Северный морской путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:16, дипломная работа

Краткое описание

В связи с развитием и освоением шельфовых месторождений, а так же развитием судоходства в данном регионе, интерес стран Арктического бассейна активизировался как никогда раньше.
Претензии на арктический шельф, где по данным доклада американского комитета Geological Survey сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира, предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву.

Содержание

Введение
1.История освоения Арктики
Первые исследователи Арктики
Морские арктические экспедиции
Исследование Арктики ледокольными судами, самолётами и полярными станциями
2.Обеспечение безопасности плавания по СМП
Общие сведения
Границы района
Особенности плавания
Острова и проливы
Глубины, рельеф дна и грунт
Реки
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Режим плавания
Районы разделения движения судов
Навигационная информация
Карское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования (СНО)
Порты
Спасательная служба
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендации для подхода к Карскому морю с запада
Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
Плавание от мыса Желания до острова Диксон
Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
Море Лаптевых
Общие сведения
Берега
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Порты и якорные места
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева
Восточно-Сибирское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание при отсутствии льда
Плавание во льдах
Чукотское море
Общие сведения
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Население и населенные пункты
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря
3.Эксперимент "Северный морской путь 2011"
Общие сведения
Результаты эксперимента Северный морской путь 2011
Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути
Оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов
Результаты экспериментальной отработки технологии обмена данными между кораблем, ИАЦ КВНО и диспетчерским центром КБ НАВИС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 6.82 Мб (Скачать файл)

Для сквозного плавания по Северо-восточному проходу Норденшельду предоставили сделанный из дуба промысловый китобойный пароход "Вега", водоизмещением 357 т. Судно имело паровую машину мощностью 60 л.с.и кроме того, парусное оснащение, скорость 6-7 узлов. Офицерский состав и команду корабля (всего 30 человек) подобрали из опытных моряков шведского военного флота и зверобоев. В качестве научных сотрудников, помимо Норденшельда, в состав экспедиции вошли зоолог А. Стуксберг, ботаник Ф. Чельман, геофизик А. Ховгард (датчанин), гидрограф Д.Бове (итальянец), доктор Э. Альмквист. Русское Географическое общество, исходя из того, что экспедиция вдоль северных берегов Евразии «представляет для нашего отечества высокий интерес», направило в экспедицию поручика русской гвардии лейтенанта Оскара Нордквиста. Он принимал деятельное участие в зоологических и других научных наблюдениях и служил переводчиком; оказал большую помощь экспедиции в общении с чукчами во время зимовки "Веги".

 

1 августа "Вега" прошла  через Югорский Шар в Карское  море и через 5 дней без препятствий  достигла гавани Диксона (устья  Енисея), откуда 10 августа отправилась  дальше к мысу Челюскина, который  вопреки всяким опасениям был  благополучно пройден. 24 августа  "Вега" достигла устьев Лены, где стали встречаться первые  льдины, обходя которые "Вега" благополучно достигла 27 сентября  залива Колючина. Борясь со льдами, она обогнула мыс, ограничивающий с востока этот залив, и была окончательно затерта льдами у Питлекая - мели, находящейся недалеко от Берингова пролива. Пришлось зазимовать всего лишь в 222 км от главной цели. В течении зимовки был собран значительный материал, тем более ценный, что эта местность никогда не была исследована научно. Только 18 июля следующего года судно продолжило плавание и, спустя два дня, обогнув мыс Дежнев, "Вега" вошла в Берингов пролив. Отсюда экспедиция направилась в Японию, а потом вокруг Азии и Европы по Тихому и Индийскому океанам, Суэцкому каналу, Средиземному морю и Атлантическому океану в Швецию. Таким образом, плаванием "Веги" была решена во всем объеме задача о Северо-восточном проходе. Рис. 1.1

Все плавания и экспедиции в арктические моря свои итоговые отчеты сопровождали схемами плаваний с указанием кромок льда. До начала XX в. плавающие в Арктику суда были или деревянными (частенько  парусными), или с недостаточно прочными железными корпусами. Поэтому они  не заходили в сплоченные льды. А  если заходили в силу незнания ледового режима, то попадали в пассивный  дрейф или оставались на зимовку, что в том и другом случае приводило к риску гибели судов и людей. Именно поэтому история освоения Северного Ледовитого океана (СЛО) и Северного морского пути (СМП) полна героики и трагизма.

Рис. 1.1   Маршрут следования шхуны "Вега"

 

В начале XX века освоение Северного  морского пути стало одной из насущных задач экономики России. Развитие сельского хозяйства в Сибири, связанное с массовым переселением на ее территорию крестьян, требовало  поиска новых маршрутов вывоза сибирского хлеба на мировые рынки.

В 1909 году на Невском судостроительном заводе были построены ледокольные  пароходы "Таймыр" и "Вайгач", предназначенные для систематических  исследований Северного морского пути. В 1914 году на этих ледоколах была отправлена экспедиция, в задачи которой входил проход Северного морского пути в  одну навигацию. В ходе экспедиции данную задачу так и не удалось решить. В октябре 1914 года, обогнув мыс Челюскин, пароходы встретили непроходимые льды, которые вынудили участников экспедиции остаться в дрейфе на зиму. Лишь в сентябре 1915 года, преодолев большие трудности, связанные с плаваньем по неизвестному фарватеру, ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" достигли Архангельска, осуществив сквозное плаванье в две навигации.

Вопросам освоения Северного  морского пути уделял большое внимание адмирал А.В. Колчак. Действующая  морская трасса от Архангельска до устьев Оби и Енисея позволяла  решить две стратегически важные задачи для белой армии. Установить надежную связь между северным и  восточным фронтами белых, обеспечить армию Колчака поступавшим из Англии и Франции оружием, боеприпасами и другим снаряжением. А на обратном пути вывозить из Сибири товары местных  кооперативов, прежде всего необходимое  Архангельску продовольствие. 21 мая 1919 года Временное правительство Северной Области принимает постановление "Об учреждении Междуведомственной Комиссии по организации Морской  экспедиции в Сибирь". Необходимость  развития северных морских путей  хорошо осознавали и большевики. 2 июля 1918 В.И. Лениным было подписано постановление  Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана.

В 1920 году Карские экспедиции положили начало регулярным плаваньям  через Карское море. В ходе первой экспедиции из Сибири было вывезено 11 тысяч тонн хлеба и других продовольственных  и промысловых грузов.

10 марта 1921 г. Ленин  подписал декрет о создании  Плавучего морского научно-исследовательского  института. Районом деятельности  этого института стал Северный  Ледовитый океан с его морями  и устьями рек, островами и  прилегающими к нему побережьями  РСФСР. Начиная с 1923 г. в течение  всего лишь десяти лет на  побережье и островах Северного  Ледовитого океана было построено  19 полярных радиометеорологических  станций. В это время в научном и повседневном обиходе прежнее название "Северо-восточный проход" полностью вытесняется понятием "Северный морской путь".

Отправной точкой к открытию регулярного сквозного сообщения  по Северному морскому пути стала  экспедиция выдающегося советского ученого О.Ю. Шмидта, состоявшаяся в 1932 на ледокольном пароходе "Александр  Сибиряков".

В 1929 г. Отто Шмидт - видный ученый, обладавший чрезвычайно широким  кругом научных интересов и богатой  эрудицией, являвшейся в то время  главным редактором Большой советской  энциклопедии, был назначен начальником  экспедиции на Землю Франца-Иосифа для закрепления суверенитета СССР на этой территории. Эта и несколько  последующих полярных экспедиций на ледоколе "Седов" позволили ему  оценить значимость полярных исследований и возможности плавания в тех  широтах.

В 1932 году под руководством О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина на пароходе "Сибиряков" впервые  была осуществлена экспедиция, в ходе которой маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию рис. 1. 2.

Пароход "Сибиряков", водоизмещением 3200 тонн вышел 28 июля 1932 года из Архангельска через Маточкин Шар, прошел в Карское  море и 3 августа 1932 года достиг порта  Диксон, где простоял до 11 августа, дожидаясь  транспорта с углем. Оттуда корабль  взял курс на Северную Землю, обнаружив  на пути остров Сидорова, положив начало открытию группы островов Арктического института. Затем "Сибиряков" прошел в море Лаптевых до бухты Тикси. В  районе Чаунской губы экспедиция попала в торосистые льды. Медленно пробиваясь сквозь них пароход добрался 10 сентября до острова Колючин. Здесь, в сложной ледовой обстановке сломались все четыре лопасти винта "Сибирякова". Потребовалось шесть дней, чтобы заменить их запасными. После этого команда продолжила плаванье по направлению к Берингову проливу, но через два дня льдиной срезало вал винта. Судно десять дней дрейфовало в разных направлениях. Когда ледовая обстановка стала более благоприятной на судне поставили 11 парусов. Медленно продвигаясь, "Сибиряков" вышел на чистую воду у северного прохода в Берингов пролив. Таким образом, экспедицией Отто Шмидта путь от устья Северной Двины до Беринова пролива был пройден за два месяца и три дня. Пароход "Сибиряков" был отбуксирован траулером "Усуриец" в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив здесь ремонт "Сибиряков" отправился в обратное плаванье через Суэцкий канал.

Рис. 1.2.  Маршрут следования парохода "Сибиряков"

 

Успех   экспедиции   Отто   Шмидта   доказал   возможность   активного хозяйственного освоения Арктики. Для практической реализации этой возможности было   создано   Главное   управление   Северного   морского   пути   (ГУСМП, Главсевморпуть). Начальником его назначили Отто Шмидта. На ГУСМП были возложены освоение и техническое оснащение трассы Северного морского пути, исследование недр полярных территорий, организация систематических научных исследований. Началось строительство метеостанций вдоль побережья, развитие радиосвязи, полярной авиации, строительство ледоколов и судов ледового класса. Для проверки возможности плавания по Ледовитому океану транспортных судов в 1933 г. по пути "Сибирякова" был направлен пароход "Челюскин" во главе с О.Ю. Шмидтом и В.И.  Ворониным.  В экспедиции участвовали ученые разных специальностей, она должна была также высадить на острове Врангеля группу зимовщиков с их семьями; на корабле были и плотники, направленные для строительства домов для зимовщиков. В условиях крайне тяжелой ледовой обстановки "Челюскин" пробился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог: ветры и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в Карское море. Зимовка корабля стала неизбежной. 13 февраля 1934 г. лед разорвал борт и через два часа "Челюскин" затонул. За это время на лед был выгружен заранее подготовленный аварийный запас. На льду оказалось 104 человека, в их числе 10 женщин и двое маленьких детей. "Челюскинская эпопея" жизни участников экспедиции в ледовом "Лагере Шмидта" и их спасения летчиками стала известны всему миру подвигом советских покорителей Арктики.

В 1934 году ледорез "Литке", под управлением капитана Н.М. Николаева  и научного руководителя В.Ю. Визе без  аварий прошел одну навигацию Северным морским путем из Владивостока в  Мурманск. Уже в следующем, 1935 году Северным морским путем прошли за одну навигацию четыре грузовых теплохода. В 1936 году была успешно осуществлена проводка военных кораблей Балтийского  флота на Дальний Восток (1936). В 1939 году ледокол "И. Сталин" совершил двойное сквозное плаванье за одну навигацию.

Советский Союз стал первой и единственной страной, активно  использовавшей дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляла собой установленный на дрейфующей льдине комплекс станционных домиков, в которых жили участники экспедиций и необходимого оборудования. Впервые такой недорогой и эффективный способ исследования Арктики предложил в 1929—году Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте. Благодаря существованию дрейфующих станций отечественные ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.

В 1937 транспортному судну "Моссовет" впервые удалось  пройти трассу Северного морского пути за одну навигацию в обоих направлениях. Весной 1937 г. самолеты доставили на льдину в районе Северного полюса начальника первой дрейфующей станции И.Д. Папанина, радиста Э.Т. Кренкеля, геофизика Е.К. Федорова и океанографа П.П. Ширшова. За 274 дня дрейфа папанинская станция "Северный полюс" прошла по генеральному направлению 2050 км. и была эвакуирована ледокольными пароходами "Таймыр" и "Мурман" в феврале 1938 г.

К началу Великой Отечественной  войны в Советском Союзе уже  был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике, велось обустройство таких опорных портов Северного морского пути, как Диксон, Игарка, Дудинка, Тикси, Певек и Провидения. Помимо существовавших в 1930-е годы задач по снабжению арктических строек и полярных станций, в годы войны возникла необходимость снабжения развернутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей, а также доставки грузов из США и Канады.

Из наиболее вьщающихся плаваний по Северному морскому в 1940-1970-е гг. можно отметить: снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов "Лена", "Енисей" (с 1954), осенние походы атомохода "Ленин" (1970-71). Северный морской путь стал неотъемлемым звеном народного хозяйства, обеспечивающим жизнедеятельность целого ряда районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. По этому пути осуществлялось их снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости, по нему же на "большую землю" доставлялись добываемые здесь природные богатства.

В 1941 была организована советская  воздушная экспедиция в район  полюса относительной недоступности (лётчик И. И. Черевичный и штурман В. И. Аккуратов). С 1948 начали применять новый метод изучения Центральной Арктики: небольшими группами учёных с помощью самолёта, садящегося на непродолжительное время на лёд в заранее намеченных пунктах. Этими группами был открыт подводный хребет Ломоносова. В 1950 во льдах Центральной Арктика была создана 2-я дрейфующая станция "СП-2" во главе с М. М. Сомовым.

После 2-й мировой войны  активизировали изучение Арктики США  и Канада. С 1946 ими ведутся океанографические  исследования восточной части Чукотского моря и моря Босфорта. Совершен ряд плаваний в арктических водах, омывающих берега Канады, Гренландии, островов Ян-Майен, Элсмир. В 1944 канадец Г. Ларсен на шхуне "Сент-Рок" впервые прошёл Северо-западным проходом в одну навигацию. С 1951 США организовали ряд высокоширотных воздушных экспедиций и дрейфующих станций в Арктическом бассейне.

С 1954 в Центральной Арктика  беспрерывно несут круглогодичную вахту одновременно две советские  дрейфующие станции "СП".

В начале 1990-х годов, распад Советского Союза и последовавший  за ним системный социально-экономический  кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. В связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России. Из-за либерализации цен и перестройки кредитной системы в тяжелое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру Северного морского пути ,что оттянуло развитие на 2 десятилетия . В первую очередь это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, полярных станций и ряда поселений, экономика которых преимущественно складывалась за счет обслуживания Северного морского пути.

 

Границы района

Трасса Северного морского пути, пролегает через Карское  море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Выйти на трассу СМП можно с запада, следуя через проливы Югорский Шар и Карские Ворота или, обогнув острова Новая Земля, с севера вокруг мыса Желания, и с востока — через Берингов пролив. Протяженность СМП около 3000 миль. Фактическая длина трассы зависит от выбора, обусловленного ледовой обстановкой в каждом конкретном случае, тех или иных вариантов пути на различных ее участках.

Трасса Северного Морского пути и границы морей Арктики 

 

Особенности плавания

 Основным фактором, затрудняющим  развитие мореплавания по трассе  СМП, является постоянное наличие  здесь мощных льдов. Следует  учитывать, что всем участкам  трассы СМП присуща, значительная  межгодовая и межсезонная изменчивость  всех характеристик состояния  льда. В связи с этим большая  изменчивость характерна как  для сроков начала навигации,  так и для ее продолжительности.

Информация о работе Северный морской путь