных ледоколов.

В этом случае при плавании из Восточно-Сибирского моря суда отходят от берега материка у мыса Биллингса и следуют к востоку в 10–15 милях от северо-западного и северного берегов острова Врангеля. Дальнейшее плавание к Берингову проливу, зависящее от ледовой обстановки, возможно как по проливу между островами Врангеля и Геральд, так и восточнее острова Геральд. Плавание севернее острова Врангеля осложняется отсутствием надежных ориентиров.

В отдельные годы еще до взлома припая в июне начинается разрежение льда в прибрежной зоне. При этом между припаем и дрейфующим льдом при восточном и юго-восточном ветрах вдоль побережья Чукотского моря образуется Чукотская заприпайная прогалина шириной 10–15 миль, заполненная разреженным льдом и перемычками сплоченного льда различной ширины. Кромка припая проходит примерно вдоль изобаты 20 м.

При плавании по заприпайной прогалине необходимо следить за ее состоянием на всем протяжении и за прогнозом ветра. При прижимных северо-западном и северном ветрах прогалина быстро закрывается. Суда, оказавшись между сплоченным льдом и припаем, могут попасть в сильное сжатие и получить серьезные повреждения. Поэтому при сильных прижимных ветрах судно должно зайти в укрытие или выйти в зону битого дрейфующего льда.

Укрытиями для судов могут  служить гряды стамух у кромки припая или специально пробитые ледоколами в припае каналы – “карманы”.

Пути для плавания по заприпайной прогалине выбираются в зависимости от ее конфигурации по рекомендованным путям.

После взлома припая заприпайная прогалина обычно быстро заполняется его обломками, что делает ее непригодной для использования. При благоприятных юго-восточном и восточном ветрах примерно в середине июля образуется прибрежная полынья, т. е. полоса чистой воды или разреженного льда с отдельными перемычками сплоченного льда, тянущаяся вдоль самого берега. Используя эту полынью для плавания, суда обычно идут по глубинам 10–20 м. В практике плавания были случаи, когда суда, вынужденные обходить сплоченные перемычки, приближались настолько близко к берегу, что почти не оставалось запаса воды под килем. В этих условиях требуется непрерывное и тщательное измерение глубин, особенно при проходе мимо устьев рек и лагун, где можно встретить не показанные на карте отмели, образующиеся при выносе грунта реками в период половодья. Плавание по прибрежным полыньям обычно осуществляется на участке мыс Якан – мыс Сердце-Камень. Восточнее мыса Сердце-Камень ледовая обстановка под влиянием теплого течения, идущего из Берингова пролива, бывает значительно легче.

Прибрежная полынья восточнее  мыса Ванкарсм иногда преграждается так называемым Колючинским ледяным пятном. В этом случае плавание осуществляется путями, показанными в таблице в разделе “Мористый вариант”, которые ведут в обход ледяного массива с севера.

В середине навигации иногда северо-западный и северный ветры  прижимали сплоченный лед к берегу материка, закрывая прибрежную и заприпайные прогалины, но открывая при этом полосу чистой воды или разреженного льда у южного берега острова Врангеля.

При такой обстановке пути судов следует выбирать, по “северному варианту”, вдоль южного берега острова  Врангеля.

Иногда западная часть  Чукотского моря при юго-восточных  ветрах полностью очищается ото  льда. При этом, транзитное плавание рекомендуется путями по “прибрежному варианту”.

Важно помнить, что при  любом варианте плавания в западной части Чукотского моря постоянное течение обычно сносит судно к северу.

При плавании с запада на восток рекомендованный путь в Чукотском  море в зависимости от ледовой обстановки выбирается перед входом в пролив Лонга напротив мыса Биллингса.

При благоприятной ледовой  обстановке рекомендуется следовать  путями, указанными в разделе “Прибрежный  вариант”, в пределах видимости  береговых ориентиров. Северный вариант  и мористый вариант (от мыса Отто Шмидта) выбираются при блокировании льдом путей прибрежного варианта.

Конкретное указание, каким  путем в данный момент надлежит следовать  в Чукотском море, каждое судно  или караван судов получает от Штаба Востока.

 

 

Эксперимент "Северный морской  путь 2011"

Общие свдения

28.08.2011 стартовал эксперимент  по оценке навигационной обстановки  в высоких северных широтах  при переходе Северным морским  путем по маршруту Мурманск - Петропавловск-Камчатский  – Невельск с использованием  различных типов спутниковой  навигационной аппаратуры на основе ГЛОНАСС и GPS.

Эксперимент организован  Информационно-аналитическим центром  координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) ФГУП ЦНИИмаш при содействии департамента Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России и проводится на новейшем корабле Береговой охраны - патрульном судне ПС-824, перегоняемом к месту постоянной дислокации на о. Сахалин.

Основные задачи эксперимента:

  • Тестирование отечественных и зарубежных образцов навигационной потребительской аппаратуры, в том числе и с использованием дифференциального режима навигации.
  • Оценка точности построения траекторий движения судна на основании апостериорной обработки данных различных двухчастотных (L1, L2) ГЛОНАСС/GPS приемников.
  • Оценка реальной навигационной обстановки в процессе перехода.
  • Отработка технологии обмена данными между мобильным пунктом мониторинга (на корабле) и ИАЦ КВНО.

В эксперименте участвуют  новейшие образцы навигационной  аппаратуры отечественных и зарубежных производителей – КБ «НАВИС», РИРВ, НИИ КП, Ижевского Радиозавода, "Радио  Комплекс", Javad GNSS, Leica (предоставлено компанией Навгеоком) и др. В подготовке эксперимента принимал участие Научно-производственный центр "Технологическая лаборатория"

 

 

Результаты эксперимента Северный морской путь 2011

Оценки реальной навигационной  обстановки вдоль трасс Северного  Морского Пути

 

      Расчетные  характеристики навигации с использованием  сигналов спутниковых навигационных  систем для трассы перехода  по Северному морскому пути  в августе-сентябре 2011 г. получены  на основе официальных альманахов  ГНСС ГЛОНАСС и GPS с учетом  состояния спутников и координат  корабля.

Использовались следующие  характеристики качества навигационной  обстановки:

  • Количество видимых спутников ГЛОНАСС при угле места 5º.
  • Геометрические факторы PDOP, HDOP и VDOP для ГНСС ГЛОНАСС, характеризующие полную точность позиционирования PDOP, точность позиционирования в плане HDOP и по высоте VDOP.
  • Количество видимых спутников GPS при угле места 5º.
  • Геометрические факторы PDOP, HDOP и VDOP для ГНСС GPS.

В таблице приведены сравнительные  характеристики качества навигации  по ГНСС ГЛОНАСС и GPS - средние, минимальные  и максимальные значения количества видимых спутников и геометрических факторов в течение суток в  период с 29.08 по 09.09.11.

 

  Сравнительные характеристики  качества навигации по ГЛОНАСС и GPS.

      На основании  анализа представленных данных  можно сделать вывод, что условия  навигации с использованием ГНСС  ГЛОНАСС и GPS на трассе перехода  в указанный период времени  являлись весьма благоприятными. Так, горизонтальный геометрический  фактор HDOP, характеризующий точность  навигационных определений в  плане, вообще является идеальным  как по системе GPS, так и по  системе ГЛОНАСС.

      На рисунке  1 представлено поведение перечисленных  характеристик качества навигации  по ГНСС ГЛОНАСС и GPS за период  времени с 29.08 по 09.09.11. Одновременно  на рисунке представлено количество  «рабочих» спутников ГНСС ГЛОНАСС  и GPS, по данным альманахов.

  Рис.1 Изменение характеристик  навигации по ГНСС ГЛОНАСС  и GPS в период с 29 августа  по 9 сентября 2011.

 

      В период  с 06.09.11 по 08.09.11 наблюдались локальные  ухудшения условий навигации  по ГНСС ГЛОНАСС. В этот период  времени зафиксированы локальные  «всплески» значений параметров PDOP и VDOP. Область, в которой  наблюдались локальные ухудшения  качества навигации с использованием  ГНСС ГЛОНАСС, распологалась в районе Чукотского полуострова.

Информация о работе Северный морской путь